Воспитательная модель духовно нравственного воспитания школьников. Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве доу


Курбатова Т.М.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №119»

Модель духовно - нравственного воспитания школьника. Опыт реализации

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения нашей страны. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Кроме этого следует признать тот факт, что действующая система образования практически сняла себя функции по воспитанию и духовно-нравственному развитию. В результате этого мы имеем дело с поколением молодых людей, ценностные установки которых часто носят деструктивный характер.

Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня современной школе как одну из приоритетных.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия);

Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Для решения соответствующих задач была разработана определенная методическая модель духовно-нравственного воспитания, которая реализуется в нашей школе. В результате такого воспитания ребенок пробует себя в различных видах социально и личностно значимой деятельности, получает опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стремится к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике.

В разработке механизмов реализации данной модели духовно-нравственного воспитания мы опирались на следующие представления:

воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;

- воспитание представляет собой создание условий для развития личности, процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение;

Значительным воспитательным потенциалом обладает содержание образовательных программ; его реализация зависит от специальной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых в процессе образования;

- определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология.

Итак, процесс воспитания можно представить в виде следующей методической системы, которая включает в себя такие компоненты: цели и направления воспитания, содержание, средства и способы организации воспитательного процесса, критерии оценивания результатов.

Целевой компонент методической системы характеризуется осознанием учителем и учащимися целей и задач воспитательного процесса. Цель воспитания духовно-нравственной личности для учителя определяется осознанием необходимости духовного развития личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России. Содержательный компонент методической системы определяется с учетом государственных документов и корректируется с учетом личностных особенностей учащихся. Представлен он совокупностью дел, способствующих формированию духовно-нравственной личности.

Процессуально-деятельностный компонент методической системы базируется на основных направлениях воспитания, учете возрастных и индивидуально-психологических особенностях учащихся. Основные направления воспитания определяют формы воспитательной работы, направленной на формирование нравственной личности.

Выбор формы воспитательной работы обусловлен ситуацией, целями учителя, возрастными и психологическими особенностями детей.

Деятельность по воспитанию осуществляется в двух направлениях и реализуется в форме урока и различных видах учебной деятельности и во внеурочной деятельности.

Организационно-управленческий компонент представлен совокупностью разных форм организации воспитания на уровне школы, поэтому предполагает четкое взаимодействие администрации, которая обеспечивает процесс воспитания и осуществляет мониторинг качества, и педагога, который анализирует результаты воспитательной деятельности и осуществляет коррекцию и выбор пути нравственного воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей отдельного ученика или коллектива.

Результативно-оценочный компонент предполагает анализ и оценку уровня сформированности нравственных качеств, динамику развития личности, которые определяются методом наблюдения, статистических исследований, психологических диагностик.

На этапе разработки методической системы воспитательные цели были конкретизированы с учетом специфики образовательного пространства, в котором реализуется воспитательный процесс. Речь идет о таких факторах как резкое снижение воспитательного потенциала семьи; низкий уровень воспитания и духовно-нравственного развития родителей; повышенная занятость; сокращение времени общения родителей с детьми; значительное количество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Для микроучастка школы характерно национальное, культурное и религиозное многообразие населения и, следовательно, необходимость формирования норм совместного проживания, отражающих это многообразие.

В силу удаленности от центра данный район города не слишком насыщен кружками, секциями и клубами, которые могла бы принимать активное участие в духовно-нравственном становлении личности. Ближайшие «соседи» детский клуб «Корчагинец», Кировский ДК и КТОС «Кировец-1» являются постоянными партнерами школы по реализации программ направленных на духовно-нравственное воспитание ученика.

Таким образом, объективные обстоятельства определяют тот факт, что школа становится центром духовно-нравственного воспитания.

Деятельность нашего образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях:

1. учебно-воспитательное направление включает в себя следующие элементы, способствующие духовно-нравственному становлению

Военно-патриотический компонент (мероприятия, посвященные памятным датам, военно-спортивна игра «Зарница», смотр песни и строя, посвященный 23 февраля, тематичесие классные часы, тематические выпуски школьной газеты);

Историко-культурный компонент (тематические классные часы, выпуски школьной газеты, работа организованная на уроках, информационные пятиминутки «По страницам истории», работа по уходу за мемориалом, расположенным на микроучастке школы, мемориальной доской, расположенной на здании);

Личностно-ориентированный компонент (праздничные мероприятия, взаимодействие в коллективе, с товарищами и учителями, формирует представления и дает практический опыт честного, порядочного, ответственного отношения к делу, оценки своего поведения и поступков окружающих, участие в благотворительных акциях «Поделимся друг с другом добротой», «Весенняя неделя добра» и т.д., работа школьного самоуправления: заседания совета мэров, школьного совета, работа министерств, работа детского объединения «Сибирячок», посещение театров, музеев, выставок).

2. социальное взаимодействие включает в себя взаимодействие по двум направлениям:

Школа-ученик-семья (работа по налаживанию взаимодействия с семьей таким образом, чтобы семья оказалась включенной в жизнь школы и интересы ребенка: совместные мероприятия для учащихся и родителей (Осенний бал, День бегуна и т.д.), работа с родителями по привлечению их к участию в управлении школой (Школьный Совет, родительский комитет школы, Благотворительный фонд развития школы), психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, попавших в сложную ситуацию (работа совета профилактики, социального педагога по преодолению кризисных явлений в семьях учащихся).

Школа – ученик – социальные партнеры школы (образовательное учреждение выполняет роль «проводника» ребенка к спортивным клубам, развивающим секциям, домам творчества и пр. Эти организации призваны стать опорой в становлении личности, но в силу объективных причин ученик не всегда имеет возможность попасть туда без помощи школы)

Таким образом, главным содержанием процесса воспитания становятся различные виды индивидуальной и коллективной деятельности ученика, которые обогащают его нравственным опытом.

Описанная методическая система позволяет создать оптимальные условия для достижения результатов воспитания и развития школьников.

В нашем образовательном учреждении наблюдается положительная динамика в следующих направлениях. По результатам диагностик и анкетирования отмечается

1. Повышение духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышение уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

2. Увеличение количества учащихся убежденных в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

3. Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, продолжение процесса оформления школы в качестве центра социокультурной среды.

4.Повышение в процессе реализации мероприятий Программы организационно-управленческого потенциала, авторитета администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива в целом.

5. Снижение уровня разобщенности людей, повышение уровеня культуры отношений, профилактика национальной и религиозной нетерпимости, утверждение принципов толерантности, гражданской и социальной солидарности.

6. За два года было отмечено:

Снижение числа учащихся состоящих на внутришкольном контроле;

Снижение числа правонарушений среди учащихся;

Снижение числа учащихся, имеющих пристрастие к курению;

Рост числа учащихся, занятых в кружках, спортивных секциях и т.д.

О воспитании сказано много. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Справедливость этого высказывания сложно оспорить. Задача современной школы заключается в создании таких условий обучения, которые позволят в полной мере развить личность.

Кирсанова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "Промышленновская СОШ № 2"
Населённый пункт: Кемеровская область п. Промышленная Ул Октябрьская,75
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации
Дата публикации: 03.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

МБОУ «Промышленновская СОШ № 2»

Модель духовно-нравственного

воспитания в дошкольной

образовательной организации

Выполнила:

Кирсанова О.В.

воспитатель первой

Промышленная, 2016

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство
– время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Цель воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не
знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Большую часть времени ребенок проводит вне дома, в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому, нравственное воспитание детей дошкольного возраста ложится и на плечи воспитателей. Рекомендуется: 1. Чтение рассказав, несущих духовный смысл и обсуждение с детьми прочитанного материала. 2. Посещение картинных галерей и музеев. В том числе краевых, с целью ознакомления с местной историей и биографией знаменитых людей. 3. Рассмотрение репродукций и предметов искусства. 4. Проведение дидактических игр. 5. Постановка мини-спектаклей по сказкам. Обсуждение поступков героев. Наиболее эффективным в процессе нравственного воспитания в дошкольном возрасте считается словесный метод. К нему относят: 1. Чтение воспитателем литературных произведений. 2. Чтение воспитателем и детьми стихотворений. 3. Проведение диалогов с детьми. 4. Ответов детей на вопросы воспитателя и наоборот. 5. Дидактические, сюжетно-ролевые и малоподвижные игры.
6. Игра в загадки. 7. Составление рассказов детьми по иллюстрациям и схемам. 8. Разбор жизненных ситуаций. 9. Проведение тематических вечеров и викторин. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Знакомить детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицировать его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомить с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогать детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети могут украсить декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дать представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Сравнить дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находит общее между ними и различия. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки. Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомить с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения
сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказать о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.) Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используются при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям
Игра «Жизнь в лесу»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как- то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра «Муравьи»
Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому- нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том,
что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)
Игра «Добрые эльфы
» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.
Игра «Театр теней»
Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что- нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.
Игра «Ожившие игрушки»
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так можно используем дидактические и народные игры в воспитании духовно- нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, можно достичь следующих результатов: устойчивость навыков поведения; сформированность основ ценностных сфер личности; стабильность психического развития; целостность восприятия мира; воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельном

Екатерина Курочкина
Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Курочкина Екатерина Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ

"Детский сад № 8"

Из Концепции государственной политики в области детей в Российской Федерации и защиты их нравственности : мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно -нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. В разнообразии детства и опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

Началом нашей работы духовно-нравственного воспитания дошкольников стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников . Педагоги проанализировали результаты взаимодействия и педагогические наблюдения с дошкольниками . Используя полученные материалы, мы выявили проблемы :

Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций;

Недостаточные образовательные теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников ;

Недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания в семье .

Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников .

Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, на которые опирается при работе наш детский сад. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013 выдвигает среди приоритетов задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Наш детский сад работает на основе методологической базы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» , направленной на развитие духовно -нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Авторами программы являются : Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ. Программа соответствует светскому характеру образования , способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях. Цели деятельности : объединение усилий детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников , создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Для достижения выбранной цели были определены задачи :

Развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста ;

Обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей;

создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в образовательном учреждении и семье , повышение педагогической культуры родителей;

Интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, формирование опыта ее целостного восприятия ;

Обеспечение преемственности образования на разных этапах и в различных формах на основе единой цели, содержания, педагогических технологий;

Обеспечение педагога социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социокультурный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности , в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Каждая тема, которую дети осваивают на Истоках в дошкольном учреждении , прорабатывается во временной связи прошлого, настоящего и будущего. Именно это даёт возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей, и отдалённой.

Педагоги используют в работе систему категорий курса «Истоки» . Это книги для развития детей 3–7 лет – новый вид образовательного инструментария , эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей. Серия этих книг помогает создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. Универсальность книг для развития в том, что они с успехом могут быть интегрированы как парциальные программы для дошкольного образования .

Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей :

В младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий : Слово, Образ , Книга;

В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории : Родной очаг, Родные просторы , Труд земной, Труд души;

В старшей группе обращается внимание на ценности внутреннего мира человека : Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;

Серия книг для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово» , «Напутственное слово» , «Светлый образ » , «Мастера и рукодельницы» , «Семейные традиции» направлена на приобщение читателей к отечественным традициям.

Необходимым условием для работы по духовно – нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении является :

создание развивающей предметно – пространственной среды для воспитательно - образовательного процесса ;

Обеспечение программно – методической художественной литературой;

Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу .

За период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений : пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В группах имеются уголки по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию , экологическому развитию.

Для развития профессиональной компетентности в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы :

Заседания педагогического совета;

Семинары;

Консультации индивидуальные и групповые;

Дни творчества;

Открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса ;

Презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс .

Духовно – нравственное развитие детей в рамках программы «Истоки» в нашем детском саду осуществляется интегрировано, системно, планируется в различных видах деятельности такие формы, как :

Непосредственная образовательная деятельность ;

Праздничные мероприятия;

Мини-музей;

Проекты, создание лепбуков ;

Кружок «Истоки» ;

создание развивающей предметно – пространственной среды

В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются в нашем ДО методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием , обеспечивающие преемственность всех ступеней образования , создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя .

Используемые активные занятия – высокоинтенсивные истоковские педагогические технологии предусматривают :

Активное участие всех детей группы в практической деятельности;

Субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;

Вырабатывается единый социокультурный контекст группы, изменяется социокультурная основа личности и группы.

Активные занятия способствуют приобретению детьми таких качеств, как чувство защищённости, уверенности в поддержке, доверие к оценке, позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий .

С прекрасными традициями русского народа воспитанники нашего детского сада знакомятся через «Семейные традиции» . Они напоминают нам о гостеприимстве и радушии, почитании родителей и послушании, благодарении и милосердии.

Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздник является как итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями , а непосредственными участниками праздника.

Через традиции нашей семьи дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

Мероприятие «Верность родной земле» направлено на первоначальное прочувствованное восприятие детьми и родителями ценностей внутреннего мира человека : Веры, Надежды, Любви, Мудрости.

Такие мероприятия раскрывают детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.

Праведный труд дошкольников , организованный в ДОУ, направлен на приучение ребенка к доброму делу, укреплению его в добре. Ребёнок знакомится с ценностями деятельности человека : труда на земле.

В дошкольном учреждении воспитанники учатся добрым делам , нравственным ценностям. В течение года организуем и проводим акции : «Сохраним елку - ценность наших лесов» , «Покормите птиц зимой» , «Доброе сердце» ко дню аутичных людей, «Солдатский платок» . Такое участие пробуждают в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым.

Вариативной частью образовательной «Истоки» . Воспитательная групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет)

Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки» . Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.

Портфолио дошкольника духовно-нравственного воспитания используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников : родителей, педагога, ребенка.

Стержневой основой является проектная деятельность с детьми и родителями в контексте «Истоковедения» . Цель проектов : приобщение дошкольников и их родителей к культурно–историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.

Итоговым продуктом проектов является создание лэпбука - как заключительного этапа самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.

Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба» . Родители являются активными участниками по созданию среды музея .

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья . Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Работа с родителями осуществляется через :

Организацию ресурсного круга с семьями;

Мастер-класс МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки» ;

совместные конкурсы : "Светлая надежда", «Ожидание» , «Рождественская елочка» , «Пасхальное чудо» .

Ребёнок индивидуальная личность, для понимания родителями своего ребенка, воспитателями организована творческая мастерская «Моё семейное древо» .

Такая форма работы позволяют нам укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно -нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможност :.

Экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин;

Центр детского творчества помогает постичь глубину понятия «мастер своего дела» , приобщиться к удивительному явлению радости труда.

Вывод : из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания . Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно -нравственных качеств личности дошкольников в детском саду это :

Совершенствовать систему работы по духовно -нравственному развитию детей, через использование эффективных методов, средств и формы работы с детьми, родителями и общественностью;

Выстраивать систему подготовки педагогических кадров на основе активных форм обучения;

Обеспечить систему преемственности духовно -нравственного развития со школой.

Выступление хочется закончить словами :

«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослыми и сверстниками».

(А. Г. Асмолов)

Основные идеи разработки программы Обеспечение системного подхода в воспитательном процессе

Достижение общей цели - воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.

Цель программы Воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.
Задачи программы 1 . Развивать субъективность личности каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности на уроках и во внеурочное время.

2. Содействовать самовыражению индивидуальности младшего школьника в интеллектуальном, духовно-нравственном, коммуникативном, эстетическом и физическом аспекте.

3. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся.

4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.

Условия достижения цели и задач программы. Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного процесса: дети-учителя.

Проведения мероприятий по реализации цели и задач программы.

Участие социальных партнеров.

Поддержка администрации школы и родительской общественности.

Срок действия. 2008 - 2009 уч.год - 2011 - 2012 уч.год
Основные направления. Духовно - нравственное воспитание осуществляется через:

изучение и становление детского коллектива

обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.

использование технологии поэтапного формирования нравственной культуры

процесс общения и сотрудничества учителя и детей: это общение должно стать естественным качеством взаимоотношений.

Исполнители основных мероприятий программы Классный руководитель, дети, родители, педагоги, социальные партнеры.
Механизм реализации Первый этап -1 класс "Мы капельки". Этап формирование коллектива (моделирование).

Второй этап -2 класс "Мы - чистый ручеёк" этап развития внутриколлективных связей

Третий этап - 3класс "Мы - река мудрости" (стабильное функционирование).

Четвёртый этап - 4 класс "В океане друзей" (социализация, завершающий).

Ожидаемые результаты 1 . Развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышения уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

2. Улучшение социально-психологического климата в классном сообществе.

3 . Повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества, навыков общения и толерантности.

4 . Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры.

Введение.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.
(Л.С. Выготский)

Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой "статус первоклассника" ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.

За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема - общение. Ведь поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности. Поэтому, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.

Среди трёх аспектов школьной зрелости: интеллектуального, эмоционального и социального, последний аспект имеет чрезвычайно важное знание для решения проблемы общения. Под социальным аспектом понимается потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые в свою очередь являются регуляторами нравственных поступков личности.

Роль учителя начальных классов в формировании культуры общения младших школьников, безусловно, велика: он закладывает фундамент общения, хорошего поведения ребёнка.

Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.

Наш принцип - совершенствовать личность ребёнка, его внутренний мир, внимательно изучать желания и потребности, воспитывать в ребёнке милосердие, доброту, вежливость, благородство. Главное для нас не убить в ребёнке индивидуальности, стремления к познанию жизни, желания творить. Вот тогда школа станет для детей школой радости.

Обоснование актуальности проблемы.

Духовно-нравственное воспитание детей является одним из ключевых моментов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Именно учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. В процессе нравственного воспитания мы формируем у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Смысл нашей работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Мы должны помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Концептуальные основы программы.

Понятие "нравственное воспитание" достаточно широко. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы произвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Перед нами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Им свойственны доверчивость, исполнительность и впечатлительность. Это позволяет заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Овладение средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу");

2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю");

3) умение организовать общение ("Я умею").

В моральном сознании младших школьников преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителя внимания и специальной педагогической работы.

Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. В воспитательном процессе используются различные приемы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример, обсуждение жизненных ситуаций.

В начальной школе ребенок должен поступать нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостям других, учить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

Наша система воспитательной деятельности основывается на следующих принципах гуманистической педагогики:

1. Личностный подход в воспитании :

  • признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
  • уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.

2. Природообразность воспитания :

  • обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Гуманизация межличностных отношений :

  • уважительное отношение между педагогом и детьми,
  • терпимость к мнению детей,
  • создание ситуации успеха.

4. Деятельностный подход к воспитанию :

  • организация жизнедеятельности класса как основы воспитательного процесса.

5. Дифференциация в воспитании :

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.

6. Принцип открытости :

  • участие в процессе воспитания максимального количества учреждений и людей.

7. Средовой подход в воспитании :

  • педагогически целесообразная организация среды в классе, а также использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурной).

8. Непрерывность процесса воспитания :

  • преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.

9. Принцип самореализации, означающий:

  • осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в классе;
  • добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
  • поощрение достигнутого результата;
  • признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.

10. Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:

  • обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
  • наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках учебного года;
  • предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
  • взаимоуважение всех участников рабочего коллектива.

11. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления , который предполагает:

  • создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
  • защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.

12. Принцип динамичности (постоянной смены деятельности).

В процессе педагогической работы используются следующие методы педагогического воздействия , разработанные Щукиной Г. И, среди которых выделяют такие группы :

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Направление работы с детьми.

  • "Моя школа - мои друзья" (досуг, общение, работа над детским самоуправлением).
  • "Матушка - Русь! Я тобой горжусь" (гражданско-патриотическое воспитание).
  • "Я здоровье берегу - сам себе я помогу" (здоровый образ жизни).
  • "Мама, папа, я - дружная семья" (работа с родителями).
  • "Хочу всё знать" (учебная деятельность, познавательное воспитание).
  • "Умел ошибиться, умей и поправиться" (профилактика правонарушений).
  • "Природа дарит людям чудеса" (экологическое воспитание).
  • "Время пришло делать добро" (нравственное воспитание).
  • "Все профессии нужны - все профессии важны" (профориентация).

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Предмет изучения Методы и приёмы изучения Сроки проведения
Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе. Социометрическое тестирование

Анкета "Оценка контактности учащихся".

Педагогическое наблюдение.

1 этап
Условия развития личности. Беседы с родителями. Посещение семей учащихся.

Методика Овчаровой Р.В. "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации". Анкетирование. Педагогическое наблюдение.

На всех этапах
Интересы и увлечения учащихся. Методика Байбородовой Л.В. "Цветик - семицветик".

Анкетирование "Мои увлечения".

1,2 этап
Самочувствие в классе, с друзьями. Защищенность и комфортность ребенка в школьном сообществе. Анкета "Оценка школьной мотивации".

Педагогическое наблюдение.

1 этап
Самооценка личности ребенка. Методика "Лесенка".

Методика "Я и мои друзья". Педагогическое наблюдение.

3 этап
Сформированность классного коллектива. Методика "Какой у нас коллектив?" (А.Н.Лутошкин)

Социометрический тест.

Педагогическое наблюдение.

1, 2, 3, 4 этапы

1, 2, 3, 4 этапы

Сформированность нравственного потенциала личности Методика Б.П. Битинас, М.И. Шилова. "Пять вопросов".

Методика ТисленковойИ.А.Диагностика воспитанности для детей 1-2 класса. Методика И.А. Тисленковой Диагностика отношения к выделенным качествам (3-4 кл)

Методика С.М. Петровой "Пословицы"

Методика М.И.Шиловой "Изучение воспитанности учащихся". Педагогическое наблюдение.

1, 2 этап
Сформированность коммуникативного потенциала личности Методика М. И. Рожковой "Изучение социализированности личности учащегося". Педагогическое наблюдение. 3 этап
Проявление индивидуальности ("лица") ученика Методика "Десять моих "Я" 3, 4 этап
Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...