Тувинский женский национальный костюм выкройки. Сакральные аспекты тувинской национальной одежды


Одежда тувинцев

Одежда современных тувинцев претерпела зна­чительные изменения в связи с изменением быта. Большинство аратов носит национальный костюм монгольского покроя, каким он сложился за последние полтора-два столетия. Летний мужской костюм арата собственной пошивки состоит из короткой рубахи и штанов из бязи или далембы. Рубаха (мужская и жен­ская) - с прямым разрезом и стоячим воротником, который отгибают наподобие отложного и застегивают на одну пуговку. Иногда рубаху шьют распашной. Женскую рубаху шьют с короткими рукавами. Штаны носят на узком пояске, который пропущен через петельки штанов, или на вздержке. Женщины носят теперь короткую юбку. Верхней одеждой служит легкий халат из синей или черной материи, особенно при выходе из дома. Халат этот длиннополый, одинаковый у мужчин и женщин, запахивается левой полой наверх и застегивается на пуговицы на плече и подмышкой. Покрой халата со ступенчатым вырезом на верхней поле и высоким стоячим воротником, который носят отогнутым, как отложной. Халат носят с опояской, сделанной из куска ткани.

Зимой мужчины и женщины носят овчинную шубу такого же покроя* как халат, но с низким стоячим воротником. У женщин шуба отделана узкой полоской из ценного меха, нашивкой цветной материи вдоль полы и выступа на груди.

Головным убором у мужчин летом служит покупная фетровая шляпа кепка или фуражка военного образца. Женщины и девушки носят платок, берет, а в домашней обстановке ходят с непокрытой головой, связывая волосы сзади в пучок, не заплетая их в косы. Мужчины либо коротко стри­гут волосы, либо носят обычную мужскую прическу городского типа. Старухи и старики стригут волосы коротко. Зимой мужчины носят теп­лые, иногда меховые шапки, чаще покупные, а женщины еще и теплые платки.

Еще сохраняется в быту национальная обувь из кожи на толстой много­слойной подошве, с войлочной прокладкой внутри, с загнутым острым нос­ком, а также из шкуры, снятой с ног козули, оленя, сохатого мехом наружу. Такую обувь носят и мужчины и женщины.

В большей степени сохранился старый национальный костюм у колхоз­ников тувинцев Тоджинского района, где мужская и женская верхняя одежда различается только по головному убору и украшениям. Летняя одежда, кроме рубахи и штанов, состоит из халата описанного выше по­кроя, но иногда сшитого не из материи, а из весенних шкур оленя, на ко­торых остается только подшерсток. Халат носят с опояской. Штаны лет­ние также шьют из выделанной шкуры оленя или козули. Летнюю обувь шьют как из покупной кожи, так и из лап (с весенней шерстью) оленя, сохатого, марала. Мужчины носят круглую шапку из мелкошерстной мер­лушки, но чаще покупные головные уборы. Женщины покрывают голову платком, завязывая концы его на затылке, или носят покупной берет.

Зимние шубы такого же покроя, как халат, шьют из оленьих шкур шерстью внутрь и покрывают их сверху синей, черной и даже красной (женские) материей. Стоячий воротник делают из овчины. Рукава халата сужива­ются книзу и заканчиваются полукруглым овчинным отворотом. Края пол и подола обшивают полоской из материи. Женская шуба отличается боль­шим количеством аппликаций из цветной ткани, которые нашивают от левого плеча по ступенчатому вырезу до правой подмышки.

Охотники носят доху (чагы) из шкуры козули шерстью наружу, с раз­резом в подоле, длиной до колен. Полы не запахиваются, а сходятся краями и завязываются ремешками, воротник также завязывается спереди. Ме­стами сохранилась старинная куртка (хурме) из шкурок (шерстью наружу), снятых с головы козуль, без воротника, но с круглым вырезом; полы ее, одинаковой ширины, соприкасаются краями и завязываются ремешками. Ее носят поверх шубы. Штаны зимние часто шьют из летней шкуры (с под­шерстком) оленя или козули, шерстью внутрь. Обувь шыот из шкур, сня­тых с лап оленя, сохатого или козули, убитых зимой. Охотники носят еще наколенники из мягкой гладкой оленьей шкуры, иногда шкуры козули, реже лошади, шерстью наружу. Наколенники пристегиваются к поясу при помощи ременных петелек.

Национальная одежда тувинцев-колхозников в настоящее время соче­тается с одеждой городского покроя, продаваемой в сельских и городских магазинах. Тувинцы постепенно переходят к новому типу одежды. Старые длиннополые халаты и шубы, приспособленные к кочевому образу жизни, к верховой езде, весьма неудобны при ходьбе пешком, при выполнении многих новых видов сельскохозяйственных работ. Вполне понятно от­сюда желание тувинцев обзавестись при первой возможности одеждой городского покроя. Особенно стремится к этому молодежь обоего пола, которая не желает носить неуклюжую громоздкую обувь и стесняющие движения длиннополый халат или шубу. К этому нужно добавить влия­ние тувинцев - жителей городов и районных центров (рабочих, служащих и учащихся), которые носят костюмы городского покроя. Покрой старого тувинского костюма, несмотря на его распространенность, обречен на исчез­новение вследствие его явного несоответствия новым формам домашнего и производственного быта. Только материал (овчины, оленьи шкуры, кожи и т. д.) сохранит свое значение для некоторых видов одежды, осо­бенно для районов с суровыми климатическими условиями.

Домашняя жизнь современных тувинцев характе ризуется не только резким изменением материаль­ного быта, но и ломкой старых семейных отношений, хранивших в себе феодально-родовые пережитки. Ярче всего это прояв­ляется В" положении рядовой тувинской женщины, замкнутой в прошлом в узких рамках тяжелого домашнего быта. Тувинская женщина получила равноправие во всех областях хозяйственной, государственной, культур­ной и общественной жизни еще по Конституции Тувинской Народной Республики. Ей были предоставлены не только формальные права равен­ства с мужчинами, но и обеспечены условия для их реализации: одина­ковая с мужчинами оплата труда, предоставление трудового отпуска и отпуска по беременности (с оплатой содержания), социальное стра­хование и т. д. Запрещалось и каралось по закону всякое нарушение равноправия женщины во всех областях хозяйственной, политической и культурной жизни. Не разрешалась насильственная выдача замуж, наказывалось вступление в брак с несовершеннолетней.

Осуществление прав тувинки, закрепленных Конституцией Тувин­ской Народной Республики, потребовало упорной борьбы с многими ста­рыми обычаями, существовавшими веками. К ним относятся калым и раслоряжение женщиной как собственностью, ряд запретов для женщины в отношении старшей родни мужа и его родителей (эту категорию родствен­ников женщины не должны были называть по имени, не должны находиться при них с непокрытой головой или без обуви и т. д.), случаи многожен­ства, левирата, просватывание малолетних или даже ожидаемых детей. Пережитки в области семейнобрачных отношений частично сохраняются у аратов-единоличников еще и теперь.

Быстрее всего было достигнуто вовлечение женщины в сферу производ­ственной жизни тувинцев, чему препятствовали раньше рамки домашнего хозяйства и семейные обычаи. Затем были достигнуты успехи в привлече­нии женщины к общественной, государственной жизни, к образованию. В период Великой Отечественной войны женщина у тувинцев сделалась серьезной силой в области сельскохозяйственного труда и местной промыш­ленности. Тувинки-единоличницы, не говоря уже о состоявших в тожзе- мах, сеяли хлеб сверх плана в фонд победы, выращивали и сохраняли скот. Перед вступлением Тувы в состав СССР около тысячи женщин работало в партийных и государственных организациях в городах, поселках, хошу- яах и сумонах.

С установлением советской власти практическая реализация равно­правия тувинки, обеспеченного Советской Конституцией, пошла исключи­тельно быстро. В настоящее время большинство женщин у тувинцев грамотно. Женщина заняла подобающее ей место в создании социалисти­ческой культуры и экономики. Тувинские партийные организации про­водят большую работу по повышению активности женщин. Среди них ведется массовая политико-просветительная работа, устраиваются собра­ния и беседы, на которых разъясняются задачи и значение быстрейшего завершения социалистических преобразований в экономике и культуре Тувы. Для женщин специально устраивают лекции, читки газет.

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Национальную верхнюю одежду - длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками, на плече и под мышкой, тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Одежда была демисезонной, летней, зимней, но различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

Зимой носили хураган кежи тон и тодарлыг тон. Шили их из разных шкурок подросших ягнят и всегда покрывали тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть должна была иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, то есть были нагольными.Негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз, причем использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше. В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон; он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что изготовлялся из шкур баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым.

Зимняя одежда была темной, а летние ткани - более светлых расцветок. Летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой.

Символы и цвета в национальных костюмах тувинцев тоже имели особый смысл. Среди них можно выделить систему символов цвета. Следует сказать, что в этом смысле у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами.

Самые распространенные цвета в национальной одежде тувинцев - белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. У каждого из них свое значение. Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» - самый священный и желанный, символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Противопоставляется белому цвету черный. Если в тибетской системе он однозначно олицетворял все злое и мрачное, то в тувинской символике, как и монгольской, он противоречив. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, - это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, - несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений. Кроме того, черный в одежде применяла часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава. В одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны - выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Остальные цвета - это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети»: розовый, голубой и другие. Они обладали не таким обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий - удачу, победу, золотой и желтый - святость, божественность, высшую исключительность.

С ростом национального самосознания, проявляется интерес к различным сторонам традиционной культуры, в том числе и к одежде.

Настоящая работа, содержит описание традиционной верхней одежды тувинцев.

Прилагаются цветные иллюстрации с изображениями одежды.

Работа предлагается широкому кругу людей, а именно интересующимся историей тувинцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Тыва

Тандинский кожуун

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Основная образовательная школа с. Усть-Хадын

СТАТЬЯ

«Национальная верхняя одежда тувинцев - тон»

Над материалом работала:

Оюн Аржана Кок-ооловна

учитель начальных классов

пед. стаж: 19.11 г

С. Усть-Хадын,2013г

Краткая аннотация

С ростом национального самосознания, проявляется интерес к различным сторонам традиционной культуры, в том числе и к одежде. Настоящая работа, содержит описание традиционной верхней одежды тувинцев.

Прилагаются цветные иллюстрации с изображениями одежды.

Работа предлагается широкому кругу людей, а именно интересующимся историей тувинцев.

Введение ………………………………………………………………... 4

1. История развития тувинского национального костюма ………….5

2.Теплая верхняя одежда тувинцев – кышкы тон. …………………7

3.Символы цвета в тувинской одежде. ………………………………8

4.Цветовая традиция в одежде - тон тувинцев. …………………….10

5.Заключение. …………………………………………………………11

6.Литература. ……………………………………………………………12

Введение

Тема проекта:«Тувинский национальный верхний костюм - тон».

Работы, посвященные изучению тех или иных сторон традиционной культуры, в последнее время принято стало предварять оговорками о том, что такого рода исследования являются традиционными для отечественной этнографии. Традиционная одежда, пожалуй, нуждается в такой оговорке более, чем любое другое явление традиционной культуры. Итак, хотя тема нашей работы в целом не является новой, тем не менее предлагаемый нами подход и применение его на практике мы берем на себя смелость назвать во многих отношениях вполне новым. Мы попытаемся рассмотреть традиционный комплекс одежды тувинского народа, как проявление некоей единой культурной общности и это единство, насколько возможно, увидеть и в мелочах.

Объектом нашего исследования является традиционная одежда тувинцев, ее прикладное и эстетическое значение.

  • Предметом же исследования я выбрала особенности, этнокультурные комплексы и связи тувинцев, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды.

Исходя из этого, цель нашей работы изучить особенности национальной верхней одежды - тон, значение и использование цветов в народных представлениях.

В соответствии с поставленной целью мной определен ряд задач :

Анализ верхней одежды – тон, его систематизация и классификация;

Выделение этнокультурных комплексов в одежде.

Новизна работы заключается в попытке выяснить градацию цветов в костюме тувинцев в зависимости от возраста и пола.

История развития тувинского национального костюма.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. Особенности народного костюма жителей Урянхая складывались и под влиянием общения с алтайцами, хакасами, бурятами, но большее воздействие в последние три столетия оказали монгольская, маньчжурская культура и философия буддизма. Заметные же изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии. Традиционный тувинский костюм - халат, до маньчжурской экспансии, не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Маньчжурские захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда «кандаазын», короткополая «хурме» с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Одежда не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.

Теплая верхняя одежда тувинцев – кышкы тон.

Национальную верхнюю одежду тувинцев - длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками (на плече и под мышкой) - тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда: демисезонная, летняя, зимняя. Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

К числу зимней будничной одежды относились следующие виды кышкы тонов: хураган кежи тон (эта шуба считалась праздничной нарядной), который обычно шили из разных шкурок подросших ягнят и тодарлыг тон. Они всегда покрывались тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т. д.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, т. е. были нагольными. Отличие между ними состояло в том, что негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз. Длина ворса у них обычно 4-5 см. При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.
В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон. Его отличительной особенностью было то, что он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что этот тон изготовляется из шкур самцов 3-4 баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым, длина ворса достигала 8-10 см.

Зимняя одежда была темных расцветок, а летние ткани были более светлых расцветок (летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой).

Символы цвета в национальных костюмах.
Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных формах. Практически у каждого народа выработалась своя система знаков, символов и цветов, часто родственная с подобными системами соседних народов и труднодоступная или непонятная с первого взгляда для представителей другой культуры. Среди различных систем выделяется символика одежды разных народов, которая на протяжении тысячелетий отражала своеобразие духовного мира людей. Поэтому изучение именно символики и цветов традиционного тувинского костюма позволяет лучше понять некоторые материально-этнические, философские аспекты жизни народа на протяжении столетий.

Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.

Наиболее универсальной, доступной для реализации была система символов цвета. Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами, и есть присущие только себе особенности.

Значение цвета

Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета - белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.

Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» - самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Противопоставляется белому цвету черный. В контексте тувинской символики, как и монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики, в отличие от тибетской системы, где черное однозначно олицетворяет все злое и мрачное. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, - это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, - несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений, а также часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава, а в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны - выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Остальные основные цвета это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой и т.д.). Они в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий - удачу, победу, золотой и желтый - святость, божественность, высшую исключительность.

Цветовая традиция в одежде тувинцев.

Тон малышей – чучак тон почти как у взрослых. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы. Зимой детям шили хураган кежи чучак тон, т.к. она была теплой, удобной в носке. Цвет одежды детей был скорее разнообразным. О наличии обязательной цветовой традиции в старинном детском костюме нет никаких данных ни в исследованиях ученых, ни в героических военных сказаниях у информаторов. В героических сказках есть сведения только о том, что мальчики получали в наследство от отца комплект взрослой одежды, который мог быть черного, белого, красного, желтого, коричневого и других цветов. Такой комплект часто передавался от родителей к сыну. Традиционные праздничные (они наиболее выразительны и символичны) костюмы тувинцев различных возрастных групп: детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался и не имел пояса, цветовая гамма была самой различной. Одежда подростков могла быть синего или черного цвета это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета - они символизируют расцвет сил и время созревания. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету.

Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету и костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.

В костюме молодых людей существовала определенная цветовая символика. Цвета были близки к ярким. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия. Это доказывают строки из разговора юноши и девушки в тувинской народной сказке «Кангывай Мерген»: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый), этим показывали окружающим, что функции мужчины они берут на себя.

Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.

Костюм пожилого мужчины почти не менялся.

Заключение.

Для проведения исследовательской работы нами был изучен ряд литературы. На основании чего и проведено исследования национальной одежды тувинского народа. В национальной одежде продолжает жить стремление тувинского народа к красоте. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Мы попытались проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришли к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась ни кроем, ни цветом и была традиционно мужских цветов (черный, синий, коричневый). Одежда юношей и девушек уже различалась по крою и цветам, делилась по половому признаку, имела характерную особенность - яркие цвета, что символизировало период полового созревания. Одежда зрелых людей имела четкие различия, исключение составляли вдовы. Пожилые мужчины и женщины носили одежду мужских цветов, здесь можно провести параллель с детским костюмом.

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу – горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь – главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

Как в облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде – традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь – говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев – аратов-скотоводов и восточных – охотников и оленеводов.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – чулдургууш, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.

«Визитные карточки» – разновидности костюмов ребенка, девушки и юноши, женщины и мужчины отличались целой системой символов и цветов.

Тон малышей почти как у взрослых, и это придает карапузам-тувинцам важность вундеркиндов, в смокинге ковыляющих к роялю, или испанских инфант с полотен Веласкеса. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.

Начало самостоятельного передвижения по миру, пусть и ползком, отмечается изготовлением первой обуви – бопук – чулок до колен, сшитых из войлока. А с бопуком мальчика или девочку обряжают и в первый тон, правда, без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. К одежде детей привязывали медные бубенцы – до десяти штук! Вместе с ними – любимую игрушку. Но в отличие от нее бубенцы имели и практические цели – оберечь от злых духов, да и от других, не менее реальных опасностей: мать, занятая хозяйственными заботами, слыша не только голосок ребенка, но и нежный звон бубенчиков, всегда знала, где ее малыш.

Девица и юноша должны своими костюмами выражать скромность намерений и вместе с тем радость молодости. У девушки в праздник или в холода на рукавах появляются нарядные манжеты – уштук. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным уштуком и прикрывала им лицо. Уштук для нее – как веер для китаянки. Девушка уже носит украшения – кольца и серьги. Полы девичьего тона закрытые, недвижные – это символ девственности. Все должны знать о том, что девушка готова стать невестой. Об этом сообщают появившиеся на уровне колен полоски разноцветной материи, идущие вдоль всего халата. Ну а вместо игрушек к поясу прикрепляются подвески – дерги. С левой стороны – коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой – коробочка с иглами, ножницами, наперстком. Это не просто необходимость иметь под рукой инструменты труда – остроконечные предметы защищают от злых сил.

Тоны юноши и девушки – ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.

В сказке «Кангывай Мерген» встретившиеся юноша и девушка так говорят о том, что повзрослели: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Свадебные костюмы отличались особой роскошью. Тоны и хурме шили из хороших мехов, шелка или бархата, цветные канты делали более широкими, чем обычно. Головные уборы богато украшали вышивкой, чеканкой, шелковыми лентами (маак) красного цвета, дорогим навершием. Богатые девушки имели к свадьбе десять тонов, бедные – только два, а иногда и один. Если невозможно было сшить шелковый тон, старались украсить невесту хотя бы шелковым поясом. К тону добавлялись обязательные накидки. И, конечно, украшения. Свадебные дерги – пряжки, сделанные из серебра, передавались невестам по наследству. Сложные серебряные серьги, перстень, обычно с кораллом, и браслет невеста получала в подарок от матери или другой родственницы. В западных кожуунах невесты надевали длинные серебряные серьги, соединенные цепочкой. Малейшее движение красавицы издавало нежный звон. Говорили, что невесту сначала слышно, а затем видно.

Выйдя замуж, женщина получала право носить самый красивый халат – эдиктиг тон. От девичьего он отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг – вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяли левую и правую полы. Подол низа у замужней женщины, в отличие от девичьего, усеченный, словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса – шалан, начинающаяся от усеченного края, «заклинает» новое богатство для рода. Главная деталь верха – пазуха (хоюн) является символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни – святого материнского молока.

При изготовлении этого наряда портнихи не всегда пользовались нитками: между предполагаемыми швами вставляли прокладки из ткани, которые склеивали с помощью особого состава. На верхней поле был оорук – широкая кайма, которую создавали сочетания черного бархата, красного шелка и золотой парчи. До 50 лет женщины носили серьги, перстни, браслеты, гребни, подвески, украшавшие косы.

Женские пояса обычно были красными – этот цвет приносит женщине счастье, дети у нее растут здоровыми и крепкими. Во время беременности пояса снимали.

Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам – оок и тесьме для петель – оок дижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом – узлом счастья. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц!

Мужчина, достигший благополучия в создании семьи, в воспитании детей, приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже талии, чтобы подчеркнуть свою степенность, дородность. Мужской пояс был синим или голубым – эти цвета приносят удачу в охоте и других делах. Обычные мужские дерги – нож в ножнах, красивые курительные принадлежности (кисет, огниво, металлическая чашка для пепла, серповиднный крючок для чистки трубки) иногда дополняла раковина-амулет. Интересно, что в чужой юрте нож в ножнах вытаскивали из-за пояса и подвешивали, что не позволяло быстро воспользоваться оружием – такая вот демонстрация мирных намерений.

Женщины старшего возраста раздаривали свои украшения молодым родственницам. Мужчины передавали молодым праздничные тоны, тяжелые нарядные меховые шубы, серебро. В то же время добротную ношеную одежду молодые, наоборот, отдавали старикам – был такой обычай благотворительности.

А вот пояса нельзя было ни дарить, ни продавать – это считалось скверной приметой. После смерти человека, достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. И только кур возвращался сыновьям. Ведь при жизни человека он был вместилищем его души.

Сегодня национальную одежду можно увидеть в основном на шаманах и артистах. Выступления популярных во всем мире тувинских этногрупп привлекают зрителей не только горловым пением, погружающим человека в языческое единство с духом природы, но и незабываемой зрелищностью: не последнюю роль в представлениях играют сшитые вручную по старинным правилам костюмы.

В последней премьере Кызылского театра – «Короле Лире» постановщики одели шекспировских героев в костюмы с национальными тувинскими элементами.

Но национальные костюмы не стали в Туве экзотикой, есть у каждого. Во многих семьях по-прежнему одежда передается от отца к сыну или специально шьется родителями для повзрослевших детей. В праздничных тонах щеголяют на свадьбах, на празднике скотоводов Наадыме, на Шагаа – встрече тувинского Нового года. А на гербе республики в пятилепестковом обрамлении – стилизованном древнебуддийском знаке вечности – скачет навстречу золотым солнечным лучам всадник-арат в национальном тоне.

текст: Александра Лаврова. фото: Юрий Феклистов. «Националь» № 08. ноябрь 2004

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу - горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь - главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма - удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

Как в облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде - традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь - говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев - аратов-скотоводов и восточных - охотников и оленеводов.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс - кур, головной убор - борт, безрукавка - кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка - хурме, брюки - чувур, сапоги - идик, носки - ук, наколенники - дешки, муфта - чулдургууш, поясные подвески - дерги и украшения - каасталга.

«Визитные карточки» - разновидности костюмов ребенка, девушки и юноши, женщины и мужчины отличались целой системой символов и цветов.

Тон малышей почти как у взрослых, и это придает карапузам-тувинцам важность вундеркиндов, в смокинге ковыляющих к роялю, или испанских инфант с полотен Веласкеса. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.

Начало самостоятельного передвижения по миру, пусть и ползком, отмечается изготовлением первой обуви - бопук - чулок до колен, сшитых из войлока. А с бопуком мальчика или девочку обряжают и в первый тон, правда, без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. К одежде детей привязывали медные бубенцы - до десяти штук! Вместе с ними - любимую игрушку. Но в отличие от нее бубенцы имели и практические цели - оберечь от злых духов, да и от других, не менее реальных опасностей: мать, занятая хозяйственными заботами, слыша не только голосок ребенка, но и нежный звон бубенчиков, всегда знала, где ее малыш.

Девица и юноша должны своими костюмами выражать скромность намерений и вместе с тем радость молодости. У девушки в праздник или в холода на рукавах появляются нарядные манжеты - уштук. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным уштуком и прикрывала им лицо. Уштук для нее - как веер для китаянки. Девушка уже носит украшения - кольца и серьги. Полы девичьего тона закрытые, недвижные - это символ девственности. Все должны знать о том, что девушка готова стать невестой. Об этом сообщают появившиеся на уровне колен полоски разноцветной материи, идущие вдоль всего халата. Ну а вместо игрушек к поясу прикрепляются подвески - дерги. С левой стороны - коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой - коробочка с иглами, ножницами, наперстком. Это не просто необходимость иметь под рукой инструменты труда - остроконечные предметы защищают от злых сил.

Тоны юноши и девушки - ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.

В сказке «Кангывай Мерген» встретившиеся юноша и девушка так говорят о том, что повзрослели: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Свадебные костюмы отличались особой роскошью. Тоны и хурме шили из хороших мехов, шелка или бархата, цветные канты делали более широкими, чем обычно. Головные уборы богато украшали вышивкой, чеканкой, шелковыми лентами (маак) красного цвета, дорогим навершием. Богатые девушки имели к свадьбе десять тонов, бедные - только два, а иногда и один. Если невозможно было сшить шелковый тон, старались украсить невесту хотя бы шелковым поясом. К тону добавлялись обязательные накидки. И, конечно, украшения. Свадебные дерги - пряжки, сделанные из серебра, передавались невестам по наследству. Сложные серебряные серьги, перстень, обычно с кораллом, и браслет невеста получала в подарок от матери или другой родственницы. В западных кожуунах невесты надевали длинные серебряные серьги, соединенные цепочкой. Малейшее движение красавицы издавало нежный звон. Говорили, что невесту сначала слышно, а затем видно.

Выйдя замуж, женщина получала право носить самый красивый халат - эдиктиг тон. От девичьего он отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг - вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяли левую и правую полы. Подол низа у замужней женщины, в отличие от девичьего, усеченный, словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса - шалан, начинающаяся от усеченного края, «заклинает» новое богатство для рода. Главная деталь верха - пазуха (хоюн) является символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни - святого материнского молока.

При изготовлении этого наряда портнихи не всегда пользовались нитками: между предполагаемыми швами вставляли прокладки из ткани, которые склеивали с помощью особого состава. На верхней поле был оорук - широкая кайма, которую создавали сочетания черного бархата, красного шелка и золотой парчи. До 50 лет женщины носили серьги, перстни, браслеты, гребни, подвески, украшавшие косы.

Женские пояса обычно были красными - этот цвет приносит женщине счастье, дети у нее растут здоровыми и крепкими. Во время беременности пояса снимали.

Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам - оок и тесьме для петель - оок дижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом - узлом счастья. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц!

Мужчина, достигший благополучия в создании семьи, в воспитании детей, приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже талии, чтобы подчеркнуть свою степенность, дородность. Мужской пояс был синим или голубым - эти цвета приносят удачу в охоте и других делах. Обычные мужские дерги - нож в ножнах, красивые курительные принадлежности (кисет, огниво, металлическая чашка для пепла, серповиднный крючок для чистки трубки) иногда дополняла раковина-амулет. Интересно, что в чужой юрте нож в ножнах вытаскивали из-за пояса и подвешивали, что не позволяло быстро воспользоваться оружием - такая вот демонстрация мирных намерений.

Женщины старшего возраста раздаривали свои украшения молодым родственницам. Мужчины передавали молодым праздничные тоны, тяжелые нарядные меховые шубы, серебро. В то же время добротную ношеную одежду молодые, наоборот, отдавали старикам - был такой обычай благотворительности.

А вот пояса нельзя было ни дарить, ни продавать - это считалось скверной приметой. После смерти человека, достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. И только кур возвращался сыновьям. Ведь при жизни человека он был вместилищем его души.

Сегодня национальную одежду можно увидеть в основном на шаманах и артистах. Выступления популярных во всем мире тувинских этногрупп привлекают зрителей не только горловым пением, погружающим человека в языческое единство с духом природы, но и незабываемой зрелищностью: не последнюю роль в представлениях играют сшитые вручную по старинным правилам костюмы.

В последней премьере Кызылского театра - «Короле Лире» постановщики одели шекспировских героев в костюмы с национальными тувинскими элементами.

Но национальные костюмы не стали в Туве экзотикой, есть у каждого. Во многих семьях по-прежнему одежда передается от отца к сыну или специально шьется родителями для повзрослевших детей. В праздничных тонах щеголяют на свадьбах, на празднике скотоводов Наадыме, на Шагаа - встрече тувинского Нового года. А на гербе республики в пятилепестковом обрамлении - стилизованном древнебуддийском знаке вечности - скачет навстречу золотым солнечным лучам всадник-арат в национальном тоне.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...