Рисунки больных аутизмом. Новый блог Олега Лурье


Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных "пятен" или, напротив - слишком "прозрачны" и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза. Пословица "У страха глаза велики" точно отражает характер рисунков детей этой категории.

Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа.

Создавая свои "шедевры", они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии - их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности?

Паша, 6 лет: "А как это - семью рисовать? Маму? А папу надо? Вот. Правильно? А Паша в другой комнате. Хорошо?"

Игорь, 7 лет: "Это я. Шел в школу и заблудился. Потому что не в ту сторону пошел. А мама на работе."

Оля, 5 лет: "Семья. Это мы с мамочкой гуляем".

Рисунки аутичных детей.

Аутичные дети рисуют по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от ствола отходят ветки, как правило похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на ветках совсем немного.

Иногда дети настолько увлекаются процессом рисования, что уже, казалось бы, закончив свой рисунок, умудряются аккуратнейшим образом заштриховать все изображение.

Тематика произведений аутичных детей, как правило, очень однообразна. Дети могут изо дня в день, из месяца в месяц, даже из года в год изображать один и тот же сюжет, одних и тех же персонажей, выполняющих одни и те же действия. (Однако нельзя забывать, что подобное "постоянство художественного вкуса" свойственно и тревожным детям, которые боятся неудачи, и тем детям, которые просто не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой.) "Как научили, так и рисую. Что получается, то и делаю. Что делаю, то мне и нравится", - можно прочесть "между строк" таких рисунков.

Саша, 8 лет: "Дерево".

Сережа, 7 лет: "Это я".

Сережа, 6 лет: "Моя семья".

Тест: рисунок несуществующего животного

Если вы обеспокоены "неправильным" поведением своего ребенка в коллективе, если у него не складываются взаимоотношения со сверстниками, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик - "Рисунок несуществующего животного". В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет, но у нас и нет такой цели. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Вам понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с "проблемными" детьми. Итак, на что следует обратить внимание.

Искусство в себе. Надо ли лечить аутистов? September 30th, 2013

Что такое аутизм, до сих пор доподлинно не известно. Ученые бьются над разгадкой этой тайны многие десятилетия. С точки зрения психологической теории аутизма, главным признаком этого «отклонения» можно считать трудности в коммуникации, нарушения социального поведения, уход от общения с другими людьми.

Так как природа этого явления еще не раскрыта, в России аутизм не считается заболеванием, и статистика количества аутичных детей не ведется. По данным представителя общества «Добро» (главной сферой деятельности которого является помощь детям-аутистам) Морозова С.А., количество таких детей в России сейчас не меньше, чем 250-300 тысяч человек.

Ученые из университета Лос-Анджелеса сделали открытие в области изучения причин аутизма. Группа исследователей, возглавляемая доктором Джозефом Баксбомом, обнаружила, что аутизм имеет генетическую природу. Исследователи обнаружили связь между мутацией гена SHANK3 и поведенческими проявлениями аутизма.

Исследования показали, что отсутствие одной копии этого гена приводит к нарушениям коммуникации между лобными долями мозга и другими его отделами. Открытие американских ученых очень близко подошло к разгадке причин аутизма и дает надежду на то, что скоро аутисты будут получать быстрое и результативное лечение.

Но ведь аутизм - не болезнь, а особый тип восприятия окружающего мира. Это взгляд из другой реальности, под другим ракурсом. Они такие же люди, как и остальные.

И есть один вопрос, который я всегда задаю себе, когда вижу то, что делают аутисты и слышу об их лечении. А не станет ли «лечение аутизма» уничтожением их вселенной, их восприятия мира, отличающегося от нашего? И, может быть, мир аутистов настоящий? А наш искаженный?

Когда я впервые увидел картины аутистов, они произвели очень сильное впечатление. Можно смотреть часами. К ним возвращаешься снова и снова, вглядываясь в подробности, находя новые и новые подтексты и аналогии.

Вспоминаются великие живописцы, которые в той или иной мере имели степень аутизма. Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и даже, возможно, Иероним Босх - когда-то творили и не знали о том, что имеют то же, что и тысячи других людей сегодня. Рисунки аутистов позволяют лучше понять мироощущение и их взгляд на свое место в обществе.

Предлагаю вам оценить потрясающие творческие способности людей, живущих в своем особенном мире, и ответить хотя бы самому себе: надо ли пытаться их вылечить?




Художник Стивен Вилтшер рисует Нью-Йорк по памяти после 20-минутного полета над городом на вертолете.



«Панорама Токио»



«Панорама Лондона»

Он воссоздает панорамы городов исключительно по памяти. Для создания своих шедевров художник использует исключительно шариковые ручки, высококачественную бумагу и айпод, т.к. музыка помогает ему сконцентрироваться и не отвлекаться от процесса рисования.

Психолог, педагог и поведенческий аналитик Джилл Маллин (J. Mullin) собрала в книге «Нарисованный аутизм» (Drawing Autism) произведения этих необычных художников. Помимо работ заслуженных авторов, книга содержит картины неизвестных, но талантливых художников, а также рисунки детей с расстройствами аутического спектра.



«Птицы», Дэвид Барт (10 лет)

Из письма его матери: «…на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»



«Аутсайдер», Донна Уильямс


«Война во Вьетнаме», Милда Бандзайт


«Смерть Любви», Чарльз Д. Топпинг



«Воображаемая карта города», Феликс (11 лет)


«Танцующие с собакой», Элен Майкл


«Дом Марка Твена», Джессика Парк



«Индия», Веда Ранган



«Большие полевые друзья», D.J. Svoboda



«Високосные годы», Эмили Л. Уильямс


«Они забрали твою бритву, шнурки и ремень», Эмили Л. Уильямс


«Зеркало разума», Эрик Чен


«Друзья», Уил Си Кернер (12 лет)


«Оборотень», Вут Деволдер (14 лет)


«Смена времен года», Джош Педдл (12 лет)



«Каменный дом», Шон Беланджер


«Девочка и коза», Джастин Кан



«Посещение художественной выставки», Сэмюэл Босуорт


«Авраам Линкольн», аппликация Джона Уильямса


«Кошачий дом» известной аутичной художницы, скульптора и певицы Донны Уильямс


«Cлепой полет», Мадалена Телло

Н.Г. Манелис, И.С. Горина

Москва, Россия

«…меня окружал какой-то густой туман, и из-за этого я была как бы совершенно одна, я не видела, не слышала и не чувствовала ничего, кроме проникавших сквозь него призраков, а иногда туман превращался в чудеснейшие картинки из волшебного фонаря. Это происходило на одном уровне, а на другом я видела, слышала и понимала гораздо больше, чем обычные люди, но, глядя на меня, этого нельзя было сказать, да и осознать это внутри себя я не могла. Внутри этого тумана было так легко, спокойно, безопасно и чудесно, что я очень болезненно реагировал, когда кто-то пытался проникнуть сквозь него…»

Эта цитата из книги Ирис Юханссон (2000 с.31) «Особое детство» удивительно точно описывает настолько необычное восприятие окружающего мира аутистом, но и ту пропасть, которая отделяет его от обычных людей. И всем нам, кто, так или иначе, соприкасается с аутичным ребенком, необходимо сначала понять его мир, научиться «разговаривать» на его языке, чтобы потом ввести его в наш мир, с нашими правилами и нашим языком. Это нужно для того, чтобы ребенок мог жить и взаимодействовать с людьми, чтобы эти два мира не остались параллельными. Психология имеет в своем арсенале достаточно необходимых приемов и методов, позволяющих приблизиться к ответу на вопос «Как человек воспринимает окружающий его мир?». Одним из них является анализ процесса и продуктов творческой деятельности, в частности, процесса рисования и соответственно рисунка. Итак, целью данной работы является попытка, анализируя рисунки аутичных детей, понять, как они воспринимают объекты окружающего их мира.

Рисунки аутичных детей, которые нам довелось увидеть, и соответственно самих детей можно условно разделить на три группы. Первая группа – это наиболее тяжелые дети. Часто у них отсутствует речь, они практически не социализированы, у них серьезно снижен интеллект. В эту группу входят также дети, у которых наблюдается обострение заболевания и признаки регресса. Если этим детям дать краски и бумагу, то многие из них начинают рисовать. При этом рисование заключается просто в нанесении краски на бумагу. В результате образуются пятна или полосы, иногда монохромные, иногда дети используют разные краски (рис. 1).

Когда человек воспринимает объект таким образом? Это происходит, если мы подносим его очень близко к глазам. В этом случае исчезают форма, движение, глубина, перспектива. Зрение в этом случае перестает быть дистантным, а становится почти контактным, т.е. приближается к осязательным ощущениям. Очень интересно писал о таком способе восприятия французский философ Мерло-Понти. Он назвал его диким, т,е. восприятием до встречи с культурой. Вот что он пишет: «Восприятие в качестве дикого восприятия – это незнание самого себя, невосприятие. Оно имеет тенденцию видеть себя в качестве акта и забывать о себе в качестве латентной интенциальности» (цит. ц0 Ямпольский, 2001, с. 19).

Вторая группа детей, о которой сейчас пойдет речь, является, как нам кажется, одаренной в смысле художественных способностей. В данной работе анализируются рисунки четырех детей аутистов – двух мальчиков и двух девочек (рис. 2 – 6). Возраст детей от 4 до 9 лет. Трое из них – правши, одна девочка – левша. Никто из детей специально рисованию не обучался, друг с другом они не знакомы. Анализируются только те рисунки, которые дети рисовали спонтанно.

Сюжет . На всех рисунках полностью доминирует анимализм. Изображения людей практически отсутствуют. На одном рисунке изображены динозавры, другие дети рисовали: табун лошадей, стаю бегущих птиц и караван верблюдов. Все животные изображены в движении, как правило, в направлении справа налево. Среди бегущих животных отчетливо выявляются взрослые и детеныши.


Форма. Абсолютно все животные изображены в профиль. Доминирует стремление к замкнутой форме. В некоторых случаях изображается только часть животного (если вся фигура не умещается на листе). Так, в левой части рисунка нарисован только круп лошади, а в правой нет хвоста у динозавра. С удивительной выразительностью детям удается изобразить позу животных и передать экспрессию движения – величавую неторопливость верблюдов, стремительность лошадей и птиц, своеобразную пластику динозавров.
Передача перспективы. На всех рисунках перспектива передается перекрытием (ближняя к наблюдателю фигура закрывает часть более удаленной). На одном рисунке явно присутствует прямая перспектива.

Долгое время аутизм оставался наименее изученным видом функциональных расстройств головного мозга. И только в последние годы, благодаря исследованиям ученых, аутистическое восприятие более не заклеймено как «дисфункциональное» - на самом деле мозг аутистов развивается и функционирует по иному сценарию. Лишая человека возможности социальной адаптации, природа щедро «вознаграждает» его экстраординарными способностями – именно среди аутистов наблюдается высокий процент гениальных математиков, музыкантов и художников. Креативность, экспрессия и многогранность – все это открывают нам необычные таланты.

Стивен Уилтшир



Стивен Уилтшир стал известен благодаря своим детализированным панорамам больших городов. Талант его заключается в умении воссоздавать городские пейзажи с поражающей точностью исключительно по памяти – зачастую ему достаточно получаса для «фиксации» картинки. Выпускник Колледжа искусств «City & Guilds» и кавалер Ордена Британской империи, художник, чьи работы занимают достойное место в частных и музейных коллекциях по всему миру…в три года был «приговорен» врачами – аутизм. Стивен рос очень замкнутым и не пытался наладить контакты с другими людьми, но школа помогла ему найти свой способ передачи информации – искусство. Талант его достиг апогея в панорамных урбанистических шедеврах, которые способны заворожить и вдохновить каждого.

Дэвид Барт





Дэвид родился в Роттердаме в 1998 году. Мальчик сразу проявил способность к изобразительному искусству – рисовать он не прекращает с того момента, как смог впервые удержать карандаш в руке. У юного художника диагностировали синдром Аспергера – одну из форм аутизма, которая вызывает в первую очередь трудности в социальном взаимодействии. Болезнь Дэвида сказалась на его увлечении, дав возможность выработать свой собственный стиль и выразить себя через уникальную систему символов и образов. Специалисты отличают его удивительную восприимчивость к деталям и способность к визуальной концентрации. Несмотря на столь юный возраст, мальчик уже является признанным мастером: в 2005 году он выиграл главный приз в конкурсе, организованном Русской школой искусств, в 2007 стал обладателем престижной премии «Caldenborgh Jong Talentprijs» в категории «Комиксы, а в октябре 2009 года получил в подарок картину нидерландского художника Пауля Керребийна за победу в конкурсе художественных работ, организатором которого был Музей Королевских военно-морских сил. Работы Дэвида выставлялись в арт-галереях Роттердама и Пекина, а также были использованы в качестве иллюстраций к книгам, повествующим о жизни людей с диагнозом «аутизм».

Донна Леан Уильямс (родилась в 1963 году) – австралийская писательница, художница, исполнитель-автор песен, драматург и скульптор. Исключительное сочетание, не правда ли? Но эта разносторонняя личность прошла через много трудностей на пути к признанию. В 1965 году, когда Донне было всего два года, ей поставили диагноз «невроз», который позже изменили на «психическое расстройство». В 1991 году врачи диагностировали аутизм и расстройство сенсорного восприятия. В «послужном списке» Донны четыре автобиографических книги, два музыкальных альбома, а также ряд методических пособий по обучению детей и подростков- аутистов. Но мы с вами ознакомимся с ее мастерством в области изобразительного искусства, ведь будучи самоучкой и начав карьеру художницы в достаточно зрелом возрасте, Донна смогла добиться потрясающих успехов и на этом поприще.

5-летнюю Айрис Хэлмшоу называют «Моцартом ХХІ века» - шедевры, которые создает эта маленькая симпатичная девчушка, не оставляют равнодушными никого. Именно изобразительное искусство было выбрано родителями в качестве арт-терапии для ребенка, которому поставили диагноз «аутизм». В отличие от обычных детских рисунков, которые зачастую являются чем-то вроде «пробы пера», творения Айрис, помимо насыщенной колористики, наполнены скрытым смыслом и объемными образами, примечательными своей универсальностью и многоликостью – и правда, всматриваясь в эти цветные разводы, можно увидеть и цветочный луг, и угасание далеких звезд, и едва колышущуюся водную гладь. Ее работы не остались незамеченными – несколько из них уже приобретены в частные коллекции за сумму не меньше 1 500 фунтов. Но материальная выгода не стоит на первом месте для родителей малышки – для них главное, что дочь смогла найти наиболее приятный и комфортный способ для самовыражения и взаимодействия с внешним миром, а также помочь другим детям-аутистам – большая часть вырученных средств идет на поддержку детского арт-центра «Клуб маленьких исследователей».



Шон Беланджер родился в 1985 году в Калгари (Канада). Любовь к изобразительному искусству проснулась в нем достаточно рано – в 7 лет Шону попалась книжка с картинками, которую он использовал в качестве практического руководства. Испытывая трудности с моторикой (мальчик с трудом удерживал карандаш), он совершенствовал свое мастерство вместе с матерью, которая контролировала его правую руку и помогла добиться отличных результатов.

Признанный художник-самоучка с диагнозом «аутизм» Джессика Парк родилась в 1958 году и выросла в Вильямстауне, штат Массачуссетс (США). Вдохновленная астрономией, викторианской архитектурой и городскими пейзажами, девушка начала переносить свои впечатления на холст – мосты, дома, церкви и парки, наполненные цветом и жизнью.

В 2003 году Джессика получила ученую степень доктора изящных искусств в в Массачуссетском колледже свободных искусств, а ее картины украшают частные и музейные коллекции многих стран мира. Подробнее о ее жизни и творчестве вы можете прочесть в книге «Исследуя нирвану: искусство Джессики Парк», изданной Массачуссетским колледжем свободных искусств в 2008 году.

Пинг Лиан Йик

Согласно недавним исследованиям, расстройство аутистического спектра наблюдается у 1 из 100 детей, при этом только у 10% проявляются незаурядные способности к искусству, музыке или точным наукам – с раннего возраста дети могут с легкостью запоминать детализированные карты и исторические факты или разучивать сложнейшие музыкальные произведения и писать прекрасные картины.

Пинг Лиан Йик попал в эту десятку. Во многом благодаря своей матери, двадцатилетний Пинг получил возможность выбраться из аутистического плена и прожить наполненную радостью и вдохновением жизнь. В четыре года у мальчика был диагностирован Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) с аутистическим расстройством. Именно рисование помогло ему направить избыточную энергию в правильное русло и адаптироваться в современном мире. Сара Ли, мать Пинга, прошла весь тяжелый путь вместе с сыном – она поддерживала его во всех начинаниях и учила никогда не сдаваться. «Он никогда не был обузой для нашей семьи – напротив, именно благодаря ему наша жизнь обрела смысл» - признается Сара.

Ричард Вауро – известный всему миру художник шотландского происхождения. Родился в 1952 году в Эдинбурге. В трехлетнем возрасте врачи диагностировали «умственную отсталость», позже – «расстройство аутистического спектра». Разговаривать Ричард начал только к 11 годам, что, впрочем совершенно не помешало раскрыться в полной мере его таланту – уже в три года мальчик посвящал практически все свое время созданию «шедевров» на старой грифельной доске разноцветными мелками. Позже творения 12-летнего мальчика были определены преподавателями Польской школы искусств в Лондоне как «невероятный феномен, обладающий скрупулезностью инженера и душой поэта». Как и другие одаренные аутисты, Ричард обладает феноменальной памятью – ему достаточно вспомнить картинку, увиденную по телевизору или в журнале, чтобы потом воссоздать ее в мельчайших подробностях на холсте.

При этом все увиденные образы он как бы «пропускает» через свое воображение, интерпретируя их в своей неповторимой манере и импровизируя с палитрой. Первая выставка работ Вауро состоялась в Эдинбурге, когда ему было 17 лет. Картины в свое время пополнили коллекции Маргарет Тэтчер и Папы Иоанна Павла ІІ, более чем 1000 произведений было продано на 100 выставках во всех странах мира. Премьера документального фильма, посвященного Ричарду Вауро, - «С широко закрытыми глазами» - состоялась в 1983 году; картина получила положительные отзывы кинокритиков и была отмечена множеством наград и премий. Даже после утраты самого близкого человека – мать художника умерла в 1979 году - Ричард не пал духом. Сила его гения и несокрушимая воля помогли занять достойное место среди талантов с мировым именем.

Своим примером все эти таланты доказывают нам, что аутизм - не приговор. То, что раньше считалось "демоном, рвущимся наружу", на самом деле всего лишь душа, которая не может открыться другим и страдает от этого. Только поборов свои страхи и полюбив себя, можно добиться истинного успеха - надеемся, что истории этих людей помогут вам разрешить сложные вопросы и найти выход из запутанных жизненных обстоятельств.

Психолог, педагог и поведенческий аналитик Джилл Маллин (J. Mullin) собрала в книге «Нарисованный аутизм»(«Drawing Autism») произведения этих необычных художников. Помимо работ заслуженных авторов, книга содержит картины неизвестных, но талантливых художников, а также рисунки детей с расстройствами аутического спектра.

Закрытый внешний мир открывает необыкновенный внутренний мир, который можно увидеть только сквозь призму творчества. Рисунки аутистов позволяют лучше понять мироощущение этих людей и их взгляд на свое место в обществе.

Упустим панораму Нью-Йорка Стивена Вилтшира, о Стивене мы неоднократно уже писали раньше. Для создания своих шедевров художник использует исключительно шариковые ручки, высококачественную бумагу и айпод, т.к. музыка помогает ему сконцентрироваться и не отвлекаться от процесса рисования.

Дэвид Барт, 10 лет, «Птицы»

Из письма его матери: «…на рисунке почти 400 птиц и он знает имена и латинские названия большинства из них»

Донна Уильямс, «Аутсайдер»

Милда Бандзайт, «Война во Вьетнаме»

Чарльз Д. Топпинг, «Смерть Любви»

Феликс, 11 лет, «Воображаемая карта города»

Элен Майкл, «Танцующие с собакой»

Джессика Парк, «Дом Марка Твена»

Веда Ранган, «Индия»

D.J. Svoboda, «Большие полевые друзья»

Эмили Л. Уильямс, «Високосные годы»

Эмили Л. Уильямс, «Они забрали твою бритву, шнурки и ремень»

Эрик Чен «Зеркало разума»

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...