Национальные костюмы разных стран. Нидерланды - национальные костюмы и традиции Одежда из Нидерландов: модельеры твердят — модно и стильно! Как одеваются в Амстердаме, проявление национальных черт


Шедевры русского национального костюма

Изначально русский национальный костюм был обычным предметом быта, сейчас же — часть национального достояния, вид искусства. У русской народной одежды длинная история, ей не менее 1000 лет.

Девичий головной убор: повязка. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Центральные губернии. 19 в. Девичий головной убор: повязка. Верхнее Поволжье. Первая половина 19 в.

Несмотря на общую культурную и этническую основу, русский национальный костюм сильно отличался в зависимости от региона, в котором его носили.

Женский головной убор: повойник. Рязанская губерния. Начало 20 в. Женский головной убор: сборник. Северные губернии. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: сорока. Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв

В каждом районе преобладали свои особенности, нашивки, длина, комплект. Одежда даже соседних областей могла кардинально различаться.

Женская верхняя одежда «Одежина». Нижегородская губерния. 19 в. Женский народный костюм. Нижегородская губерния. 19 в. Костюм девичий. Тульская губерния. Конец 19 - начало 20 в.

Невзирая на такое «областное» различие, в русском гардеробе есть ряд сходств. Вся одежда имела четкое разделение на праздничную и повседневную, на ту, что полагалась замужним и женатым, и ту, что носили свободные девушки и парни.

Костюм «мамки». Санкт-Петербург. Конец 19 - начало 20 вв. Костюм девичий праздничный. Северные губернии. Начало 19 в. Костюм казачки праздничный. Урал, г. Уральск. Конец 19 - начало 20 вв

Основа национального русского наряда — рубаха. Как и вся остальная одежда, она делилась на повседневную и праздничную, были рубахи для обычного выхода на улицу и для работы, для свадьбы и для похорон. Рубахи носили все: и мужчины, и женщины, с рождения и до самой смерти.

Костюм женский праздничный. Верхнее Поволжье. 19 в. Костюм женский праздничный. Тверская губерния Вторая половина 19 в. Костюм женский. Воронежская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.

На севере и востоке России девушки на рубаху надевали сарафан, а на юге и западе — понёвы, своеобразные запашные юбки. Кстати, понёвы гораздо древнее сарафанов и именно они являются исконно русским женским одеянием. На юге еще с древнейших времен сохранился обряд, в котором созревшую девушку одевают в понёву, так она дает всем понять, что может быть просватанной.

Костюм женский. Орловская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм женский городской в народном стиле. Россия. Конец 19 в. Костюм женский. Рязанская губерния. Вторая половина 19 в.

На сарафаны, понёвы, рубахи женщины надевали душегрейку - что-то вроде распашного пиджака-куртки или жилета без рукавов. В таком наряде девушки становились объемными и широкими. И именно это больше всего ценилось. Чем больше и дороднее выглядела крестьянка, тем здоровее она считалась.

Косынка «головка». Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Платье крестьянки, городского типа. Верхнее Поволжье. Начало 20 в. Платок головной Россия. Вторая половина 19 в.

Головных уборов было большое количество: помимо всем известного кокошника были кички, повойники, сороки, убрусы, шапочки. Молодым девушкам полагалось оставлять волосы открытыми, часто они украшали косы пушками, белыми шариками из гусиного пуха, замужним матронам полагалось закрывать голову полностью, отсюда такое «головное» разнообразие.

Костюм крестьянки, городского типа. Архангельская губерния. Начало 20 в. Костюм крестьянки. Вологодская губерния. Конец 19 в. Костюм крестьянки. Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв

Ближе к XX веку большое количество сложных уборов заменилось фабричными повойниками, а затем и платками.

Девичий головной убор: венец. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в. Девичий головной убор: венец. Северо-западный регион. Первая половина 19 в. Девичий головной убор: коруна. Вологодская губерния. Вторая половина 19 в.

У мужчин все гораздо проще. И богатый, и бедный одет в цветастую рубаху-косоворотку (рубаху с вырезом сбоку) и портки, зауженные книзу штаны. Рубаха на талии опоясывалась расшитым пояском — гашником. А дополняет портрет русского щеголя войлочный колпак.

Женский головной убор: кокошник. Верхнее Поволжье.19 в. Женский головной убор: кокошник. Псковская губерния. Вторая половина 19 в. Женский головной убор: кокошник. Тверская губерния. 19 в.

Национальная обувь не ограничивалась лаптями, (хотя и они были разнообразными: пятерики, шестерики, семерики). Плели чуни (веревочные лапти), кожаные поршни и чёботы (короткие полусапожки), кто побогаче носил сапоги, зимой — валенки.

Девичий головной убор «Ленка». Россия. 19 в. Кошелек. Конец 18 в.

Все предметы русской одежды ярких цветов: синего, зеленого, желтого, белого. Но излюбленным всегда оставался кумачово-красный. Красной нитью вышивали и вплетали узоры: свастики, солярные символы, животных, беременных женщин — которые в славянской культуре имели чрезвычайное значение.

Девичий головной убор: венец. Костромская губерния Начало 19 в. Кошелек в форме кувшинчика. Россия. Вторая треть 19 в

Эта вышивка была обереговой и несла в себе определенную информацию. Так, по красной вязи на оплечье рубахи можно было определить, из какого рода носящий её человек, а по тканному узору гашника узнать, какой языческий бог покровительствует хозяину пояса.

Женский головной убор: позатылень. Южные губернии. 19 в. Костюм женский. Архангельская губерния. Вторая половина 19 в.

Все это, разумеется, пришло еще с дохристианских времен, но, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось и не вытеснилось христианством.

Слева направо: Платок. Нижегородская губерния. Вторая половина 19 в. Костюм крестьянки. Смоленская губерния. Конец 19 в.

Народная одежда не менялась столетиями, ведь и самого понятия моды как такового не было. Кардинальные перемены в русском костюме произошли только после указа Петра в XVIII веке, когда за ношение национальной одежды взимался штраф.

Кошелек в форме кувшинчика. Женский головной убор: кокошник Костромская губерния. Конец 18 - начало 19 в. Костюм девичий праздничный: сарафан.

Если раньше русский наряд был повсеместным (конечно, он отличался в разных сословиях), то с реформ Петра сарафаны, рубахи-вышиванки и лапти остались только в сундуках крестьян.

Верхняя одежда крестьянки. Тульская губерния. Начало 20 в. Шаль. Московская губерния Россия. 1860 -1880-е гг. Верхняя одежда крестьянки: «шубка». Курская губерния. Конец 19 - начало 20 вв.


Ожерелье. Россия. Вторая половина 19 в. Серьги. Россия. Вторая половина 19 в.


Женский праздничный наряд. Середина 19 в. Нижегородская губерния. Женский праздничный наряд. 18 в. Девичий праздничный наряд. Конец 19 — начало 20 в. Заонежье, Олонецкая губерния


Женский праздничный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Свадебный наряд. Конец 18 — начало 19 века. Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Наряд «повязочницы». 19 век. Архангельская губерния.


Женский праздничный наряд. Конец 19 века. Бирюченский уезд, Воронежская губерния. Рубаха-покосница. 19 век. Ярославская губерния. Женский праздничный наряд «штофный». Вторая половина 19 века. Село Чернуха, Арзамасский уезд.


Женский демисезонный костюм, начало 20 века, Вологодская область. Праздничный костюм, конец 19 века — начало 20 века, Бурятия, Тарбагатайский район, село Большой Куналей. Женский праздничный костюм, конец 19 века, Новгородская область, Пестовский район, село Осипово


Костюм девичий, начало 19 века, Воронежская область, Бутырлинский район, село Клеповка. Женский костюм, конец 19 — начало 20 века, Белгородская область, Алексеевский район, село Подсереднее. Женский праздничный костюм, конец 19 — начало 20 века, Тверская область, Ржевский район, деревня Домашено


Женский праздничный костюм, вторая половина 19 века, Липецкая область, Данковский район, село Перехваль. Женский костюм, конец 19 века, Вятка. Девичий костюм, середина 19 века. Архангельская область, Поморский район (ранее Архангельская губерния, Летний берег Белого моря)


Праздничный костюм, вторая половина 19 века, Курская область, Белевский район, деревня Белица. Женский костюм, вторая половина 19 века, Брянская область, село Дорожово. Костюм невесты, конец 19 века, Орловская область, Новосильский район, село Сороки.

Правда красивые наряды? А вам какой больше понравился?

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский - жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.

Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме. Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. В женском костюме они имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка. закрывающая шею, грудь. Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским. Например, штаны-ренгравы - сложная поясная мужская одежда, обильно украшенная рюшами, бантами, кружевами. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Участившаяся в XVII в. смена моды, законодательная роль Франции в ее создании обусловили дальнейшее разнообразие форм ее распространения.

Создателями моды этого времени были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворная мода, созданная безымянными художниками и портными по случайным капризам королей и их фаворитов, быстро распространялась по всей Европе и часто менялась. Так, на протяжении всего столетия костюм знати менялся 6 раз.

Для частой смены моды требовались разнообразные наглядные формы ее распространения. В 1642 г. французы изобрели прекрасное средство распространения моды и рекламы - восковую куклу человеческого роста, названную Пандорой по имени героини греческой мифологии. Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях, телегах, санях.

При этом кукол было две: «большая Пандора», одетая по официальной государственной моде, и «малая Пандора», представлявшая образцы домашней утренней одежды. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война. Генералы прекращали битву, пропуская Пандор.

Появляются печатные иллюстрированные издания, над которыми работают талантливые живописцы и граверы.

В 1679 г. в Париже выходит печатное издание «Меркуре Галант» - источник сведений о моде Версаля. Над ним работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники. Эти издания очень точно, натуралистически воспроизводили модели, их детали и аксессуары. Рисунки сопровождались указанием, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон.

В распространении моды большую роль играла портретная живопись. Выдающиеся французские живописцы Риго, Ларжильер в своих портретах с точной детализацией передавали пышный богатый костюм знати.

В таких произведениях, как «Портрет Людовика XIV» Риго, «Портрет Элизабет Богарне» Ларжильера, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко.

Народная одежда голландцев из всеобщего употребления вышла сравнительно недавно. Еще в начале нашего века в сельских местностях носили только народное платье. Каждая провинция имела характерные черты в покрое и деталях одежды. В наши дни полный народный костюм носят жители острова Маркен, Урка и рыбацких деревушек Волендам, Схевенинген и др. Такая приверженность к старине объясняется отчасти тем, что здесь искусственно консервируются старые черты быта, так как эти деревни стали своего рода этнографическими заповедниками, привлекающими массу туристов из других стран.

Мужской костюм этих деревень имеет много общих черт. Он состоит из широких мешковатых черных штанов до колен, черной или яркой цветной рубахи с небольшим воротником и разрезом у горла, застегивающимся на две большие металлические пуговицы. На рубаху надевается короткая черная куртка с двумя рядами пуговиц. Такую куртку носят обычно заправленной в брюки. Головным убором служит небольшая плоская кепка с лакированным козырьком.

Женский костюм, в отличие от мужского, значительно различается по деревням. Наиболее древним считается платье маркенских женщин. Характерная черта его - яркость и пестрота. В этом отношении жительницы острова Маркен, принадлежащие к протестантскому вероисповеданию, отличаются от остального протестантского населения: как правило, у протестантов в костюме преобладали темные, мягкие цвета, тогда как католики повсюду носили более яркие одежды. В данном же случае, по-видимому, этническая традиция оказалась сильнее суровых требований протестантской религии, и женщины сохранили яркую одежду, которую они носили на протяжении многих веков.

На белую полотняную рубашку с длинными рукавами, обшитую кружевами или украшенную вышивкой, маркенские женщины и девушки надевают полосатую кофту из хлопчатобумажной материи. Рукава кофты узкие и короткие, ниже локтя видны рукава рубахи. На кофту надевается корсет без рукавов из темно-коричневого сукна, который наглухо закрывает всю грудь и зашнуровывается тесьмой спереди или сзади. Корсет украшен вышивкой гладью, преимущественно красных и розовых тонов. Нередко корсеты передаются из поколения в поколение как фамильная реликвия; поэтому в обыденные дни женщины зачастую надевают на корсет пестрый ситцевый чехол, чаще розовый с красными цветами. Зимой сверху носят темную суконную куртку.

Ближе к остальным типам народной одежды Нидерландов женское платье деревни Волендам. Здесь женщины носят широкую длинную юбку темной расцветки (зеленую или синюю), темного же цвета кофту с овальным вырезом спереди, через который видна белая или пестрая манишка, и светлый полосатый фартук на широком поясе. Их белые сильно накрахмаленные полотняные или кружевные чепцы имеют остроконечную верхушку и остроконечные же отогнутые у ушей концы.

Из других типов народной одежды более сохранился народный костюм провинции Зеландия. Его основные части те же, что и во всех типах голландского народного костюма XIX в. Своеобразие зеландского костюма заключается прежде всего в материале и украшениях манишки, покрое и форме корсета. Манишку шьют из цветной шерсти или шелка и вышивают яркими, чаще красными, цветами или украшают стеклянными бусами. Коричневый или черный корсет женщин этой провинции имеет короткие и очень узкие рукава и четырехугольный или овальный вырез, доходящий почти до пояса. В вырез видна манишка или наброшенная на плечи легкая цветная косынка. При выходе из дома надевают длинную кофту с баской, прилегающую в талии.

В остальных областях страны народное платье иногда надевают пожилые женщины, но там оно имеет более упрощенный и модернизиров анный вид. Обычно такой костюм состоит из длинной и не очень широкой юбки, шерстяной или хлопчатобумажной, черного или другого темного цвета, кофты такого же цвета, плотно облегчающей фигуру, с очень узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещиваются на груди. Обязательной частью будничного костюма пожилых фламандок является шаль фали и традиционный плащ с капюшоном

Распространены и характерные головные уборы - полотняные или кружевные чепцы, формы и размеры которых сильно варьируют.

Интересны древние металлические, чаще серебряные, украшения (oorijzer), которые женщины носили на голове. Такие украшения встречались лишь в тех провинциях, где когда-то было фризское население (Зеландия, Южная и Северная Голландии, Гронинген). В Зеландии женщины надевали на лоб расширяющуюся к концу металлическую пластинку, доходящую примерно до середины лба.

В Северной Голландии такое украшение представляло собой подкову, охватывавшую затылок и доходившую до ушей, где она кончалась квадратными пластинками, на которых укрепляли спиральные подвески. В этих же областях были распространены и металлические украшения мужской одежды: пуговицы, поясные пряжки и пр. Например, в провинции Зеландия мужчины носили на поясе две большие круглые металлические пряжки.

В настоящее время даже в тех областях, где сохраняется народный костюм, он постепенно уступает место городской моде. Как и в других европейских странах, в Нидерландах происходит известная нивелировка и в одежде горожан. Теперь нелегко отличить по платью женщину из зажиточной семьи от работницы. Конечно, одежда обеспеченных людей лучше по качеству и покрою, но моды одинаковы.

Уже в начале XVII в. формируются первые образцы костюма, отражавшего вкус буржуазии, особенно пуританской ее части. Они развивались на испанской основе, но это не помешало четко определить тяготение к формам добротным, практичным и целесообразным.

В XVII в. Голландия становится могущественным буржуазным государством. Эта колониальная и торговая держава отвергала испанскую и французскую моду. Состоятельные и самоуверенные буржуа (регенты) предпочитали практичную консервативную одежду темных тонов.

Голландский мужской костюм не имел надутой прокладки колетов и штанов, женский — жестких вертюгаденов и конусовидных лифов.

Художники Франс Халс, Ян Вермер Делфтский, Питер де Хох, Рембрандт и другие рисуют своих героев в строгих простых костюмах, преимущественно темных цветов, почти без украшений.


Основными материалами одежды являются сукно, шерсть, лен, хлопчатобумажные ткани, атлас, тафта. Сияющая белизна блестящего голландского полотна батиста, из которого делался воротник и манжеты, великолепно контрастировала с темными тонами основной одежды. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.

Отличительная черта голландского костюма на всех уровнях социальной лестницы — строгость, аскетизм, пуританство, проповедуемые протестантской церковью.

Буржуазия издавна кичилась этими качествами и показными приемами всячески подчеркивала их в костюме.

Несмотря на длительное существование в Голландии брыжжевых испанских воротников (вплоть до 60-х гг. XVII в.) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. На портретах кисти Ф.Хальса именно такие воротники на одеждах мужчин. Костюм дополняли широкополая шляпа и плащ. Прически были из завитых волос длиной до плеч.

В женском костюме воротники имели множество интересных вариантов. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка, закрывающая шею, грудь.

Из Голландии пришли в европейский костюм и многие удобные формы верхней одежды, головные чепцы, косынки, передники.

Богатые девушки, а также замужние женщины носили платье из тафты с отделкой широкой полосой ткани другого цвета. Такая отделка платья была модной деталью в женском костюме.


Излюбленной женской прической были локоны вдоль щек в сочетании с «баранкой» на затылке.

Во второй половине и особенно в конце XVII в. нравственные и эстетические идеалы буржуазии, захватившей власть в Голландии, изменяются. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. В костюме появляются дорогие экзотические вещи, не уступающие по экстравагантности форм французским.

Богатая молодежь носила модную одежду. Штаны-рейнгравы, обильно украшенные рюшами, бантами, кружевами в голландском варианте мужского костюма и шляпа «а-ля Рубенс» были значительно короче французских; куртка брасьер проще по виду, из ткани в тон сорочке. Черный цвет сменяется сложными тонами, бледными синим, зеленым, желтым, а затем интенсивным красным.

В конце XVII в. голландский костюм постепенно становится вариантом единого общеевропейского франко-голландского костюма.

Народная одежда голландцев из всеобщего употребления вышла сравнительно недавно. Еще в начале нашего века в сельских местностях носили только народное платье. Каждая провинция имела характерные черты в покрое и деталях одежды.

В наши дни полный народный костюм носят жители острова Маркен, Урка и рыбацких деревушек Волендам, Схевенинген и др. Такая приверженность к старине объясняется отчасти тем, что здесь искусственно консервируются старые черты быта, так как эти деревни стали своего рода этнографическими заповедниками, привлекающими массу туристов из других стран.

Мужской костюм этих деревень имеет много общих черт. Он состоит из широких мешковатых черных штанов до колен, черной или яркой цветной рубахи с небольшим воротником и разрезом у горла, застегивающимся на две большие металлические пуговицы. На рубаку надевается короткая черная куртка с двумя рядами пуговиц. Такую куртку носят обычно заправленной в брюки. Головным убором служит небольшая плоская кепка с лакированным козырьком.

Женский костюм, в отличие от мужского, значительно различается по деревням. Наиболее древним считается платье маркенских женщин. Характерная черта его - яркость и пестрота. В этом отношении жительницы острова Маркен, принадлежащие к протестантскому вероисповеданию, отличаются от остального протестантского населения: как правило, у протестантов в костюме преобладали темные, мягкие цвета, тогда как католики повсюду носили более яркие одежды. В данном же случае, по-видимому, этническая традиция оказалась сильнее суровых требований протестантской религии, и женщины сохранили яркую одежду, которую они носили на протяжении многих веков.

На белую полотняную рубашку с длинными рукавами, обшитую кружевами или украшенную вышивкой, маркенские женщины и девушки надевают полосатую кофту из хлопчатобумажной материи. Рукава кофты узкие и короткие, ниже локтя видны рукава рубахи. На кофту надевается корсет без рукавов из темно-коричневого сукна, который наглухо закрывает всю грудь и зашнуровывается тесьмой спереди или сзади. Корсет украшен вышивкой гладью, преимущественно красных и розовых тонов. Нередко корсеты передаются из поколения в поколение как фамильная реликвия; поэтому в обыденные дни женщины зачастую надевают на корсет пестрый ситцевый чехол, чаще розовый с красными цветами. Зимой сверху носят темную суконную куртку. Темная юбка у талии собрана в густые сборки. Поверх нее повязывается светлый клетчатый или полосатый фартук. Очень своеобразен и сложен головной убор маркенских женщин. Он состоит из 12 частей, скрепленных булавками, и по форме напоминает епископскую митру. Узоры его кружев и вышивка отчетливо выделяются на фоне подложенного под них темно-коричневого материала. В будни на этот убор также надевают чехол из пестрого ситца. Шерстяные или бумажные чулки и белые деревянные башмаки дополняют женский наряд острова Маркен.

Ближе к остальным типам народной одежды Нидерландов женское платье деревни Волендам. Здесь женщины носят широкую длинную юбку темной расцветки (зеленую или синюю), темного же цвета кофту с овальным вырезом спереди, через который видна белая или пестрая манишка, и светлый полосатый фартук на широком поясе. Их белые сильно накрахмаленные полотняные или кружевные чепцы имеют остроконечную верхушку и остроконечные же отогнутые у ушей концы.

Из других типов народной одежды более сохранился народный костюм провинции Зеландия. Его основные части те же, что и во всех типах голландского народного костюма XIX в. Своеобразие зеландского костюма заключается прежде всего в материале и украшениях манишки, покрое и форме корвета. Манишку шьют из цветной шерсти или шелка и вышивают яркими, чаще красными, цветами или украшают стеклянными бусами. Коричневый или черный корсет женщин этой провинции имеет короткие и очень узкие рукава и четырехугольный или овальный вырез, доходящий почти до пояса. В вырез видна манишка или наброшенная на плечи легкая цветная косынка. При выходе из дома надевают длинную кофту с баской, прилегающую в талии.

В остальных областях страны народное платье иногда надевают пожилые женщины, но там оно имеет более упрощенный и модернизированный вид. Обычно такой костюм состоит из длинной и не очень широкой юбки, шерстяной или хлопчатобумажной, черного или другого темного цвета, кофты такого же цвета, плотно облегчающей фигуру, с очень узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещиваются на груди. Обязательной частью будничного костюма пожилых фламандок является шаль фали и традиционный плащ с капюшоном (см. «Валлоны и фламандцы Бельгии», стр. 289).

Повсюду в сельских местностях носят еще национальную обувь - деревянные башмаки-кломпы.

Распространены и характерные головные уборы - полотняные или кружевные чепцы, формы и размеры которых сильно варьируют.

Интересны древние металлические, чаще серебряные, украшения (oorij - zer ), которые женщины носили на голове. Такие украшения встречались лишь в тех провинциях, где когда-то было фризское население (Зеландия, Южная и Северная Голландии, Гронинген). В Зеландии женщины надевали на лоб расширяющуюся к концу металлическую пластинку, доходящую примерно до середины лба. В Северной Голландии такое украшение представляло собой подкову, охватывавшую затылок и доходившую до ушей, где она кончалась квадратными пластинками, на которых укрепляли спиральные подвески. В этих же областях были распространены и металлические украшения мужской одежды: пуговицы, поясные пряжки и пр. Например, в провинции Зеландия мужчины носили на поясе две большие круглые металлические пряжки.

В настоящее время даже в тех областях, где сохраняется народный костюм, он постепенно уступает место городской моде. Как и в других европейских странах, в Нидерландах происходит известная нивелировка и в одежде горожан. Теперь нелегко отличить по платью женщину из зажиточной семьи от работницы. Конечно, одежда обеспеченных людей лучше по качеству и покрою, но моды одинаковы.

Пища

Питание голландцев не отличается большим разнообразием.

В Нидерландах едят мало хлеба, что свойственно не только сельскому, но и городскому населению. Хлеб чаще ржаной или выпеченный из смеси ржаной и пшеничной муки. Прежде в большинстве домов имелась особая хлебная печь. Бедные фермеры, не имевшие ее, отдавали приготовленное дома тесто в особых длинных формах на выпечку деревенскому пекарю. Теперь и в деревне хлеб обычно покупают.

Картофель едят не только в качестве особого блюда, но и подают часто в отварном виде к обеду вместо хлеба. Даже в зажиточных семьях картофеля употребляется очень много. Часто готовят блюда из бобов и гороха.

Хотя Нидерланды славятся производством сливочного масла, масса населения потребляет его мало, заменяя салом, а в последнее время - маргарином.

Как в рабочих, так и в фермерских семьях завтрак обычно состоит из хлеба, намазанного маргарином, сыра, джема или нарезанных ломтиками яблок, помидор, моркови. Взрослые за завтраком пьют кофе, дети - молоко. Иногда к завтраку подается овсяная каша, кукурузные хлопья с молоком. Отправляясь на завод, рабочие обычно берут с собой несколько бутербродов.

Второй завтрак, в 10-12 часов, также большей частью состоит из холодных закусок, бутербродов и кофе.

Во многих голландских семьях, особенно зажиточных, строго соблюдается время послеполуденного чая (4-5 часов), к которому подаются бисквиты, сладости, особенно часто так называемый коек - вид медового торта.

Основная еда - обед - бывает в 5-6 часов вечера, когда все возвращаются с работы. Главное блюдо обеда - жареное или тушеное мясо (свинина или говядина) с вареным картофелем и зеленью. Голландские хозяйки употребляют при жарении мяса очень много сала, маргарина, чтобы получить больше подливки (jus ), которой поливают картофель. В менее обеспеченных семьях мясо едят не каждый день, а довольствуются отварным картофелем с такой подливкой. Во многих семьях перед этим основным блюдом едят суп, гороховый или бобовый.

Много едят соленой сельди. На улицах города ее продают в специальных палатках или на лотках. Покупка и еда селедки и соленых огурцов на улице такое же обычное явление в Голландии, как у нас еда пирожков.

Традиционные кушания голландской кухни - сыр, сливочное масло, копченая сельдь. Без них не обходится ни один праздничный стол.

Различные сорта хлебо-булочных изделий приурочены к тому или иному празднику. Так, на масленицу в фламандских провинциях кроме блинов и оладьев пекут большие пироги, начиненные колбасным фаршем и пряностями. Разнообразны по форме рождественские пироги и печенья и т. д.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...