Обучение вождению гидроциклов и маломерных судов, общие сведения, лоция. экзаменационные билеты гимс


Огни и знаки визуальной сигнализации судов

Судно, стоящее на якоре, должно нести черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.(Правила плавания по внутренним водным путям п.92)

2. Укажите сигнал, выставляемый днем на стоящем на мели судне, со стороны, с которой проход невозможен?

На судне, стоящем на мели, должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:
- со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, - белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;
- со стороны, с которой проход невозможен, - три красных круговых огня, днем - три черных шара, расположенных по вертикали на видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.88)

3. Чем занято судно, у которого поднят этот сигнал?
4. Какое из этих судов занято водолазными работами?
5. Какой из этих сигналов несет днем судно, занятое водолазными работами?

Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали, днем - два сигнальных флага "А".(Правила плавания по внутренним водным путям п.101)

6. Какие из перечисленных сигналов может подавать терпящее бедствие судно, которое просит помощи?
7. Какой из этих сигналов поднимается на судне, которое терпит бедствие?
8. Что означает поднятый на судне сигнал?

Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:
- флаг с находящимся над ним или под ним шаром или
аналогичным предметом;
- частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное
перемещение огня;
- ракеты красного цвета;
- медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.(Правила плавания по внутренним водным путям п.96)


10. Какое из этих судов занято ловом рыбы?

Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:
- ночью - два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний - зеленый, нижний - белый, на расстоянии не менее 1м впереди и ниже топового огня);
- днем - два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.(Правила плавания по внутренним водным путям п.105)

11. Через сколько метров должны обозначаться круговыми огнями (красными - у правого берега, белыми или желтыми, или зелеными - у левого берега) сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода?

Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться через каждые 100м на лодках или других приспособлениях круговыми огнями того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.(Правила плавания по внутренним водным путям п.87)

12. Какие из этих сигналов днем должно нести самоходное судно с ядовитыми или взрывчатыми веществами на мели?

Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз. На судне, стоящем на мели, должны нестись днем - три черных шара.(Правила плавания по внутренним водным путям п.91, 88)

13. Какое из этих судов является пассажирским и работает на переправе?

Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового. (Правила плавания по внутренним водным путям п.58)

14. Укажите огни судна на ходу, буксирующего смешанный состав?

Буксирующее судно должно нести:
- два топовых огня, расположенные по вертикали; при буксировке плота - три топовых огня, расположенные по вертикали;
- бортовые огни;
- кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, и буксировочный огонь над ним.(Правила плавания по внутренним водным путям п.61)

15. Укажите огни одиночного самоходного судна, которое следует на нас?
16. Какое это судно и в каком состоянии оно находится?
17. Какое судно должно нести ночью эти огни на ходу?
18. Что это за судно?

В соответствии с требованиями Правил указанные огни несут - парусное судно под мотором, маломерное моторное судно, одиночное самоходное судно длиной менее 50м. Эти огни видны когда судно находится на ходу и следует на наблюдателя.
Самоходное маломерное судно должно нести:
- топовый огонь;
- бортовые огни;
- кормовой огонь.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.69)

19. Что это за судно?
20. Ч то делает это моторное маломерное судно за пределами судового хода?

Гребная лодка на ходу
Моторное маломерное судно стоит на якоре
Одиночное судно на стоянке должно нести:
- самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м - один белый круговой огонь на мачте
(Правила плавания по внутренним водным путям п.78)

21. Как движется это моторное маломерное судно по отношению к наблюдателю?
22. Что это за судно?

Самоходное судно идет влево от наблюдателя или проходит мимо него левым бортом

23. Определите какому виду (типу) плавсредств принадлежит эта ночная сигнализация?

Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода - два красных круговых огня (тентовых), расположенных на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне - два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.97)

Парусное судно идет под мотором

Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.90)

Парусное судно длиной более 20м. Идет на нас

20м и более

Идет на нас
Парусные суда должны нести - суда длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым
(Правила плавания по внутренним водным путям п.71)

29. Какие пиротехнические средства обязательно должны находиться на борту маломерного судна 4 и 5 классов?

Фальшфейеры красного огня не менее 3-х штук

30. Какое движение флага-отмашки днем означает сигнал "Прошу остановиться"?

Горизонтальное движение флага-отмашки

Рис. 169. Обмен сигналами при встрече судов

Ниже излагаются соответствующие пункты «Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР», введенных в действие в 1963 году. В других союзных республиках может существовать иной порядок расхождения судов при встрече и обгоне.

При встречном движении суда и составы должны расходиться левыми бортами и держаться правой (по ходу) сто роны фарватера. Суда обязаны принять все меры к безопасному расхождению.

Снизу идущее судно во всех случаях на расстоянии видимости сверху идущего судна (ночью его отличительных огней)" должно принять меры к безопасному пропуску сверху идущего судна, а когда по условиям пути расхождения судов представляет затруднение, судно, идущее снизу, обязано регулировать свой ход таким образом, чтобы встреча и расхождение с идущим сверху судном произошли в удобном месте.

Идущее снизу судно первым за 1,5 км (рис. 169) от встречного судна подает один продолжительный звуковой сигнал и отмашку * с левого борта. Идущее сверху судно обязано немедленно принять указанную сторону расхождения и подать один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с левого борта.

При невозможности расхождения левыми бортами в силу местных условий пути снизу идущее судно обязано заблаговременно уклониться в левую по ходу сторону и прекратить свое движение для обеспечения беспрепятственного пропуска сверху идущего судна с правого борта, после этого на расстоянии не менее 1,5 км до встречного судна дать два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта и принять меры к безопасному расхождению.


Рис. 170. Обмен сигналами при обгоне судов

Суда, буксирующие плоты по рекам вниз по течению, первыми за 1,5 км подают звуковые сигналы и указывают отмашкой встречным судам и составам сторону безопасного расхождения. При пропуске встречного судна или состава с левого борта плотовод подает один продолжительный свисток и при пропуске с правого борта - два коротких звуковых сигнала и отмашку с соответствующего борта.

Встречные суда обязаны немедленно подать такой же ответный звуковой сигнал и отмашку с того же борта и осуществить расхождение бортами, указанными плотоводом.

Когда два судна или состава следуют по различным судоходным трассам водохранилищ и могут свободно пройти одно мимо другого на достаточном расстоянии, не подвергаясь опасности столкновения, то они обязаны сохранить свое положение по отношению к берегам и продолжать идти своим курсом без обмена сигналами.

Если снизу навстречу идущему судну следуют одно за другим несколько судов или составов, сигналы на расхождение подаются каждому из них.

Интервал между бортами во время расхождения при встрече и обгоне судов и составов должен быть по возможности наибольшим.

При обгоне судно, которое намерено обогнать другое судно (рис. 170), не ближе чем за 500 м при следовании сверху и за 300 м при следовании снизу до обгоняемого судна или кормы последних судов состава обязано запросить у обгоняемого судна, с какой стороны можно произвести обгон путем подачи двух коротких и одного продолжительного звукового сигнала. Получив запрос на обгон, обгоняемое судно должно незамедлительно подать два коротких и один продолжительный звуковых сигнала и отмашку с того борта, с которого оно намерено пропустить обгоняющее судно, одновременно с этим оно обязано уменьшить ход, уклониться в сторону, противоположную поданной отмашке, и пропустить обгоняющее судно. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, подает отмашку с соответствующего борта.

В случае невозможности пропуска обгоняемое судно подает сигнал «Предупреждение», по которому обгоняющему судну производить обгон запрещается впредь до разрешения на обгон.

Быстроходные суда на подводных крыльях при встрече расходятся левыми бортами, а при обгонах обгоняющее судно оставляет обгоняемое со стороны своего правого борта. При этом обгоняемое судно должно уменьшить ход и до окончания обгона следовать на водоизмещающемся режиме. С другими судами расхождение и обгон производятся по усмотрению вахтенного начальника судна на подводных крыльях. При своем движении эти суда не должны следовать в кильватер другим судам и обязаны при встречах и обгонах расходиться с ними, выдерживая наибольший возможный интервал между бортами.

Отмашка, подаваемая судном на подводных крыльях, должна безоговорочно приниматься и подтверждаться другими судами, а судоводители последних обязаны твердо удерживать свои суда на курсе, не допуская их отклонений и рыскливости до тех пор, пока не произойдет расхождение или обгон. Обмен звуковыми и зрительными сигналами суда на подводных крыльях осуществляют не менее чем за 2 км , при обгоне - не менее чем за 1км.

Порядок движения судов на подводных крыльях на рейдах с большой густотой движения объявляется в местных правилах плавания.

При одновременном подходе судов к мостам, земснарядам и участкам пути, где расхождение невозможно, снизу идущее судно обязано остановиться в безопасном месте и пропустить сверху идущее судно.

1) Обгон и расхождение судов на реках и каналах с одновременным нахождением на траверзе трех судов. Ответственность за разрешение одновременного обгона при расхождении судов несет вахтенный начальник обгоняемого судна, который обязан принять все меры, чтобы исключить одновременный обгон и расхождение.

2) Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений (заградворот), паромных переправ, а также в пролетах мостов и подходных каналах при подходе к шлюзам.

§ 69. Звуковая сигнализация.

Средствами звуковой сигнализации на самоходных судах являются паровые, воздушные, электрические гудки и свистки, а также ручные и механические сирены и колокол. Звуковые сигналы должны быть хорошо слышны на расстоянии 1,5-2 км.

Электрические звуковые сигналы автомобильного типа слышны на расстоянии 1,8 км, колокола 1 км, электрические и паровые воздушные сирены, паровые гудки (свистки), воздушные Телефоны на расстоянии 2 км.

Звуки и свистки разделяются на короткие и продолжительные. Продолжительный звук или свисток должен непрерывно длиться от четырех до шести секунд, а короткий одну секунду.

Каждый звуковой сигнал состоит из одного или сочетания определенных звуков (свистков) согласно табл. 8.

Таблица 8

Звуковые сигналы, подаваемые с самоходных судов.

(Тире - продолжительный звук; точка - короткий звук)

№ п/п

Характеристика звуков (свистков) сигнала

Значение сигнала

-

1. При встрече судов подается судном, идущим снизу по течению, перед расхождением с подачей отмашки с левого борта

2. При встрече судов подается с судна, идущего сверху по течению, как подтверждение на расхождение левыми бортами

3. Подается с плотоводов отмашкой на расхождение левыми бортами

4. При подходе к пристани

5. При подходе к дноуглубительному и дноочистительному снаряду

6. Ответный сигнал земснаряда перед отмашкой

7. При подходе к семафору, светофору, узкости, колену или воложке на траверзе знака «Сигнал»

8. При подходе к шлюзу, наплавным мостам и паромным переправам

--

1. Во время стоянки в тумане, снегопаде или при плохой видимости подается через каждые 3 мин. 2. Перед подачей отмашки на расхождение встречному судну во время движения задним ходом 3. Когда судно вошло в узкость и следует по ней, подается через каждые 2 - 3 мин. 4. «Мои машины работают на задний ход», подается для предупреждения других судов

---

При движении в тумане, снегопаде, мгле, ливне и других неблагоприятных условиях, ограничивающих видимость, подается через каждые 2 мин.

----

Требование от другого судна уменьшить ход

..

Подается при встрече перед отмашкой правого борта и сообщает о перемене стороны расхождения

...

«Человек за бортом»

....

«Делаю оборот, становлюсь на якорь»

.....

1. «Предупреждение», подается для предупреждения другого судна о грозящей ему опасности или чтобы оно прекратило движение 2. Обгоняемое судно запрещает обгон обгоняющему судну 3. «Проход невозможен», подается для с дноуглубительного или дноочистительного снаряда или стоящего на фарватере аварийного судна или судна, стоящего на мели

-.

«Требую увеличить хода

-.-

1. «Прошу подать шлюпку (лодку)» 2. При обращении к другому судну с просьбой подойти к борту

..-

1. Подается обгоняющим и обгоняемыми судами при обгоне перед отмашкой 2. «Я вас понял», в том числе сообщение о том, что скорость хода уменьшена

.-.

«Прошу выйти на радиосвязь»

-...-

1. «Обращаю внимание» 2. При подходе к канатным переправам, если с буксируемых судов опущены лоты, цепи-волокуши

-...

При отходе от пристани, причала

Ряд свистков с переменным усилием и ослаблением звука (заунывные гудки] или на несамоходных судах частые удары и колокол

Судно терпит бедствие и требует помощи от другого судна или с берега. Одновременно подаются следующие зрительные сигналы: на мачте судна днем производят чередующиеся приспускание и поднятие флага, ночью мигание клотиковым огнем или попеременно приспускается и поднимается мачтовый белый огонь, а также выстрелы ракетами или сжигание фальшвеера с красными звездами, через каждые 2 мин. радиосигнал ( ...---... )

Примечания: 1. В дополнение к подаваемым двум продолжительным звуковым сигналам, когда судно вошло в узкость, в темное время суток судно может сигналить миганием луча судового прожектора, направляя его вертикально вверх (в некоторых бассейнах).

2. На реках Украинской ССР введен дополнительный звуковой сигнал «Требую оказать мне помощь» - три коротких и один продолжительный свистка. Такой сигнал подается с судна, которое стоит на мели, или буксировщика, суда которого стоят на мели.

3. Звуковые сигналы запрещаются в случаях, предусмотренных местными Правилами плавания для определенных пунктов.

§ 70. Движение судов.

Судоводитель при управлении судном обязан соблюдать условия и правила, необходимые для обеспечения безопасности плавания судов и перевозимых на них людей, груза и имущества. Судно во время движения не должно создавать препятствий для движения других судов и наносить ущерб судоходным путям, предохранительным знакам, пристаням, мостам и прочим сооружениям, встречающимся в пути следования. Судоводители обязаны выполнять все требования представителей контрольных органов, связанные с безопасностью плавания, и правильно вести вверенные им суда.

Движущимся гребным и моторным лодкам, спортивным яхтам, шлюпкам и катерам категорически запрещается пересекать курс паротеплоходам, подходить к ним и производить повороты перед ними, а также мешать движению паротеплоходов. Катание на моторных и гребных лодках вблизи паротеплоходов, находящихся в движении, запрещается. Все маломерные суда должны держаться как можно дальше от паротеплоходов и обязаны освобождать им фарватер.

Судоводители всех типов судов при прохождении на близком расстоянии от пристаней, дноуглубительных и дноочистительных снарядов, водолазных ботов, мимо скопления судов на рейдах или мест погрузки и разгрузки судов, мимо лесных гаваней, запаней, причалов, переправ и в местах с ограниченным судовым ходом обязаны заблаговременно убавлять скорость хода и проходить мимо малым ходом, соблюдая все необходимые меры предосторожности.

При выходе судов из дополнительных трасс, в частности, из притоков в основную реку или на основной фарватер , трассу, они должны уступать фарватер судам, идущим по основной трассе (фарватеру, реке). Суда, проходящие по основной реке мимо устьев, притока и затонов, должны держаться к противоположной кромке судового хода.

При отходе от причала, берега, другого судна, во время выполнения маневров и при движении судно не должно пересекать путь другим судам, чтобы не мешать их следованию, а повороты во избежание столкновения должны производиться за кормой встречных и обгоняемых судов.

Во время движения отдельных судов по одному направлению между ними должен сохраняться интервал не менее 500 м при движении сверху и 300 м при движении снизу.

При прохождении шлюзов маломерными судами рекомендуется иметь минимальный запас воды под днищем 10 см и по ширине с каждого борта не менее 20 см. При плавании маломерных моторных судов по рекам запас воды под днищем их должен быть не менее 10 см, на каналах 15 см.

2. Движение судов при плохой видимости.

В сильный туман, снегопад и изморозь, когда видимость совершенно отсутствует или ухудшается настолько, что не видно очертания берегов, плавание судам запрещается. Во избежание столкновений суда обязаны становиться на якорь или ошвартоваться к 6 epe гу. Во время стоянки водители самоходных судов должны через каждые 3 мин. подавать по два продолжительных свистка, а водители несамоходных судов и плотов звонить в колокол, ударять в металлическую доску, трубить в рожок. Если во время тумана, снегопада, мглы, изморози все же можно ориентироваться по отдельным предметам или видны очертания берегов, то самоходным судам разрешается плавание на малых скоростях в обоих направлениях при условии, что через каждые 3 мин. с судна будут давать три продолжительных свистка для предупреждения других движущихся и стоящих судов о своем приближении и движении.

При движении судна в тумане работа двигателя и особенно шума подвесного или стационарного мотора не дает возможности своевременно определить местонахождение встречного судна, откуда и куда оно движется.

Во время тумана звуковые сигналы подаются также и с паромов, переправ (во время их движения), с наплавных мостов. В тумане и при плохих гидрометеорологических условиях, когда видимость отсутствует и ориентировка невозможна, движение судов разрешается только в тех случаях, когда на них установлен радиолокатор.

3. Расхождение судов при встрече и обгоне


Рис. 169. Обмен сигналами при встрече судов

Ниже излагаются соответствующие пункты «Правил плавания по внутренним судоходным путям РСФСР», введенных в действие в 1963 году. В других союзных республиках может существовать иной порядок расхождения судов при встрече и обгоне.

При встречном движении суда и составы должны расходиться левыми бортами и держаться правой (по ходу) сто роны фарватера. Суда обязаны принять все меры к безопасному расхождению.

Снизу идущее судно во всех случаях на расстоянии видимости сверху идущего судна (ночью его отличительных огней)" должно принять меры к безопасному пропуску сверху идущего судна, а когда по условиям пути расхождения судов представляет затруднение, судно, идущее снизу, обязано регулировать свой ход таким образом, чтобы встреча и расхождение с идущим сверху судном произошли в удобном месте.

Идущее снизу судно первым за 1,5 км (рис. 169) от встречного судна подает один продолжительный звуковой сигнал и отмашку * с левого борта. Идущее сверху судно обязано немедленно принять указанную сторону расхождения и подать один продолжительный звуковой сигнал и отмашку с левого борта.

При невозможности расхождения левыми бортами в силу местных условий пути снизу идущее судно обязано заблаговременно уклониться в левую по ходу сторону и прекратить свое движение для обеспечения беспрепятственного пропуска сверху идущего судна с правого борта, после этого на расстоянии не менее 1,5 км до встречного судна дать два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта и принять меры к безопасному расхождению.


Рис. 170. Обмен сигналами при обгоне судов

Суда, буксирующие плоты по рекам вниз по течению, первыми за 1,5 км подают звуковые сигналы и указывают отмашкой встречным судам и составам сторону безопасного расхождения. При пропуске встречного судна или состава с левого борта плотовод подает один продолжительный свисток и при пропуске с правого борта - два коротких звуковых сигнала и отмашку с соответствующего борта.

Встречные суда обязаны немедленно подать такой же ответный звуковой сигнал и отмашку с того же борта и осуществить расхождение бортами, указанными плотоводом.

Когда два судна или состава следуют по различным судоходным трассам водохранилищ и могут свободно пройти одно мимо другого на достаточном расстоянии, не подвергаясь опасности столкновения, то они обязаны сохранить свое положение по отношению к берегам и продолжать идти своим курсом без обмена сигналами.

Если снизу навстречу идущему судну следуют одно за другим несколько судов или составов, сигналы на расхождение подаются каждому из них.

Интервал между бортами во время расхождения при встрече и обгоне судов и составов должен быть по возможности наибольшим.

При обгоне судно, которое намерено обогнать другое судно (рис. 170), не ближе чем за 500 м при следовании сверху и за 300 м при следовании снизу до обгоняемого судна или кормы последних судов состава обязано запросить у обгоняемого судна, с какой стороны можно произвести обгон путем подачи двух коротких и одного продолжительного звукового сигнала. Получив запрос на обгон, обгоняемое судно должно незамедлительно подать два коротких и один продолжительный звуковых сигнала и отмашку с того борта, с которого оно намерено пропустить обгоняющее судно, одновременно с этим оно обязано уменьшить ход, уклониться в сторону, противоположную поданной отмашке, и пропустить обгоняющее судно. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, подает отмашку с соответствующего борта.

В случае невозможности пропуска обгоняемое судно подает сигнал «Предупреждение», по которому обгоняющему судну производить обгон запрещается впредь до разрешения на обгон.

Быстроходные суда на подводных крыльях при встрече расходятся левыми бортами, а при обгонах обгоняющее судно оставляет обгоняемое со стороны своего правого борта. При этом обгоняемое судно должно уменьшить ход и до окончания обгона следовать на водоизмещающемся режиме. С другими судами расхождение и обгон производятся по усмотрению вахтенного начальника судна на подводных крыльях. При своем движении эти суда не должны следовать в кильватер другим судам и обязаны при встречах и обгонах расходиться с ними, выдерживая наибольший возможный интервал между бортами.

Отмашка, подаваемая судном на подводных крыльях, должна безоговорочно приниматься и подтверждаться другими судами, а судоводители последних обязаны твердо удерживать свои суда на курсе, не допуская их отклонений и рыскливости до тех пор, пока не произойдет расхождение или обгон. Обмен звуковыми и зрительными сигналами суда на подводных крыльях осуществляют не менее чем за 2 км, при обгоне - не менее чем за 1км.

Порядок движения судов на подводных крыльях на рейдах с большой густотой движения объявляется в местных правилах плавания.

При одновременном подходе судов к мостам, земснарядам и участкам пути, где расхождение невозможно, снизу идущее судно обязано остановиться в безопасном месте и пропустить сверху идущее судно.

1) Обгон и расхождение судов на реках и каналах с одновременным нахождением на траверзе трех судов. Ответственность за разрешение одновременного обгона при расхождении судов несет вахтенный начальник обгоняемого судна, который обязан принять все меры, чтобы исключить одновременный обгон и расхождение.

2) Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений (заградворот), паромных переправ, а также в пролетах мостов и подходных каналах при подходе к шлюзам.

4. Проход мимо работающих дноуглубительных и дноочистительных снарядов.

В период навигации на внутренних водных путях, на отдельных судоходных участках с целью создания благоприятных условий для безопасного прохождения судов производятся дноуглубительные и дноочистительные работы: углубление и расширение отдельных перекатов, очистка дна.

При подходе к указанным снарядам каждый судоводитель обязан соблюдать меры предосторожности и подать один продолжительный свисток при движении сверху на расстоянии 1 км, а при движении снизу - на расстоянии 500 м. Если проход мимо стоящего дноуглубительного и дноочистительного снаряда свободен, то с него дается продолжительный свисток и производится отмашка: днем белым флагом, а ночью миганием двух бортовых огней на высоте тента: красными на правом борту и белыми на левом, указывающими, по какой стороне суда могут пройти мимо работающего снаряда, на что судно должно дать ответную отмашку. Проходить мимо снаряда следует малым ходом.

Если же проход мимо стоящего на судовом ходу дноуглубительного или дноочистительного снаряда несвободен или там работает взрывная партия, со снаряда подается звуковой сигнал «Предупреждение» или частые удары в колокол или металлическую доску. При получении такого сигнала судно должно остановиться и дальнейшее его движение разрешается лишь после того, как со снаряда будет дано разрешение на переход в виде продолжительного свистка и отмашки с соответствующей стороны.

5. Подход к пристани и причалу.

При подходе к пристани пассажирские паротеплоходы дают один продолжительный свисток. После звукового сигнала с самоходного судна работники причала днем ответно сигнализируют белым флагом, а ночью - горизонтальным движением белого огня. При одновременном подходе к пристани судов сверху и снизу право подойти первым предоставляется судну, идущему сверху вниз по течению (если оно подходит к пристани по ходу). Судно, идущее сверху, при подходе к пристани обязано дать звуковой синал и отмашку встречному самоходному судну, которое приближается к пристани снизу. После обмена соответствующими сигналами о расхождении снизу идущее судно должно замедлить ход и дать возможность судну, идущему сверху, ошвартоваться у пристани, причала.

§ 71. Предупреждение и ликвидация аварий.

Перед тем как выйти в плавание водитель судна должен проверить, не водотечны ли корпус и воздушные ящики, исправность рулевого управления, якорного устройства, водоотливных средств, световых и звуковых сигналов, обеспечение спасательными, противопожарными, водоотливными средствами, швартовными концами, необходимым запасом аварийного материала, топлива, смазки. Водитель обязан содержать судно в технически исправном состоянии, наблюдать за правильным размещением грузов и людей на судне. Нельзя перегружать судно сверх установленных норм.

В пути следования судно обязательно должно нести положенные световые сигналы в темное время суток и зажигать их с заходом солнца, в нужный момент применять установленные звуковые и зрительные сигналы. На обязанности водителя лежит умелое маневрирование судном в любых условиях и осуществление правильного вождения его как по искусственным, так и по естественным водным путям.

Каждый водитель, имеющий право на самостоятельное управление моторной яхтой, катером или моторной лодкой, должен быть физически здоровым, обладать хорошим зрением и слухом, иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку.

Водители маломерных судов должны хорошо знать правила плавания по внутренним судоходным путям и местные правила плавания по бассейну, хорошо разбираться в речной и специальной лоциях, знать основы судовождения и, безусловно, в совершенстве знать устройство двигателя (мотора), правила его эксплуатации и ухода за ним. После сдачи зачетов судоводитель-любитель получает соответствующее свидетельство, дающее право управлять судном и механизмами. Судоводитель, как и все остальные члены экипажа, должен быть дисциплинированным, не допускать никаких отклонений в деле управления судном и механизмом, предъявлять высокую требовательность к себе и другим.

В случае аварии судоводитель обязан немедленно сделать все для быстрейшей ее ликвидации, причем главное внимание должно быть обращено на спасание людей, судна, имущества и документов.

Если судну грозит опасность затопления, судоводитель этого судна должен принять все меры к тому, чтобы освободить фарватер и отвести аварийное судно к одному из берегов или на мелкое место в стороне от судового хода.

Все суда, находящиеся поблизости от судна, требующего помощи, должны немедленно оказать ее всеми имеющимися у них средствами, не подвергая опасности себя, находящихся на них людей и грузы.

Если судну грозит неминуемая гибель, капитан после принятия всех мер к спасанию пассажиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Сам капитан оставляет судно последним.

При несчастном случае на воде, когда жизнь людей в опасности, все находящиеся вблизи суда должны немедленно принять участие в оказании помощи.

Во всех случаях, не предусмотренных правилами плавания по внутренним судоходным путям, судоводитель обязан принимать все меры, диктуемые практикой судовождения или особыми обстоятельствами, обеспечивающими безаварийное плавание, имея в виду, что правила плавания не освобождают его от ответственности за все случившееся.

После проведения первоочередных мероприятий нужно составить акт о происшедшей аварии; правильность акта свидетельствуется подписями лиц, в ведении которых находились суда, плоты и имущество.

Перед подписанием акта должны быть тщательно проверены все обстоятельства, при которых произошла авария. Акт составляется по форме, указанной в «Правилах плавания по внутренним судоходным путям».

Все суда, проходящие мимо аварийных судов, обязаны оказывать им помощь. Контрольные органы могут привлекать для ликвидации аварий и при стихийных обстоятельствах любые проходящие мимо суда, их команды и береговых работников.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...