Трудности преодоления застенчивости и препятствия. Трудности и препятствия в воспитании детей Развитие самодисциплины и самодостижения


4. Трудности, проблемы и препятствия

Трудности, проблемы и препятствия – это необходимая плата на нашем пути к достижению цели, к воплощению нашей мечты. И безумен то, кто полагает, что его они не коснутся, они собирают дань терпения, упорства и смирения со всех путников, идущих к своему успеху. Трудности и препятствия – это ножницы естественного отбора, которые отсекают тех, кто еще морально не готов к победе и чей дух слаб.

Нам всем необходимо научиться смотреть позитивно на трудные моменты нашей жизни и учиться извлекать из них пользу. Только в преодолении этих трудностей и препятствий развивается и укрепляется наша душа, обретая при этом ту силу, которая делает ее достойной достигнутого успеха.

«Наличие препятствий – условие успеха. В жизни, лишенной всех проблем и трудностей, благоприятные возможности тоже свелись бы к нулю». Джон Максвелл

«Не опыт успеха сам по себе, а опыт преодоления трудностей, опыт активного поискового поведения „иммунизирует“ человека к неудачам, повышает его сопротивляемость. Легко достигнутый успех, напротив, детренирует поисковую активность и, в сущности, не способствует повышению уверенности в своих силах». Вадим Ротенберг

«Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать». Ральф Уолдо Эмерсон

«Любое препятствие преодолевает настойчивость». Леонардо да Винчи.

«Каждая ситуация, если правильно ее использовать, становится возможностью». Вильям Сэтфорд

«Большинство наших препятствий носит умозрительный характер». Норман Винсент Пил

«Соперник в собственной голове страшнее того, который находится по ту сторону сетки». Тимоти Голви

«Наибольшие трудности встречаются там, где мы их не ожидаем». Иоганн Вольфганг Гете

«Истинным мерилом человека являются отнюдь не его действия в комфортной и спокойной ситуации, но действия в период вызовов и противоречий». Мартин Лютер Кинг мл.

«Только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей». Альфред Адлер

«Ни временное поражение, ни трудность никогда не вырастают до размеров неудачи в сознании того, кто рассматривает их как учителей, способных преподнести важный урок. На самом деле каждая трудность несет в себе необходимый и надолго запоминающийся урок, и его, как правило, невозможно усвоить другим путем, кроме как через временное поражение». Наполеон Хилл

«Всякая стена – это дверь». Ральф Уолдо Эмерсон

«Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь». Уинстон Черчилль

«Нет препятствий, кроме тех, в которые ты веришь сам. Нет ограничений, кроме тех, которые ты выбрал сам. Нет невозможного для того, кто разрешил себе невозможное». Юрий Мороз

«Двумя крупнейшими препятствиями на пути к успеху является боязнь неудачи и боязнь критики». Брайан Трейси

«Только в процессе постоянного преодоления препятствий мы действительно обучаемся и обретаем настоящее мастерство». Айвэн Миснер

«Люди, которым не довелось сталкиваться ни с какими трудностями либо проблемами, как правило, оказываются поверхностными и мелкими». Билл Ньюмен

«Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». Альфред Адлер

«Благодарю Господа Бога за мои недостатки, ибо с их помощью я нашла себя, свою работу и своего Бога». Эллен Келлер

«В нашей истории не было человека, который прожил бы свою жизнь легко и просто, и чье имя было бы достойно того, чтобы остаться в памяти». Теодор Рузвельт

«Кто-то пытается совсем уклониться от проблем и ищет себе занятие, которое не несет ни трудностей, ни разочарований. Но такие попытки обречены на провал, поскольку трудности – это составная часть любого успеха». Бодо Шефер

«Временами нам просто необходимо тяжкое испытание, чтобы подготовить себя к последующим великим свершениям». Билл Ньюмен

«Подобно тому, как пчела извлекает мед из тимьяна, самого жесткого и сухого из всех растений, разумный человек часто извлекает пользу из самых неблагоприятных обстоятельств». Плутарх

«Препятствия – это средство, необходимое для вашего превращения в личность, которой вам надо стать, чтобы достигнуть желаемого». Ренди Гейдж

«Любой отказ и любое сопротивление могут стать для вас и оправданием для того, чтобы опустить руки, и возможностью для учебы и роста». Бодо Шефер

«Неважно, какие проблемы одолевают и сковывают вас, есть люди, и их тысячи, которые столкнулись с гораздо большими препятствиями – такими, какие вам и не снились, – но они преодолели их и несмотря ни на что добились успеха». Брайан Трейси

«Если бы я решил читать все нападки на меня, не говоря уже о том, чтобы отвечать на них, пришлось бы отказаться от всех других занятий. Я делаю все, что считаю нужным, и делаю все, что в моих силах, и собираюсь поступать так до самого конца. Если в результате добьюсь успеха, все, что говорилось против меня, не будет иметь никакого значения». Авраам Линкольн

«Когда Бог хочет послать вам подарок, Он заворачивает его в проблему. И чем в большую проблему Он его заворачивает, тем больший подарок скрывается под этой оберткой». Норман Винсент Пил

«Люди чаще капитулируют, чем терпят крушение». Генри Форд

«Борьба – это не препятствие, напротив, решающее преимущество, потому что вырабатывает качества, которые без него остаются скрытыми». Наполеон Хилл

«Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг». Стефан Цвейг

«Ваша способность справляться с разочарованием позитивным и конструктивным образом для вас важнее, чем любой другой отдельный фактор, – она даст вам возможность добиться успеха и тем самым больше сказать о себе другим людям». Брайан Трейси

«Другие могут задержать Вас на время, но только Вы сами можете остановиться навсегда». Бодо Шефер

«Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям». Климент Александрийский

«Препятствия, братья мои, являются колыбелью величия – суровой колыбелью, которая грубо вытесывает своих подопечных в мощных и атлетических пропорциях». Уильям Кален Брайант

«Всегда слишком рано, чтобы отказаться от борьбы». Билл Ньюмен

«Невзгоды питают величие» Пол Столц

«Любая невзгода по сути – возможность для роста души». Джон Грей

«Сопротивление среды неудачники воспринимают как проклятие. Они не понимают, что это часть Божественного замысла, направленного на то, чтобы сделать человека победителем». Наталья Грэйс

«Самые серьезные препятствия, лежащие камнями преткновения на вашем пути к лучшей жизни, это те, что подсознательно воздвигаете вы сами: прошлые обиды и негативное отношение, мешающие двигаться вперед, низкая самооценка, психология жертвы, неуверенность в собственных силах». Грэхем Стэман

«Величайшее препятствие, преграждающее человеку путь к успеху, находится в его голове. Расширьте свои мысленные рамки, и вы расширите свою жизнь». Марк Фишер

«Внимательно проанализировав свои проблемы, вы можете заметить, что многие из них происходят от неправильных или ограниченных взглядов. Поэтому, испытывая трудности во взаимоотношениях с людьми, проанализируйте свои взгляды на человеческие отношения. Пересмотрите все свои взгляды. Аналогично, если у вас проблемы со здоровьем, присмотритесь к своим взглядам на здоровье, если вы испытываете финансовые трудности, стоит обратить внимание на свое отношение к деньгам». Джон Кехо

«Нет сомнений, что человек, испытавший и преодолевший огромные трудности, имеет четкие подтверждения, на основе которых он постепенно повышает уровень своей уверенности, – убеждение или веру в себя и в других и способность преодолевать препятствия». Энтони Роббинс

«Опыт – это то, что приобретаешь, когда не получаешь желаемого. Он очень часто является самым ценным вашим приобретением, которое можно предложить на рынке». Рэнди Пауш

«Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха». Букер Вашингтон

«Пусть небольшое сопротивление вас не пугает. Не забывайте, что „воздушный змей“ Успеха, как правило, поднимается в небо против ветра Трудностей, а не вместе с ним!» Наполеон Хилл

«Какими бы суровыми и неприятными ни были трудности, потенциально они представляют собой источник развития и роста. Окружите каждую трудность молитвой, верой и здравым рассудком, а затем дайте энтузиазму подвести под нее свою силу. И на этой основе вы можете справиться с любой ситуацией». Норман Винсент Пил

«Из всего многообразия реакций на невзгоды самой обезоруживающей и неприятной является желание человека драматизировать события, паниковать и делать из них катастрофу». Пол Столц

«Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». Уэндел Филлипс

«Наша жизнь стоит столько, во сколько она нам обошлась при преодолении возникавших в процессе ее трудностей». Франсуа Мориак

«Единственная моя проблема – это то, чему я позволил стать проблемой из-за неправильного отношения к происходящему. Проблемы могут остановить вас на какое-то время, но вы и только вы сами можете остановить себя навсегда». Джон Максвелл

«Я благодарен судьбе за все встреченные на пути трудности, поскольку они научили меня терпимости, состраданию, самоконтролю, настойчивости и другим достоинствам, которых в противном случае я никогда бы не приобрел». Наполеон Хилл

«Для того чтобы преуспеть, большая часть того, что мы оцениваем, требует от нас способности преодолеть неприятные моменты кратковременных препятствий, с тем чтобы получить долгосрочное удовольствие». Энтони Роббинс

«Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы». Генри Уорд Бичер

«Люди, которые конструктивно реагируют на невзгоды, сохраняют в себе больше энергии, сосредоточенности и жизненной силы, необходимых для успешной конкуренции. Те, кто реагирует деструктивно, более склонны сбиться с пути или просто сдаться». Пол Столц

«При невзгодах настоящего нужно утешаться мыслью, что были времена и более тяжкие, да и те прошли». Николай Михайлович Карамзин

«Мы перестали бы бояться трудных ситуаций и избегать их, если бы изучили биографии выдающихся избранников судьбы и обратили внимание на то, что практически каждый из них прошел через нелегкие испытания, прежде чем добился успеха. Я спрашиваю себя, не испытывает ли нас судьба такими способами перед тем, как возложить на наши плечи серьезную ответственность?» Наполеон Хилл

«Интересно видеть, как некоторые умы словно сами творят себя: они растут при самых неблагоприятных обстоятельствах и прокладывают свой одинокий, но неотвратимый путь сквозь тысячи препятствий». Вашингтон Ирвинг

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». Людвиг ван Бетховен

«Трудности действительно помогают делать людей сильными и счастливыми. Невозможно стать сильными, счастливыми, „состоявшимися“, не подвергнувшись на жизненном пути шлифовке в процессе преодоления препятствий». Норман Винсент Пил

«Для нас неприятности – это возможности для роста. Как правило, мы добиваемся того, к чему стремимся. Сталкиваясь с проблемами и преодолевая их, мы закаляем характер и развиваем необходимые для успеха качества». Уиллард Марриотт старший

«Каждая проблема дает нам возможность отточить характер, и чем она сложнее, тем больше в ней потенциала для развития наших духовных мышц и нравственного скелета». Рик Уоррен

«Дерзать! Ценой дерзаний достигается прогресс. Все блистательные победы являются в большей или меньшей степени наградой за отвагу». Виктор Гюго

«Если вы попали в стесненные обстоятельства и все ополчились против вас, не сдавайтесь, пока можете терпеть хотя бы еще одну минуту, потому что это время и место рождения вашего преуспевания». Гарриет Бичер Стоу

Из книги Секреты шаманизма автора Стивенс Хосе

Препятствия Во время поиска вы можете почувствовать скуку, а также физическое и умственное беспокойство. Вас могут отвлекать воспоминания, болтовня ума и беспокоить тысячи вещей, которые вас ожидают по возвращении домой. Вы можете устать и задать себе вопрос «Что я здесь

Из книги Медитация. Первая и последняя свобода автора Раджниш Бхагван Шри

ДВЕ ТРУДНОСТИ На пути медитации, только две трудности: первая - это эго. Общество, семья, школа, церковь, окружающие вас люди постоянно приучают вас к жизни эгоиста. Даже современная психология основана на усилении

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Как преодолевать препятствия Пять видов несчастья таковы: неведение (авидья), эгоизм (асми-та), влечение (рага), неприязнь (двеша) и привязанность к светской жизни (абхинивеша). Самадхи разрушает их все. Рага, привязанность, и двеша, неприязнь, имеют пять состояний - полностью

Из книги Интуиция. Знание за пределами логики автора Раджниш Бхагван Шри

ПРЕПЯТСТВИЯ К ПОЗНАНИЮ Знать - значит быть в молчании, в предельном молчании,Чтобы услышать тихий, нежный голос внутри.Знать - значит отбросить ум.Когда ты абсолютно тих,Недвижим, и ничто в тебе не колеблется,Двери раскрываются.Ты - часть этого таинственного

Из книги Дао обретения здоровья, долголетия, бессмертия. Учение бессмертных Чжунли и Люя автора Вонг Ева

Из книги Живите по небесному плану автора Чокет Соня

Устраните все препятствия Первые три принципа можно сравнить с архитекторами, тщательно разрабатывающими проект сокровенного желания. Как только накоплено достаточное количество энергии для реализации мечты, вы готовы к ее воплощению. Четвертый принцип задействует

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Йога и здоровье автора Автор неизвестен

Препятствия на пути Сегодня есть много людей, которые глупо воображают, что достигли чистоты и совершают ошибки в выборе методов и пренебрегают многими важными аспектами садханы. Это несчастные, заблудшие души. Самоуверенные, самонадеянные ученики, бывает, решают делать

Из книги Тибетская йога сна и сновидений автора Ринпоче Тендзин Вангьял

Из книги Как перестать откладывать жизнь на потом автора Бабаута Лео

Из книги Самая большая иллюзия автора Ларсон Игорь Владимирович

Из книги Эрос, сознание и Кундалини автора Соватски Стюарт

Четыре препятствия – Составляя практики осознанных сновидений, тибетские мудрецы не только давали своим ученикам упражнения, которые помогают достичь более чистого состояния ума, но и предупреждали их о препятствиях, которые могут заставить практикующего свернуть с

Из книги Большая книга женской мудрости автора Криксунова Инна Абрамовна

Препятствия – Как и в любой из ранее описанных практик, при прохождении этой тоже могут возникать препятствия, сбивающие тебя с истинного пути. Как ты понял, йога сновидений требует не только ночных переживаний, но и непрерывной дневной практики (системы поведения),

Из книги Осознанное питание - осознанная жизнь: Дзэн-буддистский подход к проблеме лишнего веса автора Чанг Лилиана

Проблемы, трудности, и другие вопросы Когда дело доходит до таких проблем, как ссоры во взаимоотношениях, нарушения обетов целибата, ночной оргазм или поллюция, или перерывы в регулярной практике йоги, мы обнаруживаем, что тантрическая сублимация не является ни

Из книги автора

Преодолеваем препятствия Двигаясь к цели, никто не застрахован от вынужденных остановок. Почему так происходит? Потому что порой мы сворачиваем на дорогу, которая ведет нас в ложном направлении, а подчас и заводит в тупик. Как относиться к препятствиям? Не тратьте время

Из книги автора

Какие препятствия могут помешать вам сделать выбор в пользу здоровой пищи и умеренных порций? Какие препятствия могут помешать вам принимать пищу более осознанно? Каковы способы их преодоления? Нахождение способа преодоления препятствий, которые встают на пути

Застенчивость – это не приговор на всю жизнь. Существуют различные методики, приемы, упражнения, овладев которыми человек способен изменить свою жизнь. Ф. Зимбардо указывает четыре группы таких изменений:

1) изменить представление о себе и своей застенчивости;

2) изменить свое поведение;

3) изменить направление мыслей и действий других людей;

4) изменить определенные социальные факторы, способствующие застенчивости.

Застенчивость детей очень жестко связана с застенчивостью родителей. (По его данным примерно 70 % родителей передают застенчивость своим детям.) Риск особенно велик в тех семьях, где застенчивы оба родителя. Именно поэтому, желая помочь своему ребенку, родители (или один из родителей) обратили внимание на себя и попытались помочь и себе тоже.

Как правило, застенчивые – это люди с низким самоуважением. Для повышения чувства самоуважения рекомендуем воспользоваться советами Ф. Зимбардо.

Пятнадцать шагов к уверенности в самом себе

1. Осознайте ваши силы и слабости и поставьте себе достойные цели.

2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите . Взвесьте свои возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть. Сделайте инвентаризацию в хранилище ваших сценариев и соотнесите их с сегодняшним днем, с вашим нынешним психологическим состоянием так, чтобы эти сценарии не управляли вами, а помогали жить.

3. Определите, что является основой вашей личности . При помощи анализа собственного прошлого определите, какие личные связи и принятые решения заставили вас жить именно так, как вы живете. Старайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, когда вы в этом нуждались, простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания. Постоянно хороните все негативные воспоминания, но только после того, как тщательно извлечете из них все полезное для себя. Помните – пока в вас живут плохие воспоминания, они владеют вами. Немедленно выселите их. Заселите комнату памяти прошлыми успехами, даже если их мало.

4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводя вас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно !

5. Рассмотрите причины вашего поведения в физическом, социальном, экономическом и политическом аспектах вашей нынешней ситуации, но не с точки зрения ваших личных недостатков.

6. Все относительно . Сколько людей – столько мнений. Напоминайте себе, что всегда и на все существует альтернативная точка зрения. «Реальность» никогда не была ничем иным, нежели частичным соглашением людей называть вещи одинаковыми словами, а не так, как каждому хотелось бы назвать их в соответствии с собственными представлениями. Понимание этого позволит вам быть более терпимым в интерпретации замыслов других людей и более великодушным в осмыслении мотивов чужого поведения.

7. Никогда не говорите плохо о себе , особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек».

8. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества. Предметом обсуждения могут стать только ваши действия. Не бойтесь обратной связи – она может быть весьма конструктивной.

9. Помните, что иногда неудачи и разочарования – благо . В некоторых случаях неимоверные усилия тратятся на неверно выбранные цели, и тогда, вовремя преподав нам жизненно необходимый урок, неудачи позволяют избежать куда больших разочарований.

10. Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс собственной неполноценности. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на печали.

11. Давайте себе время, чтобы расслабиться , отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы сможете общаться с самим собой.

13. Не защищайте чересчур свое эго; оно более прочно и жизнерадостно, чем вы предполагаете. Оно гнется, но не ломается. Намного лучше время от времени чувствовать боль в душе от того, что вы действовали не лучшим образом, нежели избегать боли ценой эмоционального отупения.

14. Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние . Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.

15. Вы не являетесь объектом, с которым всегда должны происходить только скверные вещи . Вы не похожи на кузнечика, вынужденного вечно прыгать, чтобы на него не наступили. Вы – венец миллионов лет эволюции нашего вида, венец мечты ваших родителей и замыслов Господних. Вы являетесь уникальным индивидуумом, активным актером на жизненных подмостках, способным оказывать непосредственное влияние на события. Вы можете изменить весь ход вашей жизни, если захотите этого. Если есть уверенность в себе, то неурядицы обернуться вызовами, брошенными вам жизнью, а вызовы – победами.

Застенчивый человек привык в жизни руководствоваться мнением какого-либо значимого другого. Это может быть родитель, учитель, друг (подруга) и т. д. Такой влиятельный другой зачастую неспособен к адекватному оцениванию, потому что для него важно за счет чужого унижения самому подняться в собственных глазах и в глазах окружающих. Наличие рядом такого человека способно лишь усилить застенчивость, поэтому столь важно обязательно освободиться от его навязчивой заботы и давления. Если это невозможно сделать физически, то отдалиться хотя бы психологически. Необходимо научиться не воспринимать столь болезненно чью-либо критику.

В случае, если застенчивость мешает общению, можно на начальных этапах работы над собой сформулировать персональную тактику поведения. Необходимо заранее подготовить определенные темы разговора, конкретные фразы и т. п. Предстоящую встречу можно проиграть мысленно, перед зеркалом, написав на бумаге, в кругу доверенных близких, только не ваших извечных критиков. Для поддержания разговора заранее запастись интересной информацией.

Еще один вариант избавления от застенчивости – это научиться общению с незнакомыми людьми .

Однако, беря на вооружение этот прием, следует помнить, что вероятность неудачи здесь особенно велика, и может быть не стоит ребенку давать таких заданий как познакомится с незнакомыми ребятами, ребенок может боятся тех же вещей, что и Вы! Ведь незнакомый человек может просто отказать вам в общении, а если эта ситуация повторится еще раз, то застенчивость лишь окрепнет. Поэтому необходимо заранее продумать, с каким вопросом можно обратиться к незнакомцу? Что Вы будете делать в случае отрицательного ответа? К какому именно прохожему сможете подойти? В данном случае запас готовых форм поведения не должен быть очень большим, но отличаться универсальностью («на все случаи жизни»). Когда вы сможете ответить на эти вопросы для себя, вы сможете помочь и своему малышу.

Очень важно застенчивому человеку, будь то взрослый или ребенок, позитивно воспринимать окружающий мир. Существуют приемы, позволяющие человеку поддерживать положительный настрой. Овладев этими несложными приемами, застенчивый человек сможет занять более активную жизненную позицию, получить энергию для достижения поставленных целей. Американский психотерапевт Элвуд Чепмэн предлагает определенную психологическую диету . Укажем некоторые моменты этой «диеты».

1. Приятное начало и конец дня. Важно, засыпая, думать о том, что утром тебя непременно ожидает что-то хорошее, приятное. Это может быть как одно и тоже, так и разное. Такая «таблетка» на ночь должна войти в привычку. Приятные события в течение дня не заменяют этих двух периодов.

2. Фиксирование положительных импульсов . Необходимо в течение дня обращать внимание на все, даже самые мельчайшие приятные события. Хорошо, если под рукой будет блокнот и ручка, чтобы плюсом отмечать те приятные события, которые с вами происходят. Такой учет полезно вести на протяжении трех месяцев. За это время выработается привычка замечать положительные моменты в жизни.

3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов. Считается, что для жизнерадостного состояния человека необходимо соотношение положительных и отрицательных факторов в пропорции 6:1 (небольшое количество отрицательных факторов необходимо для поддержания жизненного тонуса). Для уравновешенного состояния пропорция должна быть 3:1 (на три положительных фактора один отрицательный). Если это кажется невыполнимым, то надо приложить дополнительные усилия, вплоть до заранее продуманного списка возможных удовольствий.

4. Соблюдение пропорции забот и отдыха . В течение недели хотя бы один день должен быть посвящен отдыху и расслаблению.

5. Сохранение положительной тематики разговора. Для этого:

1) старайтесь меньше затрагивать темы с отрицательными эмоциями;

2) в случае ведение неприятного разговора сразу после его окончания переключитесь на что-то приятное;

3) если кто-то повел разговор к негативном ключе, постарайтесь как можно скорее перевести разговор в положительное русло;

4) если за человеком закрепилась мнение, что он говорит только о чем плохом, то сократить общение с ним до минимума;

5) среди информации, получаемой из СМИ, слухов, книг и т. п., находить как можно больше положительного и делиться этой информацией с близкими.

6. Общее расслабление в сочетании с образным представлением. Важно в течение дня два – три раза 10–15 минут посвятить общему расслаблению. Необходимо принять удобную позу, руки положить на колени, ладонями вверх, сосредоточиться на дыхании. Считать следует так: раз, два, три (вдох) – раз, два, три (задержите дыхание) – раз, два, три, четыре (выдохните) – раз, два, три (задержите дыхание). Дыша в таком ритме, последовательно попытаться расслабить мышцы лица, шеи, плеч, рук, спины, поясницы, живота, ног.

Многие психологи советуют в тех случаях, когда большой проблемой является установление личного контакта с собеседником, начинать тренировку с опосредованного общения . Можно, например, воспользоваться телефоном и позвонить на радио или телевидение, чтобы передать поздравление или высказать свое мнение о передаче, позвонить в ближайший магазин и сделать заказ на интересующий вас товар и т. п.

Некоторые психологисоветует присмотреться к работе какого-либо незнакомого человека и заставить себя выразить ему свое одобрение, например, продавщице в магазине сказать с улыбкой: «Как ловко у вас получается резать сыр...». При этом тон вашего высказывания не должен быть покровительственным, а дружелюбным и немного завистливым, как если бы вы очень сожалели, что сами так не умеете. Когда тон выбран верно, то собеседник, как правило, ответит вам ответной улыбкой или позитивной репликой.

Следует также воспользоваться и таким советом: находясь в общественном транспорте и заметив пожилого человека или женщину с ребенком, которые вынуждены стоять в переполненном транспорте, наклониться к сидящему поблизости молодому пассажиру и негромко сказать: «Обратите внимание – его (её) надо бы посадить...». В случае, если тон был поучающим, скорее всего, последует негативный ответ.

Заводя беседу с незнакомцем в общественном транспорте, будьте внимательны к невербальным сигналам собеседника (мимика, пантомимика и т. п.), поддерживайте разговор «ага-, угу-реакциями», однословными предложениями («неужели?», «конечно», «ну а вы как?», «очень интересно!»), кивками и т. п., давая понять, что собеседник вам нравится. Если вы что-то не понимаете в теме разговора, не стесняйтесь попросить разъяснения, вам с удовольствием все объяснят.

Застенчивому человеку важно формировать умение располагать к себе других людей. Развивая такую способность, желательно использовать все, чем располагаете. Это и умение играть на музыкальных инструментах, и умение рассказывать смешные истории или анекдоты, и владение информацией об основных международных и политических событиях, новостях из мира шоу-бизнеса и т. д. Помня об этом, необходимо читать книги, газеты, слушать новости, посещать выставки, кино-премьеры. Если на все это у вас нет никакого желания и настроения, то следует вооружиться приемами саморегуляции, о которых уже шла речь выше. Уточним, что французский психотерапевт Эмиль Куз предлагал при засыпании и пробуждении по тридцать раз произносить про себя какую-нибудь позитивно-утвердительную формулу.

Предлагаем вам для поднятия самоценности личности воспользоваться «Декларацией самоценности », которая с различными модификациями используется многими авторами.

«Я – это Я. Такой (такого) как я никогда не было и никогда не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но в точности такой (такого), как Я, нет. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут видеть. Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает моё недоумение. Но теперь я могу сделать так, чтобы полезного во мне становилось все больше. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Я – это Я, Я – это здорово».

Застенчивому человеку очень важно поднять самоуважение, научиться ценить себя. Исследователи установили, что низкое самоуважение соседствует с выраженной застенчивостью, и что застенчивость отступает при повышении самоуважения.

Ф. Зимбардо предлагает застенчивому человеку проделывать упражнение «Силы сопротивления ». Суть этого упражнения в следующем: на левой стороне листа написать список слабостей, а затем на правой стороне того же листа – противоположные качества. Например:

Слабости:

«Я никогда ничего не успеваю»

Возражение:

«То, что я делаю, выполняю очень основательно и добросовестно»

Продолжать в том же духе. Следует провести как можно больше примеров. О себе стараться думать так, как написано на правой стороне листа.

«Посадите их на горячее место»

Сделайте список всех людей, которые вызывают в вас застенчивость или подавляют вас. Затем возьмите два кресла и поставьте их друг против друга. Сядьте на одно из них и вообразите, что первый человек из вашего списка сидит напротив вас.

Поговорите с ним, покричите на него, обвините его во всех своих проблемах. Затем поменяйте кресла и отвечайте так, как, по вашим представлениям, отвечал бы ваш собеседник.

«Если бы только я не был застенчив ...»

Почувствуйте себя уютно и закройте глаза. Подумайте о человеке или ситуации, которые постоянно вызывают в вас чувство застенчивости. Обдумайте это в деталях – каждое слово, каждый жест.

Теперь вообразите, что бы вы сделали в этой же ситуации, если бы не были застенчивы. Что вы бы должны были сделать? Сказать? Что случилось бы? Думайте об этом позитивном варианте каждый день в течение недели.

В следующий раз, когда вы начнете чувствовать себя застенчивым в такой ситуации, вызовите в памяти ваш позитивный образ. Активно тренируйтесь таким образом.

«Вы знаете, что мне в вас нравится? »

Выберите друга, которому доверяете и который доверяет вам. Пусть каждый из вас составит список особенностей другого, которые вам действительно нравятся (постарайтесь сделать список из десяти пунктов). Расскажите друг другу, почему вы указали именно эти качества. Начните словами: «Почему мне это действительно нравится в вас...».

Что вы чувствуете, когда ваш друг говорит вам комплименты? Научитесь принимать комплименты (говорите «спасибо», если больше нечего сказать) и погружайтесь в положительные эмоции, которые вызываются комплиментами.

Научитесь платить вашему другу открытыми комплиментами. Пользуйтесь этим каждый день и говорите людям комплименты даже за небольшие обыкновенные поступки.

«Коллаж силы »

Каждый из нас может сделать по крайней мере что-то одно лучше, чем кто-нибудь другой. Это может быть приготовление какого-нибудь блюда, умение выслушать собеседника, связать модную вещь и т. д. Что вы умеете делать лучше всех? Многое ли вы можете делать хорошо?

Соберите пачку газет и журналов. Вырезайте заголовки, картинки, карикатуры и т. д. – все, что иллюстрирует ваши сильные стороны. Составьте из них коллаж. Повесьте коллаж на виду.

«Самоуважение – модель игры »

Вспомните кого-то, кем вы восхищаетесь. Это может быть друг, киногерой, персонаж книги, представитель шоу-бизнеса или политики. Вообразите ситуацию, когда ваш герой испытывает застенчивость. Что он делает? Говорит? Как вы можете ему помочь? В чем сила вашего героя?

Составьте список.

Если бы у вас был выбор из всех этих сильных качеств, какое вы предпочли бы? Как влияли бы эти сильные качества на вашу застенчивость? Закройте глаза и вообразите себя в нескольких ситуациях, в которых вы не испытываете застенчивости.

Для того, чтобы позитивно воспринимать окружающий мир, необходимо обладать положительной самооценкой. Уже указывалось, что самооценка застенчивого человека занижена. Для определения своих сильных сторон предлагаем ответить на следующие вопросы:

Упражнение «Как выявить свои сильные стороны».

1. Что мне нравится во мне, так это...

2. Что окружающим нравится во мне, так это...

3. Что у меня хорошо получается, так это...

4. Недавно у меня прекрасно получилось...

5. Когда я в ударе, я...

6. Я рад, что я могу...

7. Знающие меня, знают, что я могу...

8. Мне недавно сделали комплимент по поводу того, что...

9. Принцип, которому я всегда следую...

10. Примером моей заботы об окружающих является то, что...

11. Люди могут рассчитывать на меня в...

12. Говорят, у меня хорошо получилось, когда...

13. В этом году у меня лучше, чем в прошлом получается...

14. Мне удалось преодолеть...

15. Хорошим примером моей способности все устраивать в жизни является то, что...

16. У меня все великолепно получается, когда...

17. Цель, к которой я сейчас стремлюсь...

18. Недавно мне удалось преодолеть соблазн...

19. Я была приятно удивлена, когда...

20. Я думаю, у меня достаточно мозгов для того, чтобы...

21. Если бы меня попросили выделить какую-нибудь свою лучшую черту, то я бы сказал...

22. Мне удается успешно держать под контролем свои эмоции, благодаря тому, что...

23. На меня можно полностью положиться в том, что...

24. В ближайшие два месяца я должен сделать одну важную вещь...

Возьмите чистый лист бумаги, разделите пополам. В левой части листа перечислите свои собственные недостатки. В течение 10 мин. Напишите все свои отрицательные качества. Их может быть и 3, и 20. Все строго индивидуально.

После этого попробуйте каждое отрицательное качество перевести в положительное и записать в правой части. Каждый недостаток в одних ситуациях становится достоинством в других. Каждое качество личности не имеет ни отрицательного, ни положительного знака, это сами люди «навешивают» на них свои оценки в зависимости от ситуаций, в которые они попадают.

Например:

1. Вспыльчивость – энергичность . Как правило, вспыльчивыми бывают люди, имеющие холерический темперамент. Они способны быстро решать проблемы, часто общительны и открыты.

2. Недоверчивость – жизненный опыт и глубина. Люди становятся недоверчивыми, если они в своей жизни были очень открытыми. Их доверие было обмануто, и они закрылись. Такие люди часто организуют «проверки» своего партнера. Если приходят к выводу, что ему можно доверять, то, как правило, это доверие становится действительно глубоким и надежным.

3. Мнительность – тонкость, чувствительность . Люди мнительные – это люди чувствительные. Они проявляют мнительность при недостатке информации о событии или человеке. В деловых переговорах такие люди часто являются прекрасными наблюдателями, которые не пропустят никакой мелочи. У них хорошо развита интуиция и они быстрее других чувствуют опасность.

Необходимо выравнивать собственную самооценку. Если у Вас получится столько же положительных, сколько и отрицательных, то упражнение выполнено успешно.


Похожая информация.


Важной, если не главной, причиной развития свободы в процесс преодоления жизненных препятствий и трудностей. Как правило, человек не любит его, так же, как не любит умываться холодной водой, хотя знает, что это полезно. Трудности и преграды создают хлопоты и вроде тормозят успех. Организм стремится к комфорту и экономии затраты сил. Именно это и побуждает слишком активных родителей выполнять домашние задания своих детей, оберегать их от трудностей, которые создает обучения. Даже так называемые "люди действия" не всегда понимают, что препятствия не просто неизбежны, они - полезные, потому что часто обеспечивают становление в их характере таких черт, которые помогут им позже достичь больших успехов. Чадолюбивые родители и бабушки своими "стараниями", как представляется, наносят большой вред своим детям и внукам - именно в области формирования характера.

Есть в жизни много примеров, когда бесконфликтное, "гладкое" жизни делает человека бесхарактерным, безвольным. Неудачи и препятствия, трудности - это школа самопознания, закалки воли, выносливости, знания жизни. Незаслуженные успехи, подаренный комфорт, наоборот, разрушают характер, становятся источником ложной гордости, слабости и иллюзий. В определенном смысле человек должен любить преграды и трудности, потому что они ведут к возмужания, учат терпению. И если внимательно проанализировать жизнь людей, добивавшихся настоящего успеха, то обязательно убедимся, что испытывали они и многих неудач, на которые отвечали дополнительными усилиями, стойкостью и выносливостью душевных сил.

Крайней формой бесхарактерного отношение к жизненным трудностям, проявлением слабости воли является самоубийство. Этот акт основывается на фальшивой мнению, будто мы живем только для того, чтобы испытывать ежедневно счастья и наслаждения, радоваться комфортом. Это признак не только большого расстояния человека от христианства, но и отсутствие у нее реалистичного взгляда на жизнь. Погоня за счастьем и удовольствием, и только по ним, делает человека рабом и жертвой случая. Счастье - несчастье, удачи - неудачи для человека веры и чина - как правая и левая рука. Она не качается из стороны в сторону, а идет вперед к чему-то большему, безропотно. Отчаяние и самоубийство - это банкротство души и в социальном плане. Человеческая жизнь нельзя считать препятствием, при всех обстоятельствах оно остается неприкосновенным даром Божьим.

Преодоление препятствий очень часто требует от человека выносливости, чем характеризуются натуры сильные и трудно дается людям импульсивным и эмоциональным. Ежедневная деятельность, выполнение обычных обязанностей дают множество возможностей укреплять выносливость или разрушения ее, поддаваясь настроению.

Развитие самодисциплины и самодостижения

В постижении цели собственной жизнедеятельности человек опирается на свою свободу. Она действует как двигатель характера. Известный галицкий педагог 30-х годов прошлого века П. Биланюк называет свободу "мотором всего человеческого прогресса". Воля человека всегда сочетается с деятельностью и крепнет в деятельности. Волевой человек всегда видит свою цель, сама выбирает свой путь и, опираясь на волю, преодолевает неизбежные трудности. Отсутствие воли - как в человеке, так и в обществе - вещь вполне конкретная и очевидна: она приводит разочарование в собственных силах, пассивность, пессимизм, слабость духа и тела. Жизненная цель такого человека становится лишь предметом бесплодных мечтаний. Заметим попутно, что нынешняя наша реальность - яркий пример такого состояния человека и общества. Хозяйственная затруднения вызывает у нас слабость, хотя, как уже говорилось, история дает нам немало примеров, когда трудности для другого народа становились источником силы воли, движения и развития.

Как уже говорилось, воля человека имеет двойное направление - к внешней жизни, на достижение жизненных успехов и на преодоление препятствий, с одной стороны, и на жизнь внутреннее, на самодисциплину, на самоопанування - с другой. Считается, что "... характерна человек не только останавливает выходки животной натуры, но движущейся к тому, чтобы быть господином низких инстинктов" (Паращин П., 1980, с. 297).

Константин Ушинский называл волю властью души над телом. Есть здесь целый ряд "внутренних врагов", которых человек всю жизнь преодолевает и в борьбе с которыми закаляет свою волю: жизненная расхлябанность и несоблюдения точности, трата времени на мелочи, несдержанность в питании, неумение молчать, склонность к азартным играм, пьянство, лень, стремление иметь как можно больше "выходных", погоня за дешевыми сексуальными приключениями, наркомания, взяточничество и т. Знаем, следовательно, много примеров, когда человек добивается собственными усилиями значительных внешних успехов, но обнаруживает полную несостоятельность в своих интимных делах, демонстрирует здесь бесхарактерность. Часто человек деятельный способна организовать свою внутреннюю жизнь. Так появляется проблема единства воли, когда все - и внешнее, и внутреннее жизни - трактуется как одно целое, и все усилия служат одной цели. "Мир между людьми требует как необходимого условия, чтобы человек был замирена сама с собой, или чтобы она имела внутренний душевный мир, который достигается самообладанием, победой над страстями, послушанием голосу совести...", - пишет Памфил Юркевич (Юркевич П., 1993, с 227).

Высшей формой закаливания воли, гимнастикой души является самоотказ, которую в Древней Греции называли "аскезой". Она наполняла человека силой, направленной внутрь. Настоящий философ должен пройти школу аскезы. Считалось, что свободным мыслителем может быть только человек, овладевший свои страсти, способна переносить лишения и боль, умеет молчать.

Однако речь не идет о какой-то бегство от мира. Каждому человеку нужны упражнения в воздержании как средство закаливания воли. Некоторые педагоги прошлого рекомендовали молодежи несложные упражнения, "маленькие жертвы" в сдержанности и самоограничении. Такие упражнения называют тренингом свободы. Главная основа этого тренинга заключается в том, что только человек, который научился отказывать себе в чем-то разрешенном может отказать себе и в запрещенном. Аскеза - это путь формирования иммунитета против тирании момента. В контексте государственной политики такое воспитание - воспитание нравственной устойчивости и самоопанування - значило бы больше, чем вылавливать людей, которые уже стали наркоманами, проститутками или ворами.

Существуют, следовательно, две группы упражнений, ведущих к укреплению свободы и развития душевных сил: упражнения в применении энергии чина и преодоления преград и упражнения, которые воспитывают сдержанность и самодисциплину. Развитие только энергии чина часто приводит к конфликтам и внутренних срывов. В то же время развитие энергии самоопанування стоит чего-то только тогда, когда служит высшим целям создания добра.

В педагогической практике встречаемся часто со случаями общей безволия и душевной немощи, бесхарактерности. На все эти случаи есть только один счет: не пытаться сразу "закаливать, волю", а искать источник веры, какой-то предмет, к которому ребенок хочет. Им может быть какое-то предпочтения, что реализуется в работе, в усвоении определенной области знаний, в искусстве, спорте, благотворительной деятельности и тому подобное. Большое значение дисциплины в школе как фактора воспитания воли отмечал Г. Ващенко: "Она приучает ребенка к определенному порядку в жизни, к правильного чередования труда и отдыха, приучает к точности и аккуратности в исполнении до организованосте, производит способность покорять свою волю интересам общества и т. д. " (Ващенко Г., 1952, с. 33). Однако он предостерегал также, что не всякая дисциплина положительно влияет на развитие воли ученика. Это должна быть дисциплина разумная, направленная на воспитание у ребенка осознание своих обязанностей вместе с сознанием человеческого достоинства, дисциплина, отрицает страх.

Понятие о воле. Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окру¬жающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.
Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий (например, цель - прочитать книгу, когда она лежит на полке и человек располагает свободным временем и т. д.). Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние.
Сравним с этой точки зрения два примера. В одном случае ученику для выполнения домашнего задания понадобилась кни¬га, которой у него не было. Он отправился в библиотеку, но книги и там не оказалось. Он пошел к одному, другому, тре¬тьему товарищам, но и у них этой книги не было. Тогда уче¬ник поехал к учителю и все-таки достал книгу, В другом случае у ученика требуемая книга была, но очень не хотелось учить уроки, а хотелось пойти играть в футбол, тем более что и ребята усиленно звали и манили - стояли перед окном, показы¬вали футбольный мяч, делали призывные движения. Однако уче¬ник заставил себя остаться дома и сесть за приготовление уроков, преодолев противоположные желания. Ясно, что в том и другом случае были препятствия, трудности, но имели, они совершенно различный характер.
Внешние препятствия - это не зависящие от человека, объек¬тивные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зави¬сят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, пло¬хое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чув¬ство страха, чувство ложного самолюбия и т. д.
Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятель¬ность определенным задачам. Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступ¬ки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.
Преодоление препятствий и трудностей требует так называ¬емого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, - писал А. С. Макаренко,- это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».
Объективный показатель воли человека - величина препят¬ствий, которые способен он преодолеть. Велика воля молодых строителей Байкало-Амурской магистрали пли наших героев-космонавтов, преодолевающих немалые трудности при подготовке и проведении космических полетов.
Воля может сказываться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка проявление воли и в маленьком деле - хорошая школа волевых поступков и действий. Первоклас¬сник, сознательно удержавшийся от соблазна побежать к теле¬визору смотреть детский мультфильм, бросив неоконченные уро¬ки, упражняет тем самым свою волю.
Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля по-стоянно проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику при¬ходится преодолевать самые различные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного пре¬следования цели, умения сдерживать себя.
От чего же зависят постановка цели и осуществление того или иного волевого действия? Может показаться, что человек совершенно свободно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, а может и иначе; все зависит только от его желаний - беспричинных, ничем но обусловленных. О полной свободе воли и говорят психологи-идеалисты.
Научная психология не признает такой свободы воли. Еще И. М. Сеченов утверждал, что первая причина всякого челове¬ческого действия лежит вне его, говорил о полнейшей зависи-мости волевых поступков от внешних и внутренних условий жизни человека.
Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности. А вы уже знаете (из содержания III и IV глав), что все это результат внешних влияний, условий жизни и деятельности человека. Таким образом, косвенно волевые действия всегда определяются внешними влияниями. Но сложность психической жизни человека, сложность внешних влияний, которые могут быть отдаленными и косвенными, часто не позволяют установить объективные причины тех или иных волевых действий человека. Это и создает иллюзию «свободы воли», независимости челове¬ческих поступков от внешних воздействий.
Физиологические основы волевых действий. Волевое дейст¬вие - это произвольное действие. Но еще И. М. Сеченов ука¬зывал па рефлекторную природу всех произвольных действий человека, являющихся отражением внешних влияний. Правиль¬ное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. Прежде всего вам необходимо вспом¬нить, что говорилось о строении и функциях коры головного мозга в главе II. В передней части коры находится двигатель¬ная зона, ведающая движениями. В задней части коры распо¬ложены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, где происходит сложный процесс организа¬ции двигательных актов (обеспечение их точности, координации, объединение отдельных двигательных актов в сложную систему целенаправленного поведения).
Произвольные движения происходят па основе образования сложных систем нервных связей между клетками указанных зон. А это значит в конце концов, что двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние различными внешними разд¬ражениями и раздражениями, поступающими от внутренних орга¬нов. Что же касается сложных движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, сле¬довательно, также имеют условнорефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.
Решающую роль в организации волевых действий играет вто¬рая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от дру¬гих, либо словами, произносимыми самим человеком во внутрен¬ней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и ре¬гулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов - все происходит в речевой форме.
Как известно, волевые действия могут выражаться и в отка¬зе от какого-либо действия (когда, например, человек воздер¬живается от нежелательных движений, привычек и т. п.). Сог-ласно учению И. П. Павлова нежелательные движения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной системы.
Общественно-историческая обусловленность воли. Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля - это специфически человеческая сторона психи¬ки, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, и лишь для человека характерен труд - сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.
Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, Б зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он пред¬ставляет. Поэтому волевое поведение одних людей направле¬но на общественно значимые цели и определяется высокими моральными принципами, волевое поведение других людей - на сугубо личные цели и подчинено эгоистическим побужде¬ниям.
Конечно, и среди представителей капиталистического обще¬ства встречаются волевые люди. Они действуют решительно, про¬являют большое упорство в преследовании целей, преодолевают немалые препятствия. Но что за цели они преследуют, какие побуждения движут ими? У них эгоистические, корыстные цели, ими движут жажда наживы, честолюбие, зависть и т. п.
В социалистическом обществе человеческие взаимоотношения строятся на принципах взаимопомощи, сотрудничества. Передо¬вой советский человек, если требуется, подчиняет личное, инди¬видуальное общественному, коллективному, свои личные инте¬ресы - интересам народа. Отсюда следует, что в обществе, строя¬щем коммунизм, у людей формируется не просто воля, а морально воспитанная, коммунистически направленная воля.
Воля человека, который энергично преодолевает препятствия во имя эгоистических, общественно вредных целей (а такие люди у нас еще имеются), например целеустремленность и настойчи¬вость расхитителя общественной собственности или решитель¬ность хулигана, не есть морально воспитанная воля. Такая воля в нашем обществе получает резко отрицательную оценку. Мо¬рально воспитанная воля, которую высоко ценят в социалисти¬ческом обществе и воспитывают у молодого поколения, - это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремле¬ния с устремлениями народа.
В нашей стране идет огромная работа по строительству ком¬мунистического общества. При решении этой задачи приходится преодолевать большие трудности. Но людям с морально воспитанной волей они не страшны. Наша молодежь по велению долга идет работать на ударные комсомольские стройки, строит новые города, заводы, рудники, железные дороги, электростанции за полярным кругом, в пустынях Средней Азии, в тайге, горах. Морально воспитанная воля этих юношей и девушек заслуживает самой высокой оценки.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...