Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования


Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Содержание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формирование социальных отношений происходит в процессе игровой, трудовой и коммуникативной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, во взаимодействии с родителями.

Методическое оснащение:

Программа «Радуга» Т. Н. Дороновой

Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной

Образовательная область «Речевое развитие»

Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Реализуется в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей

Развитие детей по речевому направлению осуществляется через реализацию образовательной деятельности детей по развитию речи, чтению художественной литературы, грамоте в ходе непосредственной образовательной деятельности, а также в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.

Методическое оснащение:

- Гербова В.В. «Учусь говорить»

Гризик Т.И «Говорим правильно.»

Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе».

Образовательная область «Познавательное развитие»



Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира., и направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Развитие детей по познавательному направлению осуществляется через реализацию образовательной деятельности детей по конструированию, РЭМП, сенсорике, ознакомлению с окружающим, патриотическому воспитанию, в ходе непосредственной образовательной деятельности, а также в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.

Методическое оснащение:

§ Программа «Радуга» Т.Н.Дороновой

§ Методические пособия к программе «Радуга» Т.Н.Дороновой:

- Соловьева Е.В. «Математика и логика для дошкольников» , ««Моя математика»

ГризикТ.И. «Познаю мир»

Гризик Т.И «Предметы вокруг нас»

Гончаренко С.С. «Сделаю сам»

Доронова Т.Н. «Седлаю сам»

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).



Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию образовательной

деятельности детейпомузыке, лепке, рисованию, ручному труду, аппликации, в ходе непосредственной образовательной деятельности, а такжев совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми.

Методическое оснащение

· Программа «Радуга» Т.Дороновой

· Методические пособия к программе «Радуга» Т.Н.Дороновой:

Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет.

Т.Доронова «Дошкольникам об искусстве», «Художественное творчество детей 2-7 лет»

И.Г.Грибовская «Народное искусство и детское творчество»

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализовывается в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

· для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Данная часть учебного плана учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

Выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная деятельность разработана с учетом максимально – допустимым объемом недельной образовательной нагрузки и соответствует пяти образовательным областям

§ Физическое развитие

· «Здоровье»

· Физическое развитие в помещении и на улице

o Социально – коммуникативное развитие

o Речевое развитие:

· Развитие речи

· Художественная литература

o «Познавательное развитие

· Конструирование

· Познание мира

5 . Художественно-эстетическо е развитие:

· Рисование

· Аппликация

Образовательный процесс в МБДОУ реализуется не только в образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и ребенка, что дает возможность снизить учебную нагрузку и позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу.

Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм организации непосредственно образовательной и совместной деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.

6. Целевые ориентиры освоения программы:

Целевые ориентиры дошкольного образования , представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) при реализации Программы нами проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В основу разработки критериев и показателей оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,положены содержательные линии дошкольного образования, представленные следующими направлениями развития ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Основной целью системы мониторинга является оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы в зависимости от динамики достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Основными особенностями системы мониторинга являются:

· Оценивание реальных достижений ребенка, проявляющихся в его повседневной активности и деятельности в естественной среде (в играх, в процессе свободной и организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов);

· Определение динамики промежуточных и итоговых результатов;

· Учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка;

· Преемственность как с мониторингом достижений детей раннего возраста, так и мониторингом результатов учащихся начальной школы, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования

Мониторинг проводится педагогами ДОУ на основании наблюдений за детьми, бесед и создания несложных диагностических ситуаций.

Система оценок мониторинга трехуровневая: « качество проявляется устойчиво» (2 балла), «качество проявляется неустойчиво», то есть, по сути, находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной с взрослым деятельности (1 балл), «качество не проявляется» (0 баллов).

Периодичность мониторинга два раза в год, (осенью и весной) по одним и тем же диагностическим показателям, что позволит выявить динамику освоения программных требований в течение года. (Таблицы мониторинга)

Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:

· Успешность освоения программы каждым ребенком;

· Успешность освоения содержания выделенных в Программе образовательных областей всей группой детей;

Если к концу год показатели развития ребенка оказываются меньше 50 %, то это служит поводом для дополнительного обследования ребенка психологом или другим специалистом. Разрабатывается индивидуальная программа мероприятий, способствующих активизации процесса развития ребенка.

Итак, в центре образовательной модели МБДОУ стоит РЕБЕНОК,его развитие на каждом из возрастных этапов. Мониторинг усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ выступают, как показатель эффективности


Мониторинг уровня усвоения образовательных областей детьми средней группы в соответствии с программными требованиями

Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие» (безопасность)

Средняя группа

Фамилия ребёнка По разделу “Безопасность дома”: По разделу “Безопасность на природе По разделу “Ребенок и другие люди”: По разделу “Безопасность на улице и дороге”: Итоговый показатель по ребенку (среднее значение)
Имеет элементарные представления о возможных травмирующих ситуациях, опасных для здоровья, способах их предотвращения об опасности предметов бытовой техники недоброкачественных продуктах об опасности приема лекарственных препаратов. 44Знает некоторые правила поведения в при­роде, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус не­знакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые пер­вые навыки по уходу за растениями;(оценка по параметру 29) Имеет первичные представления о ядовитых растениях, съедобных и несъедобных грибах. Имеет представление, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Имеет элементарные представления о типичных опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми адекватно ведет себя в таких ситуациях. Имеет представления о правилах поведения на дороге в соответствии с возрастными критериями Имеет элементарные представления о возможных травмирующих ситуациях во дворе опасных для здоровья, способах их предотвращения. Знает ПДД в соответствии с возрастными

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевая игра)

Средняя

Фамилия ребёнка 45.Оценка по параметру 12 Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие - пока с разной степенью успешности. 46.Оценка по параметру 8 Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;. Адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме 47.оценка по параметру 16 Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил. 49.Оценка по параметру 13 Объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами 50. Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовых, сказочных, профессиональных и т.п.) 51. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики Использует в игре постройки из строительных материалов, игре предметы заместители Имеет первичные представления о себе Имеет первичные представления о семье, обществе и государстве
Использует театрализацию 23. Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, воз­раст 24. Осознает свои отдельные умения («Я умею застегивать пуговицы», «Я научился кататься на самокате» и т.п.); может перечислить несколько примеров того, чего еще не умеет де­лать («Я не умею варить суп», «Я не могу водить машину как папа») 25. Называет членов се­мьи, их имена, может рас­сказать о деятельности членов семьи (профес­сиях, хобби и пр., если это доступно пониманию ре­бенка), о семейных празд­никах 26. Может назвать свою страну, улицу, на которой живет, столицу России 27. Знает некоторые государственные праздники

Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие» (Труд)

Средняя группа

Фамилия ребёнка Самообслуживание Хозяйственно – бытовой труд Труд в природе 52. Знает, какой хозяй­ственной деятель­ностью по дому зани­маются взрослые (по­купают вещи и продук­ты в магазине, готовят еду, моют посуду, сти­рают одежду и т.д.) 53. Имеет представ­ления о некоторых профессиях, может назвать их и расска­зать о них, уважает труд других 54. Понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обра­щаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим лю­дям, которые сами не могут приобрести их Итоговый показатель по ребенку (среднее значение)
Умеют самостоятельно одеваться, раздеваться, самостоятельно складывать одежду Умеют самостоятельно умываться, следить за чистотой своих рук Самостоятельно выполняют обязанности дежурных по столовой (расставляют хлебницы, ставят глубокие тарелки, салфетницы, раскладывают столовые приборы) Выполняют обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям Умеют поддерживать порядок в групповой комнате, на участке детского сада Умеют самостоятельно: поливать растения С удовольствием участвуют в подкормке зимующих птиц С удовольствием принимают участи по уходу за растениями на огороде и в цветнике Умеют приводить в порядок используемое трудовое оборудование

Образовательная область « Познавательное развитие»(ФЭМП)

средняя группа

Сенсорное развитие Формирование элементарных математических представлений
Фамилия ребёнка,;, 55. Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по разным при­знакам 56. Умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком 57. Умеет различать и называть все цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различает и называет черный, серый, белый цвета; оттенки цветов (светло-зеленый, тёмно-зелёный, темно-красный, тёмно-синий) 58. Умеет считать в пределах 10, от­считывать 10 предметов от большего количества,. соотносить запись чи­сел 1-10 с количеством предметов Знает цифры в пределах 10 умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На кото­ром месте справа (слева)?», распо­лагать числа от 1 до 10 по порядку 59. Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей обстановке предметы, сход-ные по форме 60. Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соот­ношение между ними 61. Умеет определять направле­ние движения от себя (вверх, вниз,вперед,назад,направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части су­ток, устанавливает их последо­вательность Правильно пользуются количественным и порядковым числительными Различает прямую, кривую, ломанные, замкнутые, разомкнутые линии Итоговый показатель по ребенку (среднее значение)

(окружающий мир)

средняя группа

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательно- исследовательской деятельности
Фамилия ребёнка 63. Имеет представления о разных видах транспор­та 63. Имеет представленияо разных видах одежды, посуды, мебе­ли, называет их, может описать, чем они отли­чаются может назвать не­сколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них; понима­ет разницу между буднями и праздниками, знает не­сколько праздников, мо­жет их назвать (Новый год, день рождения) 64. Различает мир живой и не­живой природы, выделяет, что сделано руками человека 5. Задает вопросы по­искового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» 6. Активно знакомится со свойствами новых окру­жающих предметов (спо­собами их использования, возможностями и т.д.); стремится эксперименти­ровать Знает о профессиях (врач, учитель, парикмахер, библиотекарь, шофёр, повар) Имеют представление о качественных свойствах неживой природы(камень, песок, почва, вода и пр.) Имеют представление о качестве и свойствах природных материалов (дерево, глина и пр.) Имеют представление о домашних и диких животных и их детенышей Имеют представления о жизни животных в природных условия Называет насекомых на участке детского сада Знает и различает 3 кустарника, 4 – 5 дерева Знает 3-4 травянистых растений леса, луга, поля 3 комнатных растения Знает и называет зимующих птиц Знает сезонные изменениях в природе Определяет состояние погоды (солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег) 28. Умеет устанавливать простейшие причин­но-следственные связи (когда на улице мороз, вода в луже замерзает, а когда тепло, лед тает; осенью птицы улетают в теплые края по­тому, что им нечем питаться, растению для жизни нужны свет, вода, земля и т.п.) Участвует в играх – экспериментированиях с песком, снегом, льдом, водой, мыльной пеной, тенью, зеркалом, оптическими стеклами, звуками.взрослым. 22. Использует про­стые готовые схемати­ческие изображения для решения неслож­ных задач, строит по схеме Итоговый показатель по ребенку (среднее значение)

Образовательная область «Познавательное развитие » (конструирование)

средняя группа

Ф.И.О. ребенка Развитие конструкторской деятельности
65. С удовольствием конструиру­ет различные изделия и построй­ки из строительных деталей, бу­маги, картона, природного и бы­тового материала, предметов ме­бели. Учитывает как конструктивные свойства мате­риалов (форму, устойчивость, ве­личину, размещение в простран­стве), так и назначение самой по­стройки; Создает варианты одно­го и того же объекта с учетом конструктивной задачи Знание основных деталей строительного материала, способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, брусок) Умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала в соответствии с размером игрушек, используя детали разного цвета Конструируют из бумаги: сгибают прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы Приклеивают к основной форме детали (к дому окна, двери -трубу; к автобусу колеса, к стулу спинку) Уровень развития ребёнка

Образовательная область « Речевое развитие» (развитие речи)

средняя группа

Фамилия ребенка 66. Имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия (суще­ствительные, прилагательные, глаго­лы); Правильно употребляет слова, обо­значающие пространственные отноше­ния Согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе и паде­же, ориентируется на окончание слов Образовывает формы глаголов 67. Понимает смысл за­гадок, умеет отгады­вать загадки, построен­ные на описании пред­метов, явлений, их свойств, действий с ними 68. Имеет развитый речевой слух, может по­добрать слова с опреде­ленным звуком, выде­ляет первый звук в слове 69. Владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями (повествовательной, вопро­сительной, восклицатель­ной), дикция достаточно четкая 70. Умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных Отвечает на простые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам 71. Составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта Описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, по­вествование и некоторые компоненты рассуждения Знает авторов детских произведений (Чуковский, Маршак, Барто и др.)

Образовательная область« Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)средняя группа

Образовательная область «Художественное -эстетическое развитие» (рисование)средняя группа

Фамилия ребёнка 73. С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные), Самостоятельно находит и во­площает в рисунке, коллаже, поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни, ху­дожественной литературы, любимых мультфильмов 74. В создаваемых образах передает доступными гра­фическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изобра­жаемых объектов (форму, пропорции, цвет, фактуру, характерные детали Владе­ет разными художественны­ми техниками (примакивание, нанесение точек, пятен, вращение плотно приложенной к бумаге клеевой кисти) 75. Выражает свои представления, пере­живания, чувства, мысли доступными изоб- разительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных ви­дов искусства Умение смешивать краски для получения оттенков Рисует по представлению, с натуры. Умеет рисовать по мотивам дымковской хохломской росписи,

Образовательная область «Художественное -эстетическое развитие » (лепка, аппликация)

средняя группа

Ф. и. ребенка ЛЕПКА АППЛИКАЦИЯ
Умеют скатывать пластилин прямыми,и круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде к ольца, защипывать края формы Сочетает природный, бросовый материал с пласт. Умеет пользоваться стекой В лепке владеет приёмами: сплющивание, сглаживание, вдавливание, оттягивание, примазывание, круговой налеп Загибать, защипывать края расплющенной формы Умеют лепить предметы из нескольких частей …правильно располагать части, соблюдая пропорции Умеют правильно держать ножницы и действовать ими ..разрезать поперек узкие, широкие полосы …квадрат по диагонали ..делать косые срезы Умеют составлять изображения предметов из отдельных частей Узоры из растительных и геометрических форм на полосе, полосе, круге, четырехугольнике последовательно их наклеивать Умеют вырезать круг и овал из четырехугольника владеет способ обрыва Сгибает лист бумаги пополам, по диагонали, Уровень развития ребенка

Работа с родителями

Партнёрство с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности.

Цель взаимодействия с семьёй - сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей

« физическое развитие»:

Информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Безопасность»:

Знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми.

« игра »:

Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

«Труд»:

Изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

«Познавательное развитие»:

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

« Речевое развитие»:

Развивать у родителей навыки общения с ребенком;

Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.

«Чтение художественной литературы»:

Доказывать родителям ценность домашнего чтения

Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

«Художественно-эстетическое развитие »:

Поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

«Музыка»:

раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Перспективное планирование работы с родителями.

Сентябрь

Октябрь

Активная форма работы Наглядная информация Цель Индивидуальная работа Ответственные
Понимаем ли мы друг друга Консультация - папка Помочь родителям раскрыть познавательные способности у детей Советы, как помочь развить способности в этой деятельности Воспитатели
Консультация «Что надо знать родителям о закономерностях развития детской речи» Консультация Дать углублённые знания о закономерностях развития детской речи. Ответы на вопросы родителей. Индивидуальные ответы – рекомендации. Воспитатели.
Выставка поделок из природного материала «Осенний натюрморт» Объявление, выставка поделок Привлечь родителей к оформлению выставки, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива Помощь при выборе поделок, их оформлению. Родители, воспитатели, дети
Фотовыставка: «Осенняя мозаика» фотовыставка Познакомить с наилучшими фотографиями, помочь родителям в оформлении. Помочь родителям в оформлении выставки, индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случае Воспитатели, родители, дети

ПРОГРАММА «РАДУГА»

«Радуга» - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Цель программы - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребёнка.

Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

  • Ш создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
  • Ш обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
  • Ш способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
  • Ш формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
  • Ш приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением прин-ципиальных изменений в деятельности ребёнка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребёнок уже знает, что он хочет получить по их окончании -- иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.

Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочек связанных между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т. д.

Ещё одна важная линия развития деятельности -- отношение ребёнка к продукту таких целенаправленных действий. Если вначале ребёнок удовлетворён любым результатом, то позднее, на четвёртом году жизни, у него появляются определённые требования к качеству ожидаемого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания -- способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребёнком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» даётся их конкретное описание применительно к разным разделам работы.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка:

  • -- физическая культура (самый важный предмет -- красный цвет );
  • -- игра (положенная в основу программы -- оранжевый цвет );
  • -- изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством -- жёлтый цвет );
  • -- конструирование (развитие воображения -- зелёный цвет );
  • -- занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний -- голубой цвет );
  • -- занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет );
  • -- математика (фиолетовый цвет ).

Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают прежде всего понять, что представляет собой ребёнок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоёмкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства.

К программе разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.

комплексная программа радуга дошкольники

1. Некоторые дидактические игры программы «Радуга»

Одной из основных задач программы является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру.

Цель: формирования экологической культуры детей

При использовании дидактических игр решаются следующие задачи:

  • 1. Формирование экологических представлений о мире животных
  • 2. Формирование экологических представлений о растениях
  • 3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы
  • 4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Описание слайда:

Ключевые цели Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни Содействие своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка Обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства Цели образовательной работы по возрастам Ключевая цель Система образовательных задач

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Социальнокоммукативное развитие Моральное воспитание Социализация Труд Познаваельное развитие Мир природы Мир человека Математические представления Речевое развитие Лексическая сторона речи Грамматическая сторона речи Произносительная сторона речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Художественно эстетическое развитие Художественная литература Изобразительное искусство Музыка Физическое развитие Охрана здоровья Физическая культура Безопасность

6 слайд

Описание слайда:

«Радуга» - психологически ориентированная программа Основополагающие принципы – принципы ФГОС: Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека; самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей; Уважение к личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка.

7 слайд

Описание слайда:

Структура Программы «Радуга» Целевой раздел Пояснительная записка Общая характеристика Программы «Радуга» Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга» Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Планируемые результаты освоения Программы «Радуга» Содержательный раздел Содержание образовательной деятельности Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями Поддержка детской инициативы Взаимодействие с семьей Педагогическая диагностика Коррекционная работа Организационный раздел Распорядок дня Организация жизни группы Формы реализации дошкольного образования Дополнительные платные услуги Методическое обеспечение Программы «Радуга» Кадровая политика образовательной организации реализующей Программу «Радуга» Развивающая предметно – пространственная образовательная среда Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»

8 слайд

Описание слайда:

«Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта Описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей; Описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности: игровой, творческой, изобразительной, речевой, музыкальной, театрализованной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности; Формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам; Комплект пособий для детей по всем возрастным группам; Описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психолого – педагогических условий. «Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребенка от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

9 слайд

Описание слайда:

Методологическая основа Программы «Радуга» Общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева Культурно - исторический подход Л.С.Выготского Центральная идея отечественной психологической школы – творческий характер развития. Ребенок – субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. Принцип развивающего образования – содействие психическому развитию ребенка, как становление деятельности, сознания и личности. Деятельность в психологии понимается как активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат.

10 слайд

Описание слайда:

Виды деятельности как психологической категории подразделяются в зависимости от мотива, лежащего в основе деятельности Познавательная деятельность. Результат – первичная связная картина мира Формирование первичных навыков работы с информацией, получаемых из разных источников (вербальные, невербальные); Формирование мыслительных операций анализа, обобщения, нахождения закономерностей; Овладение начальными способами исследования и наблюдения. Деятельность общения, которая может иметь разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный); Разнообразную продуктивную деятельность, направленную на получение продукта или результата - труд; Игровую деятельность – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста; Учебную деятельность, которая становится основным видом в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте необходимо сформировать её предпосылки.

"Радуга" - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.

Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные цели программы:

  • обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
  • обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
  • всестороннее и своевременное психическое развитие;
  • формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
  • приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

красный цвет - физическая культура : на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;

оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;

желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;

зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;

голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;

синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;

фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Программа "Радуга" рекомендована Минобразования РФ, прошла апробацию в различных регионах страны. В настоящее время переработана с учетом предложений педагогов-практиков. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены главные направления взаимодействия ДОУ с родителями.

Программа "Радуга" содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

Структура программы отражает закономерности появления и становления в психике ребенка важнейших психических новообразований: от 2 до 4 лет - целенаправленная деятельность, от 4 до 5 - переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет - произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.

Программа "Радуга" задумана и реализована:

  • как комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте;
  • массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах;
  • личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, основанная на классических подходах и основных достижениях современной российской педагогической и психологической науки.

Педагогическая работа в рамках программы строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Существенный момент в педагогической работе - создание у детей мотивации. Авторы предлагают использовать три ее типа: игровую, общения и личной заинтересованности.

Авторы назвали программу «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд; конструирование; занятие музыкальным и пластическим искусством; занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.

Так, например, разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам» обозначены синим цветом. Их цель - помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, вступать в разговор, поддерживать его, высказывать свои суждения, формировать простейшие выводы. С синим цветом ассоциируется все то, что необходимо как воздух и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему установить связи между живым и неживым, познать самого себя.

Одно из положений, на которых базируется программа, - личность представляет собой систему, основанную на отношении человека к окружающему миру, другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений.

Авторы преследуют цель - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др., которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

Перед воспитателями ставятся следующие задачи:

  • создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
  • обеспечить охрану и укрепление его здоровья (физического и психического);
  • способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
  • формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;
  • приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы » является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дают знания из области географии, сведения об экзотических явлениях (о природе Африки, динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей создания часов, календарей, глобуса.

Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношение к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Структурно-содержательная характеристика

Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа». На занятиях дети получают знания о растениях и животных как о царствах: царство растений и царство животных. Царство растений в свою очередь делится на дикие и культурные растения.

Дикие растения - те, которые живут, растут и развиваются без усилий со стороны человека, а культурные - те, в росте, развитии и жизни которых человек принимает активное участие. Авторы рекомендуют при ознакомлении детей с растениями учитывать специфику края, местности, где живут дети. Например, следует знакомить с морскими растениями тех, кто живет на морском побережье; при классификации комнатных растений следует начать с тех, которые есть в группе, детском саду и т.д. Проводятся занятия для расширения у детей представлений о мире растений через занимательные рассказы (исторические факты, «язык цветов», растения, занесенные к Красную книгу). С детьми рекомендуется проводить систему занятий по ознакомлению с растениями.

Темы занятий: «Царство растений», «Культурные растения», «Дикие растения», «Удивительные и прекрасные».

Царство животных авторы подразделяют не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком, т.е. на диких и домашних животных. Детям даются знания о том, что к домашним животным относятся виды, живущие рядом с человеком не одну тысячу лет (коровы, овцы, свиньи, козы), а дикие животные - те, которые не могут жить с человеком. Они сами заботятся о себе, живут по своим законам.

Таким образом ребенка подводят к пониманию особой роли и места человека в природе:

  • человек не хозяин природы, а лишь ее часть;
  • обязан считаться со всеми живущими на Земле;
  • должен рационально использовать дары и богатства природы.

Темы занятий: «Царство животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Удивительное о животных».

В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» - происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» - рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» - обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» - познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» - познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.

Программа «Радуга» ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях, а в повседневной жизни. Авторы рекомендуют выращивать в группе культурные растения (из семян и луковиц), даже разрешают детям, которые проявляют явный интерес и любовь к уходу за комнатными растениями, принести в группу свои цветы (при условии, что ухаживать за ними дети будут самостоятельно).

Авторы считают беседы на познавательные темы одной из форм получения информации, они рекомендуют строить их таким образом, чтобы вопросы педагога помогали детям упорядочивать имеющиеся представления, уточнять и расширять их. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседа о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем» и др.).

«Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей.

В программе «Радуга» в арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.

Предметно-развивающая среда

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет комплект методического обеспечения по каждой возрастной группе для педагогов, детей, родителей. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...