Национальный испанский костюм: описание, виды и фото. История женского костюма: Испания Испанский народный костюм женский


Введение

Испанский костюм, мода Испании - охватывает период самобытного существования моды Испании в XV-XIX веках. В более узком смысле испанская мода - стиль жестких каркасных костюмов, принятый при дворе испанских Габсбургов в XVI-XVII веке и оказавший чрезвычайное влияние на моду других европейских королевских дворов.

1. Народный костюм

Испанский народный костюм, в том виде, который он стал фактом изобразительной культуры, сложился в XVIII-XIX веках. Его формированию способствовала культура махо (см.) - социального слоя испанских щёголей из простонародья, подчеркивавших свое происхождение.

2.2.1. Мужской костюм

Костюм махо включал следующие элементы:

    короткий пиджак (который позже французами будет назван «фигаро» )

    короткий жилет красочной расцветки

    плотно облегающие декорированные штаны до колен

    кушак, перехватывающий талию

    за широким поясом спрятан нож - наваха

    сетка для волос

    шляпа - треуголка или монтера

    обувь - низко вырезанная, с пряжками

В наши дни большинство элементов народного костюма сохранилось в костюме тореадора (см.).

2.2.2. Женский костюм

Женский вариант, костюм махи, использовал те же элементы:

    пиджак с широкими лацканами был притален, корсет не надевался

    мантилья - самый известный элемент испанского костюма до наших дней

    гребень для мантильи

В наши дни примером женского костюма может послужить одежда танцовщицы фламенко.

1.3. Регионы

Костюм баскского крестьянина в эпоху Возрождения:

    много средневековых черт: верхняя короткая одежда имела откидные рукава, капюшон заканчивался длинным хвостом. Ходили с голыми коленями. На ногах - чулки из ткани с кожаной обсоюзкой и сандалии.

2. Аристократический костюм

2.1. Эпоха Реконкисты

Ситуация, сложившаяся на Пиренеях в эпоху Реконкисты, является уникальной: в одном котле смешались наследники собственно средневековых испанцев-вестготов, влияние арабского костюма, а также, поскольку в борьбе принимали участие рыцари других стран, распространялись формы итальянского и французского костюма :

Элементы готического костюма:

    обувь с длинными носками

    головные уборы, например, капирот (фр. шаперон)

    длинное сюрко без рукавов

Испанские элементы:

    собреропа (букв. «на одежду») - мужская верхняя одежда, накидка

    абриго

    хубон - род куртки

    плащ - обычно одна сторона драпировалась на плече, длина зависит от социального положения

    • боэмио - плащ, имевший форму круга, разрез располагался на правом плече и скреплялся пряжкой.

    касака - торжественная одежда, широкая, длинная, с длинными откидными рукавами.

    ропилья

Черты своеобразия в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

    вестидо (букв. «платье») - свободное длинное цельнокройное платье. Надевалось на рубашку.

    кофья-де-папос - традиционный женский головной убор из тонкого белого полотна. Состоял из двух частей, наколки, покрывавшей голову из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутой той же материю, а также своеобразно задрапированного платка

    трансадо - женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.

    веспайо - головной убор из прозрачной белой ткани, покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверху покрывала надевали узкий обруч с драгоценностями.

2.2. Эпоха Возрождения

С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежды, и от струящихся готических тканей они переходят к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма» .

Социально-психологические факторы, влияющие на испанский костюм :

    идеалы воинствующего рыцарства

    строгий этикет испанского королевского двора

    аскетизм католической церкви, отрицание грешной плоти

Форму для хубона и верхних кальсес создавали с помощью туго набитых прокладок (вата, конский волос, пух, мякина или сено). Линия плеча искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава, а голову заставлял держать надменно жесткий воротник . В этом костюме имело место подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, типичное для Ренессанса, но при этом с заменой пластичных мягких округлых контуров фигуры угловатыми жесткими линиями. Как пишут исследователи: «По сравнению с гармоничной модой итальянского Ренессанса, уважающего человеческое тело, испанская мода оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяют естественные линии тела человека, деформируют их» . Взаимоотношения между отдельными частями тела, подчеркиваемыми одеждой, оказались неуравновешенными: мужская одежда стилизуется под конус, основание « основание которого передвинуто на уровень бедер, к плечам конус сужается, ноги производят почти неестественное впечатление, на которые как бы надет конус» . В мужском гардеробе окончательно исчезают длинные одеяния (сохраняясь только в форме) - поэтому происходит окончательное разграничение между мужской и женской одеждой .

Отличительными чертами испанской моды являлось склонность к четким формам и простым поверхностям, от чего элементы живописности, например, итальянской, казались испанцем слишком перегруженными .

Мужской костюм

    камиса - рубашка, сорочка. Была практически не видна. Имела брыжжевый воротник и высокие манжеты из полотна или батиста, отделанные кружевами.

    кальсес (исп. calzas ) - разъемные штаны-чулки. Мода изменяется от узких кальсес, в 1540-х гг. возникновения двух самостоятельных слоев - нижнего широкого и верхнего из отдельных широких полос, когда верхняя часть кальсес получает форму бочонка. Затем употребление каркаса, а в 1570-80-х гг. - двойные кальсес, состоящие из узких облегающих ногу штанов и круглых на толстой набивке грегескос , которые покрывали только ноги. В 1590-х появились свободные и широкие вверху кальсес. Часто их отделывали вертикальными полосами декоративной ткани, которые прикреплялись вверху и внизу и свободно свисали по всей длине.

    корпесуэло - узкий безрукавный жилет, к которому привязали чулки тесемками.

    верхняя одежда

    штаны (короткие)

    хубон (исп. jubón ) - род куртки, колет, в 1520-х гг. имеет черты сходства с итальянским джуббоне, но также и отличается от него. Стоячий воротник, лиф облегает фигуру, разрезов нет, застежка потайная, юбка заложена в складки. Имел кроме узких рукавов еще и фальшивые откидные рукава. Рукава можно было менять, так как они соединялись с хубоном шнуровкой, проймы вокруг них обшивали эполетами-козырьками. В 1540-х гг. изменяются пропорции - линия талии спереди опускается, и увеличивается выпуклость внизу лифа, хотя это еще не каркас. Позже хубону уже придавали форму доспехов - лат, для этого вставляя в них куски картона (особенно выпуклым хубон становится в 1570-80-х гг.). Такой хубон «с гусиным чревом» называется пансерон .

    брагетт - короткие, набитые ватой штаны, с позднеготическим гульфиком

    воротник - кружевной накрахмаленный, по краю которого выпускают рюш, постепенно увеличивающийся в размере и к концу века вырастающий до 15-20 см.:

    • грангола, горгера - знаменитый гофрированный испанский воротник. Воротник тоже уподобляют деталям лат, они созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею .

    ропон - верхняя придворная одежда, полукороткая или короткая, на меху, с меховым или вышитым воротником. В 1540-е имеет меньший объем и менее пышную верхнюю часть рукавов.

    капита - маленький плащ, сменил ропон в посл. четверти XVI века.

    фиельтро - более длинный плащ

    капа - классический широкий и длинный плащ с капюшоном.

    ропа - распашная одежда с декоративными висячими рукавами и наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегнутой высоко под шеей.

    головной убор:

    • берет , мягкий, с жестким, опущенным книзу бортиком (1-я пол. XVI века)

      шляпа (ток), жесткая, в форме усечённого конуса с небольшими полями (2-я пол. XVI века)

    обувь - узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами.

    • сапоги - только в военное время. Узкие голенища, мягкая подошва.

    чулки - первое упоминание о плетеных чулках в Испании относится к 1547 году

Простонародье

Костюм горожан XVI века сильно отличается от аристократического. Он более красочен, кроме того:

    капингот простого и удобного покроя вместо узкого хубона

Костюм альгвасила:

    серый капотон с зелеными откидными рукавами, довольно длинной отрезной баской, заложенной кругом глубокими складками. Рукава хубона желтого цвета. Кальсес и берет - красного, белое перо на шляпе. Обувь - короткие башмаки темного цвета. Оружие - пика и меч, на поясе барабан. Также плащ.

Женский костюм

Также как и мужской, потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность .

Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз) .

    вердугос, вертигадо - нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок), в которую вшивали металлические обручи. В конце XVI века ширина вердугос внизу значительно увеличивалась.

    баскинья - юбка из черной тафты, которую надевали сверху предыдущей

    вестидо, сайо - верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.

    • вакэро - часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.

      • a la jubon - узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывающими узкие съемные рукава. В 1570-80 гг. появляются изменения - жесткая форма изживает себя: верхние рукава-крылья хубона из жестких и неподвижных превращаются в мягкие «крылья», приобретая подвижность и нарушая жесткую геометричную форму.

    • юбка-клеш - вторая часть вестидо

    бюска - узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.

    грангола - воротник. В 1590-х гг. превратились в «воротники-блюда», «маленькие жернова».

    сорочка , так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья.

    декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.

    ропа - верхняя одежда с короткими или длинными рукавами. Возможно, заимствована у мавров.

Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).

У регионов Испании:

    Севилья - костюм богатых женщин ближе к итальянскому.

Текстиль

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет - основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый , также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали» .

Обувь

Мужская обувь

    в первой половине XVI века - мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).

    с середины XVI века - носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами. На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.

Женская обувь

    туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.

    конце XVI века появляется каблук.

    считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки. Дерево украшали орнаментом из блестящих шляпок медных гвоздей.

Волосы

Мужчины носили короткую стрижку, бороду и усы.

Женщины также причесывались скромно. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо» . Также продолжали носить трансадо.

Украшения

Испания, хозяйка Нового света со всеми его сокровищами, активно использует в своем костюме множество броских и крупных украшений. Костюм подчас становится для него фоном. Это ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка швов жемчугом и проч.

«Золотой век» (XVII век)

В моде продолжалась традиция прежнего века - костюма-брони. Только со второй половины XVII века в Испанию проникает влияние французской моды, например, декольте.

Мужской костюм

    Поколенные пышные штаны, завязанные под коленями бантом (исчезают «бочонки»)

    хубон, зачастую с висячими откидными рукавами и наплечными валиками. С середины века удлиняется.

    крахмальный воротник

    плащ. С середины века удлиняется

«К середине века форма мужского костюма немного упростилась, а некоторые модники начали носить французский „мушкетерский“ костюм» . Роскошный воротник грангола исчезает, сменившись небольшим отложным воротником (в частности, под влиянием законов о роскоши).

Женский костюм

Сохраняются традиции предыдущего века. Увеличиваются юбки.

«Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава которой засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке. Прическа была простой: волосы носили длинные, расчесывали их на пробор, а косу укладывали на затылке „корзиночкой“. Женщины из парода тоже носили мантилью, которая, как и веер, являлась обязательным дополнением костюма» .

Волосы

Волосы стригли коротко; «французские» парики не носили, за исключением считанных щеголей . С середины века волосы чуть удлиняются, но не ниже середины щеки.

Обувь

Носили туфли, часто из бархата, пряжки золотые или серебряные. «Особенной славой пользовались испанские сапоги из белой кожи, узкие и очень высокие, заходившие за колено» .

2.4. XVIII век

В 1700 скончался последний король из династии Габсбургов и на престол был возведен внук Людовика XIV. В связи с этим произошло «офранцуживание» испанского костюма с полной переориентацией на актуальную тогда французскую моду, диктуемую Версалем, вернее, как говорят исследователи: «испанская мода слилась с общеевропейской».

2.5. Конец XVIII - начало XIX века

Выставляемая напоказ аморальность жизни простонародных щеголей махо, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах. Кроме того, в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеадо («офранцуженных», сторонников правящей династии - Испанских Бурбонов, просто галломанов, а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) - «махизм», «махаизм» (majismo) .

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора - например, сохранился ряд портретов королев, позирующих в мантильях.

Список литературы:

    М. Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов. Т.1. М., 1993. С. 307-362.

    Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. 1987

    Н. М. Каминская. Костюм эпохи Возрождения

    Киреева Е. В. История костюма. История костюма

Испания - солнечная страна на берегу Средиземного моря. Здесь растут отменные сочные томаты, простираются величественные горы, льются изумительные вина, танцуют страстное фламенко. И не только. Испания - это родина шедевров мирового значения и родина гениев. Величественная архитектура Мадрида и Барселоны, в исполнении бессмертного Гауди, зрелищная коррида, изумительная кухня, темпераментные жители, кино, музыка - все это одна и та же страна.

Барселона, Готический квартал

Туристы спешат на ласковое испанское побережье, чтобы окунуться в европейскую историю и увидеть множество интересных и удивительных вещей. Испанцы - народ очень свободолюбивый и его традиции, ремесло и культура внесли немалый вклад в историю современной Европы.

Испанская коррида

У каждого человека «своя Испания», потому как эта страна может ассоциироваться со многими моментами. Для кого - то Испания - это великолепная Средиземноморская кухня, для кого - то Испания - это место, где кипят страсти под жгучим солнцем, для кого - то Испания - это сочные оттенки красного в колоритных испанских костюмах.

Испанская паэлья

Во времена эпохи Возрождения в Испании не могло быть и речи о женской свободе. Это распространялось и на выбор платья. Моду тогда диктовали ряд значимых условий: положение женщины в обществе и отношение к ней мужчин. Мужчины же старались всячески «заковать» женщину, упрятать ее и ограничить в любом проявлении свободы. И надо сказать, что Испания преуспела в этом, больше, чем любая другая страна. Удивительно, но превращению женского костюма в футляр способствовала сама женщина. А дело было так. В 1468 году королева Кастилии Хуана Португальская изобрела особенное платье, чтобы скрыть свою беременность. Именно ей обязаны были испанки годами страданий внутри своих неудобных платьев.

Королева Хуана Португальская

Основа каркасному костюму, который просуществовал вплоть до начала 20 - века в разных вариациях, была положена в Испании. Это были красивые, украшенные богатейшей вышивкой, серебром, золотом и драгоценными камнями платья, которые больше напоминали шкатулки с ценностями. Носить их на себе было невозможно. Силуэт платья составляли два треугольника - малый (лиф) и большой (юбка). Каркас лифа состоял из металлических пластин, согнутых и обтянутых бархатом или замшей. В нижнюю юбку вшивали металлические обручи (вертигадо, вердугос), а сверху сначала надевали черную юбку из тафты (баскинью), а затем верхнее платье (вестидо, сайо). Немаловажная деталь «жестокого» костюма - это воротник, из тонкого рюша, преобразовавшийся в огромную гранголу.

Женское платье, рожденное в Испании, завоевало всю Европу XVI века и прославило испанскую моду. К платью прилагались туфли на толстой деревянной подошве - чапинес. Чем выше была платформа, тем «знатнее» была их несчастная обладательница, потому как сказать, что туфли эти не отличались удобством, это ничего не сказать. Не зря именно испанцы придумали изощренную пытку «испанский сапожок».

Испанские чапинес

Пока дам из высшего общества заковывали в невыносимое платье - футляр, свободолюбивые простолюдины развивали свою моду. Образ женщины Маха был воспет Гойей. Маха - испанская горожанка XVIII - XIX веков. Считается, что этот образ сложился в Андалусии и стал тем самым образом испанки, которой мы привыкли представлять. Вероятно, что махи стали прообразом Кармен.

Отношения женщин - маха, с мужчинами - махо, складывались весьма своеобразно, потому как и те, и другие носили при себе ножи. Встречи проходили крайне бурно, переходя на публике в шумные ссоры в духе «он не хочет ее отпускать, но и не желает жениться». Такие выяснения отношений часто заканчивались поножовщиной. Кроме холодного оружия костюм предусматривал приталенный пиджак с короткими лацканами, мантилью, гребень - пейнета, юбку и шаль - тот самый образ испанки, настоящей Кармен.

Королева Мария Луиза, портрет Гойи

Годы шли, и костюм махи проник в высшие слои общества, а мантилья и пейнета стали частью королевского наряда. В таком образе Гойя напишет портрет королевы Марии Луизы, а королева Испании София, на всех официальных приемах будет появляться в мантилье с паньетой. Белые мантильи и цвета слоновой кости предназначались для девушек, а для замужних испанок предназначался черный.

Черная мантилья

Национальный испанский костюм имеет множество вариаций. Традиционных нарядов в Испании ровно столько, сколько регионов на карте страны. Центр и Юг - это фламенко и коррида, Север страны - холодные кельтские мотивы. Самая яркая одежда - в Андалусии. Это многослойные trajes de faralaes с оборками и драпировками, характерные для танцовщиц фламенко. Основные орнаменты такого костюма -горошек и цветы. Наряды Севера более спокойные, часто в черно-белых тонах и со скромной вышивкой. Красавицы Эстрамадуры и Саламанки великолепны в нарядах с богатой вышивкой серебром, золотом, шелком и филигранной отделкой. Костюм женщин Верхнего Арагона - льняная белая рубашка и длинная зеленая баскина в сборку, очень напоминающая силуэт русского сарафана. А в Нижнем Арагоне праздничный наряд схож с одеждой Леванта и Валенсии - это короткая сборчатая юбка, вышитый передник, блузка с короткими рукавами, одетая накрест яркая шаль и туфельки на каблучках без задников. Красавицы южной Андалусии на праздники надевают открытые длинные узкие в горошек платья с оборками, манильскую тонкую шелковую шаль, высокий гребень с мантильей. В руках у андалусийки - веер.

Мадрид, Каталония, Наварра, Андалусия, Сеговия, Малага - все они бережно хранят традиции народного костюма, каждый элемент которого - красота, созданная на протяжении столетий руками и душой испанского народа.

13 выбрали

Страстная, чувственная, элегантная – такой мы видим Испанию. Испанская гордость, свободолюбие и все краски жизни в нарядах ее красавиц. Около 140 лет назад вихрем танца и песней любви ворвалась в мировую культуру вместе с премьерой оперы Бизе испанская цыганка Кармэн и с тех вор ее облик, ее наряд ассоциируется у нас с этой страной. Каждый художник видел ее образ по-своему, в каждом были традиции разных испанских провинций, но в каждом была душа Кармен…

Черные кружева мантильи, роза в волосах, белая блуза, корсет, шаль с бахромой и юбка с многочисленными оборками – таким нам видится традиционный костюм испанки. Но на самом деле многообразие испанского женского костюма приведет в замешательство любого специалиста моды. Ох, эти женщины, эти испанки…. Попробуем немного разузнать хотя бы о некоторых течениях женской испанской моды.

Придворные страсти эпохи возрождения

В далекие годы эпохи Возрождения о женской свободе не могло быть и речи, даже в выборе платья. Моду диктовали условия: ее положение в обществе и отношение к ней мужчин. Эстетические и исторические факторы дополняли эти два. Мужчины той эпохи стремились женщину упрятать, заковать, всячески ограничить в любом проявлении свободы. Испания преуспела в этом впереди всех остальных стран, причем превращению женского костюма в жесткий футляр немало поспособствовала… женщина! Годами страданий внутри своих платьев остальные женщины обязаны королеве Кастилии Хуане Португальской, которая в 1468 году изобрела особенное платье, чтобы скрыть свою беременность. Основа каркасному костюму, просуществовавшему вплоть до начала 20-го века в разных воплощениях и вариациях, была положена в Испании.

Украшенные богатейшей вышивкой и драгоценными камнями, серебром и золото они выглядели как дивной красоты… шкатулки. Но каково было все это носить на себе? Давайте посмотрим, из чего состояло платье испанской дамы. Силуэт платья составляли два треугольника – малый (лиф) и большой (юбка). Каркас лифа был из металлических пластин, согнутых и обтянутых замшей или бархатом, а в нижнюю юбку вшивали металлические обручи (вердугос, вертигадо) . Сверху сначала надевали черную юбку из тафты баскинью , а затем верхнее платье вестидо (сайо).

На этом жесткость, а скорее жестокость испанской одежды не заканчивалась. Например, воротник, из тонкого рюша преобразовавшийся в огромную гранголу. Рожденное в Испании женское облачение завоевало всю Европу XVI века и впервые прославили испанскую моду. Обувь к таким платьям так же не отличалась удобством – туфли на толстой деревянной подошве чапинес высотой платформы указывали на самую знатную даму, но не на самую счастливую…

Бурная мода Махо

Параллельно тому, как заковывали высокородных испанок в платья-футляры, развивалась свободолюбивая мода щеголей из простонародья. Образ женщины Маха был воспет Гойей – выделяющаяся из толпы, полная достоинства и с особой манерой поведения. Считается, что этот образ сложился в Андалусии и стал тем самым образом испанки, какой мы привыкли ее представлять. Не махи ли стали прообразом Кармэн? Ведь их отношения с мужчинами-махо складывались весьма своеобразно: их встречи всегда проходили бурно, а на публике переходили в шумные ссоры – он не хочет ее отпускать, но и не желает жениться. Такие выяснения отношений порой заканчивались поножовщиной – и те, и другие носили при себе ножи! Кроме холодного оружия костюм предусматривал приталенный пиджак с короткими лацканами, мантилья, гребень-пейнета, юбку и шаль – тот самый образ испанки, к которому мы привыкли.

Шли годы, и костюм махи проник и в высшие слои общества, а пейнета и мантилья стали частью королевского наряда. Именно в таком образе Гойя написал портрет королевы Марии Луизы, а королева Испании София, согласно традиции, на официальных приемах появляется в мантилье с паньетой. Причем пайнету нельзя воткнуть в прическу как заблагорассудится – только вертикально, иначе это расценивается как вульгарность, а мантилья должна полностью прикрывать гребень. Белые мантильи и цвета слоновой кости предназначены для девушек, а для замужних испанок оставлен черный цвет.

Испанский народный костюм

Как выглядит национальный Испанский костюм? Традиционных нарядов в Испании ровно столько, сколько регионов на карте страны. Центр и Юг - это фламенко и коррида, Север страны – холодные кельтские мотивы.

Обычно представляется именно яркая одежда Андалусии – многослойные trajes de faralaes с оборками и драпировками, характерные для танцовщиц фламенко. Основные орнаменты – цветы и горошек. Северные наряды более спокойные, часто в черно-белых тонах со скромной вышивкой, а красавицы Эстрамадуры и Саламанки щеголяют в нарядах с богатой вышивкой серебром, золотом, шелком и филигранной отделкой.

Костюм женщин Верхнего Арагона состоит из льняной белой рубашки и длинной зеленой баскиной в сборку, напоминающей силуэт русского сарафана. А в Нижнем Арагоне праздничный наряд схож с одеждой Леванта и Валенсии: короткая сборчатая юбка, вышитый передничек, блузка с короткими рукавами, одетая накрест яркая шаль и туфельки на каблучках без задников.

Термин «испанский костюм» в его самобытном существовании принадлежит к периоду с XV по XIX вв. Жесткие каркасные костюмы, вошедшие в моду при дворе испанских Габсбургов в XVI-XVII вв. оказали большое влияние на стиль других европейских королевских дворов. В противоречивой эстетике сплелись воедино рыцарские идеалы, этикет королевского двора и аскетизм католической церкви. С одной стороны, это типичное для эпохи Возрождения подчеркивание естественных форм и пропорций фигуры, с другой – требование максимально спрятать тело.

Мужской испанский костюм

В испанском костюме впервые в Европе применяется каркас в виде стеганой подкладки из ваты, опилок, конского волоса, на которую натягивались все части одежды.

Основными элементами мужского костюма были сорочка, колет, короткие штаны, разного рода плащи.

Сорочка имела брыжжевый воротник и высокие манжеты из батиста, отделанные кружевами.

Колет , или хубон, — короткая куртка до талии или бедер, прилегающего силуэта с застежкой спереди, воротником-стойкой, узкими рукавами с наплечными валиками и отрезной баской. Постепенно высота воротника увеличивалась, по его краю пустили рюш, размер которого к концу XVI века достиг 15-20 см. Так появился знаменитый испанский гофрированный воротник.

Набедренные штаны , или брагетт, имели шаровидную форму, часто отделывались декоративной тканью в виде вертикальных полос, которые закреплялись только в верхней и нижней части и свободно свисали. Под брагетт надевались кальес – узкие штаны-чулки.

В качестве верхней одежды носили короткие и длинные широкие плащи , с капюшоном и без, одной из разновидностей плаща была ропа – распашная одежда, которую носили расстегнутой или застегивали высоко под шеей. Ее отличали декоративные висячие рукава и наплечники.

Женский испанский костюм

Женский костюм имел треугольный, четкий и графичный силуэт. Платья были отрезными по талии, с глухим закрытым лифом сложного кроя на корсете. С помощью корсета уплощалась естественная выпуклость груди. Спереди лиф заканчивался длинным острым мысом. К лифу пришивался конусообразный металлический вертюгаден, на него натягивались две юбки, верхняя из которых имела спереди треугольный разрез. Таким образом, силуэт костюма складывался из двух треугольников, вершины которых соединялись на талии.

Платья часто украшались нагрудными вставками в виде сетки из золоченых шнуров и нитей жемчуга.

Pукава были узкими, длинными, двойными, верхний выполнялся из другой ткани и имел разрезы по всей длине, книзу расширялся. И в мужском, и в женском нарядах линия плеч искусственно расширялась за счет плечевых валиков и увеличенной головки рукава.

Брыжжевый воротник женской сорочки имел специфическую форму, он раскрывался спереди, обнажая шею. Однако использовались и закрытые воротники разной ширины с различной драпировкой.

В отличие от аристократок, горожанки не использовали металлический каркас для юбок и корсеты. Они носили рубашки, узкие лифы со съемными рукавами, юбки, заложенные крупными складками либо присборенные по талии.

Народный испанский костюм

Народный испанский костюм в том виде, в котором он стал частью культуры, сложился в XVIII-XIX вв. Именно в этот период элементы народного костюма начали активно использоваться представителями аристократии.

Мужской костюм включал короткий пиджак («фигаро»), плотно облегающие штаны до колен, короткий жилет яркой расцветки, кушак, перехватывающий талию (обычно красного цвета и до 30 м в длину), шляпу-треуголку, чулки, обувь с пряжками, плащ.

В наши дни так выглядит костюм тореадора.

В женском костюме использовались схожие элементы: приталенный жакет с широкими лацканами (без корсета), длинная широкая юбка со множеством оборок, мантилья с гребнем, веер, шаль.

В наши дни так выглядит наряд танцовщицы фламенко.

Классический элемент — это мантилья, представляющая собой кружевную шелковую накидку, покрывающую шею, голову и грудь. Мантилья надевалась поверх высокого гребня, который втыкался в прическу строго вертикально. В наши дни мантилью хотя бы раз в жизни примеряет почти каждая женщина, поскольку сейчас она известна как фата.

Ткани и расцветка

Наиболее распространены узорчатые (вышитые, набивные) ткани, с золотым и серебряным рисунком на насыщенном фоне. Цвета в костюме в большинстве случаев сочетаются по принципу контрастов. Орнамент может быть различным, но чаще всего это цветочная расцветка и горох.

Украшения, прически, обувь

Мужчины носили коротко стриженые волосы, бороду и усы; на голову надевались фетровые шляпы, береты, красные шапочки в виде фригийских колпаков.

Женщины делали различные прически из длинных волос, которые в основном собирались на затылке. Прически украшались шпильками и гребнями.

И в женском, и в мужском наряде широко использовалось множество броских навесных украшений: жемчужные ожерелья, серьги, перстни, ювелирные пояса, цепочки, пряжки, пуговицы, камеи. Сам костюм нередко становился для них лишь фоном.

Мужская обувь представляла собой мягкие туфли из кожи или бархата, без каблуков. Женщины также носили туфли из мягкой кожи, атласа или бархата, украшенные вышивкой, с конца XVI века – на каблуке.

Испанский костюм в наши дни

Сегодня для испанского стиля в одежде характерны следующие элементы гардероба:

Белая блузка . Это должна быть не строгая блуза рубашечного кроя, а нежная блузка из мягкой воздушной ткани, обязательно с манжетами, оборками, кружевом или жабо. Уместен будет и классический гофрированный воротник-стойка. Главное условие – это женственность.
Длинная юбка . Испанская юбка не может быть ни короткой, ни обтягивающей, обычно это клеш от середины бедра, мягкая струящаяся ткань, летящий силуэт. Ткань не обязательно должна быть яркой, она может быть темной и однотонной, с набивным иди выпуклым узором.
Широкие брюки . Юбка-брюки или очень широкие расклешенные брюки темных тонов, однотонные, в продольную полоску или клетку. Цветочные принты и другие рисунки не приветствуются.
Вечернее платье ярко-красного цвета . В покрое, силуэте и оттенке платья допускается полная свобода, оно может быть многослойным, с низом, состоящим из нескольких юбок.
Летний сарафан с цветочным рисунком . Цветы должны быть крупными и яркими, на светлом фоне. Такой сарафан можно дополнить шляпой с большими полями или платком.
Корсет . Он может выполнять самые разнообразные роли: жилета, сшитого из черной ткани и надетого поверх блузки, топа со шнуровкой и т. д.
Аксессуары . Знаковым аксессуаром испанского стиля являются искусственные цветы: заколки для волос в виде цветка, цветок, приколотый к воротнику блузки, пиджака или к поясу платья. Но цветок должен быть только один. Еще один аксессуар – это большая широкая шаль с длинной бахромой и ярким рисунком.

Видео — испанский танец

Испанский танец «фламенко» в национальных испанских костюмах.

Где можно купить испанский костюм

Наибольшим спросом пользуются костюмы для фламенко, поскольку фламенко — визитная карточка Испании. Юбку для фламенко можно приобрести в магазинах танцевальных принадлежностей.

Страстная, чувственная, элегантная - такой мы видим Испанию. Испанская гордость, свободолюбие и все краски жизни в нарядах ее красавиц. Около 140 лет назад вихрем танца и песней любви ворвалась в мировую культуру вместе с премьерой оперы Бизе испанская цыганка Кармэн и с тех вор ее облик, ее наряд ассоциируется у нас с этой страной. Каждый художник видел ее образ по-своему, в каждом были традиции разных испанских провинций, но в каждом была душа Кармен…


Черные кружева мантильи, роза в волосах, белая блуза, корсет, шаль с бахромой и юбка с многочисленными оборками - таким нам видится традиционный костюм испанки. Но на самом деле многообразие испанского женского костюма приведет в замешательство любого специалиста моды. Ох, эти женщины, эти испанки…. Попробуем немного разузнать хотя бы о некоторых течениях женской испанской моды.

Придворные страсти эпохи возрождения

В далекие годы эпохи Возрождения о женской свободе не могло быть и речи, даже в выборе платья. Моду диктовали условия: ее положение в обществе и отношение к ней мужчин. Эстетические и исторические факторы дополняли эти два. Мужчины той эпохи стремились женщину упрятать, заковать, всячески ограничить в любом проявлении свободы. Испания преуспела в этом впереди всех остальных стран, причем превращению женского костюма в жесткий футляр немало поспособствовала… женщина! Годами страданий внутри своих платьев остальные женщины обязаны королеве Кастилии Хуане Португальской, которая в 1468 году изобрела особенное платье, чтобы скрыть свою беременность. Основа каркасному костюму, просуществовавшему вплоть до начала 20-го века в разных воплощениях и вариациях, была положена в Испании.


Украшенные богатейшей вышивкой и драгоценными камнями, серебром и золото они выглядели как дивной красоты… шкатулки. Но каково было все это носить на себе? Давайте посмотрим, из чего состояло платье испанской дамы. Силуэт платья составляли два треугольника - малый (лиф) и большой (юбка). Каркас лифа был из металлических пластин, согнутых и обтянутых замшей или бархатом, а в нижнюю юбку вшивали металлические обручи (вердугос, вертигадо) . Сверху сначала надевали черную юбку из тафты баскинью , а затем верхнее платье вестидо (сайо).

На этом жесткость, а скорее жестокость испанской одежды не заканчивалась. Например, воротник, из тонкого рюша преобразовавшийся в огромную гранголу. Рожденное в Испании женское облачение завоевало всю Европу XVI века и впервые прославили испанскую моду. Обувь к таким платьям так же не отличалась удобством - туфли на толстой деревянной подошве чапинес высотой платформы указывали на самую знатную даму, но не на самую счастливую…

Бурная мода Махо

Параллельно тому, как заковывали высокородных испанок в платья-футляры, развивалась свободолюбивая мода щеголей из простонародья. Образ женщины Маха был воспет Гойей - выделяющаяся из толпы, полная достоинства и с особой манерой поведения. Считается, что этот образ сложился в Андалусии и стал тем самым образом испанки, какой мы привыкли ее представлять. Не махи ли стали прообразом Кармэн? Ведь их отношения с мужчинами-махо складывались весьма своеобразно: их встречи всегда проходили бурно, а на публике переходили в шумные ссоры - он не хочет ее отпускать, но и не желает жениться. Такие выяснения отношений порой заканчивались поножовщиной - и те, и другие носили при себе ножи! Кроме холодного оружия костюм предусматривал приталенный пиджак с короткими лацканами, мантилья, гребень-пейнета, юбку и шаль - тот самый образ испанки, к которому мы привыкли.


Шли годы, и костюм махи проник и в высшие слои общества, а пейнета и мантилья стали частью королевского наряда. Именно в таком образе Гойя написал портрет королевы Марии Луизы, а королева Испании София, согласно традиции, на официальных приемах появляется в мантилье с паньетой. Причем пайнету нельзя воткнуть в прическу как заблагорассудится - только вертикально, иначе это расценивается как вульгарность, а мантилья должна полностью прикрывать гребень. Белые мантильи и цвета слоновой кости предназначены для девушек, а для замужних испанок оставлен черный цвет.

Испанский народный костюм

Как выглядит национальный Испанский костюм? Традиционных нарядов в Испании ровно столько, сколько регионов на карте страны. Центр и Юг - это фламенко и коррида, Север страны - холодные кельтские мотивы.

Обычно представляется именно яркая одежда Андалусии - многослойные trajes de faralaes с оборками и драпировками, характерные для танцовщиц фламенко. Основные орнаменты - цветы и горошек. Северные наряды более спокойные, часто в черно-белых тонах со скромной вышивкой, а красавицы Эстрамадуры и Саламанки щеголяют в нарядах с богатой вышивкой серебром, золотом, шелком и филигранной отделкой.

Костюм женщин Верхнего Арагона состоит из льняной белой рубашки и длинной зеленой баскиной в сборку, напоминающей русского сарафана. А в Нижнем Арагоне праздничный наряд схож с одеждой Леванта и Валенсии: короткая сборчатая юбка, вышитый передничек, блузка с короткими рукавами, одетая накрест яркая шаль и туфельки на каблучках без задников.Галина Замыслова

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...