Национальная одежда нанайцев. Гольды-нанайцы Традиционный костюм нанайцев


Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.

Где живут

Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Название

Этноним «нанай» состоит из двух частей: «на» переводится как земля, и «най», что означает человек. Вместе название народности означает земляной человек или человек земли. Ранее русские и европейцы называли нанайцев гольдами, тазами и ходзенами. В Китае народ называют хэчже и хэцзен.

Внешность

Одежда

Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.

Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.

Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.

Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины - пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Жизнь

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.


Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа - землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземное распространенное жилище - дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома - это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.


Еда

Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.


Религия

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:

  • верхняя - небесный мир
  • средняя - земной мир
  • нижняя - подземный мир.

Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:

  • сиуринку саман занимался врачеванием;
  • нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках;
  • касса саман доставлял души умерших в загробный мир.

Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.

Язык

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь - систему романизации для путунхуа.

В нанайском есть два наречия и три диалекта:

  1. бикинский
  2. горинский
  3. кур-урмийский

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

  • тэлунгу - мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
  • сиохор - сказка, заимствованная у других народов;
  • нингман - волшебная сказка, сказка-миф;
  • деуруэн - приговорки, скороговорки;
  • намбокан - загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.


Традиции

Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.

Существовал у народа культ огня. Дома каждый день «кормили» огонь очага, в тайге - огонь костра. В каждом жилище была фигурка духа покровителя дома и семейства диулин. Нанайцы верили, что он оберегал здоровье всей семьи и помогал при охоте на пушного зверя.

По умершему проводили ряд поминок. Первые - сразу после смерти, затем на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего возвращается после обхода всех мест, где он был при жизни. Все родственники умершего принимали участие в похоронном обряде. Хоронили человека на 2 или 3 день после смерти. Дальние родственники и соседи клали в гроб умершего нож, топор, котелок, нож, блюдце и тарелку. Женщинам кроме этого клали ее ножницы.

Нанайцы считали, что душа умершего человека после смерти в течение года находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир. До конца 19 века умерших хоронили в больших наземных «домах».

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.

У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.


Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины - 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй - в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

Рождение ребенка всегда считается у нанайцев большим праздником. А если женщина рожала двойню, это было еще более радостным событием. С древних времен у нанайцев существует культ «адау» в честь близнецов. Всю жизнь их считают священными людьми и верят, что один из них обладает властью над животными, второй является покровителем духов воды.

Домашний быт нанайцев

Главным ездовым животным нанайцев была до революции собака, в гораздо меньшей степени -ло шадь. Фольклорные данные свидетельствуют о срав­нительно давнем появлении этого животного у нанайцев. Но лошадей держали в основном «верхние» нанайцы, т. е. акани, и использовали их главным образом для верховой езды и как вьючных животных и лишь отчасти - как упряжных. Важную роль играла собака, имевшая тран­спортное и охотничье значение. Она применялась как тягловая сила: зимой для упряжки в нарты, летом для подъема лодок бичевой вверх по течению реки.

Типы нарт, способы упряжки, устройство собачьей сбруи были сходны у всех народов Амура. Характерны были прямокопыльные парты с дву­сторонне загнутыми полозьями, упряжью шейного типа и продольной упряжкой «змейкой» или «елочкой». Сначала XX в. эта форма упряж­ного собаководства сменилась новым, так называемым восточносибир­ским типом, широко распространенным на Охотском побережье, Кам­чатке, Чукотке среди коренного и старожильческого русского населения. Помимо нарты нанайцы пользовались санями (пара), в которые впрягали лошадь.

Лыжи нанайцев двух типов: малые без меховой подбивки (кунгултэ) и большие, более широкие и длинные, подклеенные мехом (сохсилъта). При ходьбе на лыжах пользуются лыжной палкой.

Для плавания по Амуру служила плоскодонная лодка (тэмчиэн, или угда), сделанная из трех досок с выступающим вперед дном и приподнятым острым носом. На быстрых горных притоках Амура поль­зовались другой лодкой, долбленной из целого куска дерева, преиму­щественно из ивы (аурпя, или огдима). Местное русское население называет этот тип батом. В бате вверх по реке поднимаются при помощи шестов, вниз по течению спускаются, почти не прибегая к веслам. Широко были распространены маленькие лодки-долбленки, дощатые и берестяные. У долбленой оморочки - острый нос и корма; этим и мень­шей величиной она отличается от бата. Оморочки приводятся в движе­ние двухлопастным веслом или парой небольших весел с лопатообраз­ными лопастями. Нанайцам было известно применение паруса.

Раньше у нанайцев были отдельные зимние и летние селения. Наличие зимних и летних селе­ний связано было с сезонными перемещениями, практиковавшимися нанайцами в зависимости от хозяйственных нужд. После вскрытия Амура часть населения отправлялась на осетровые рыбалки для заготовки хря­щей и вязиги. По окончании лова осетровых нанайцы передвигались в места, богатые частиковой рыбой, и заготовляли эту рыбу и рыбий жир. Интересы летней охоты, главным образом на изюбря, играли существен­ную роль при выборе места летнего пребывания. К началу хода кеты население сосредоточивалось на осенних рыбалках для заготовки основ­ного продукта питания, и только после окончания лова лососевых нанайцы возвращались в зимние селения.

Жилища нанайцев разделялись, как и селения, на летние и зимние. Нанайские летники представлены были разнообразными формами: щитом-заслоном, двускатным, коническим и сферическим шалашами, четырехстенным летником, крытым корой (дауро), бязевой палаткой, пологом от комаров. Шалаш конической формы (чоро) покрывался соло­мой или полосами бересты и был наиболее характерен для жителей при­токов Амура, т. е. в основном для киле и акани. Сферический шалаш (хожуран, или анко) служил исконным летним жилищем нанайцев долины Амура. Куполообразный остов этого шалаша состоял из тонких прутьев и покрывался сверху берестяными полосами, нижняя часть жилища опоясывалась цыновкой из камыша. У шалаша было два отверстия - дымовое сверху и входное, преимущественно в части, обращенной к реке. Входное отверстие завешивалось куском бересты или Камышевой цыновкой. Корьевой шалаш дауро встречался главным образом на р. Горин.

Зимним жилищем в недавнем прошлом служили: землянка (серома) со срубом, установленным в вырытой в земле яме; полуземлянка (хурбу) со срубом, несколько возвышающимся над землей; зимник типа китайской фанзы (большого и малого размера); зимнее промысловое жилье (ундхэн) и русская изба. Промысловое жилье ставили на месте зимней охоты; по внешнему виду оно напоминало четырехскатную крышу, в одной из сторон которой была дверь.

Большой каркасного тина зимник китайского образца (фанза) имел решетчатые стены из ивовых и ольховых прутьев, обмазанные с обеих сторон глиной. В зимнике этом были глинобитные печи (от 2 до 4) со вма­занными сверху китайскими чугунными котлами и земляной пол. Отапли­валось жилище дымоходами, проходящими от печей в пустотелых нарах вдоль стен (канами). Далее дым поступал в высокую трубу из дуплистого дерева, находившуюся поодаль от жилья. Оконные рамы заделывали зимой рыбьей кожей или китайской промасленной бумагой, а летом - Камышевой решеткой. Отличительная особенность внутреннего убран­ства этого жилья, как и у других жителей Амура, - большой помост, установленный на подпорках посреди зимника. На помосте хранились различные предметы домашнего обихода и орудия охоты и рыболовства. В домах этого типа в старину обитали большие патриархальные семьи. Каждый член патриархальной семьи имел определенное место на нарах. Глава семьи и его жена занимали почетное место у очага. В период мань­чжуро-китайского господства перед домом шамана обычно стояли высо­кие деревянные столбы с резными изображениями драконов, змей, яще­риц, лягушек и т. д. Перед жилищем судьи, а также нанайца, женатого на маньчжурке (обычно дочери какого-либо чиновника с Сунгари), были шесты с изображением кукушки. У подножья шестов устанавливали дере­вянные изображения духов предков.

Китайское влияние сказывалось и на домашней обстановке: в жили­щах встречались шкапчики со множеством выдвижных ящиков, различ­ного типа сундуки китайского происхождения. Китайская мебель - при­вилегия зажиточной части нанайского населения - была недоступной роскошью для бедноты.

Из хозяйственных построек особенно характерны были амбары на столбах.

В период русской колонизации большие дома китайского образца (фанзы) стали сменяться малыми фанзами, с двумя нарами и одним оча­гом. Это стояло, видимо, в непосредственной связи с процессом разло­жения большой патриархальной семьи. Во второй половине XIX в. у нанайцев появились первые русские избы. Эти жилища с характерной для них обстановкой были также лишь у наиболее зажиточной части нанайцев. Под влиянием русского населения на Амуре довольно широко распространились печки из листового железа и керосиновые лампы. До появления керосина для освещения пользовались жирниками, изго­товлявшимися из песчаника, глинистого сланца и других матери­алов.

Условия жизни нанайцев были до революции весьма тяжелыми. Жилища, при отоплении дымоходами, проходящими под нарами, бывали обычно полны дыма; земляной пол, вследствие сырости и привычки пле­вать на пол, покрыт слоем грязи; пыль и копоть осаждались в изобилии на полочки, перекладины и балки жилища. Употребление мыла и стирка одежды были почти не известны нанайцам. Тяжелые жилищные условия, некультурность, нищета массы трудящихся и отсутствие каких-либо мер по охране народного здоровья способствовали развитию различных болезней и увеличивали смертность.

Преобладание того или иного промысла у разных групп нанайцев отражалось в прошлом на материале, употреблявшемся для одежды. Жители притоков Амура, т. е. киле, у которых охота доминировала над рыболовством, одежду делали главным образом из лосиных и оленьих шкур и кож. У насель­ников долины Амура, где ведущее значение имело рыболовство, изгото­влялась, главным образом, летняя одежда из рыбьих кож. Торговля с китайцами способствовала проникновению к нанайцам тканей и одежды китайского происхождения. Значительное распространение эти предметы получили у «верхних» нанайцев, акани.

Шелковые материи, дорогие китайские халаты и шубы были только у богатых нанайцев. Нанайские старшины носили халаты из шелка высшего качества, специальные шапки и обувь. Одежда этих нанайцев резко отличалась и по материалу и по покрою от одежды всей остальной массы. Во второй половине XIX в. получили некоторое распространение материалы и одежда русского происхождения. Но несмотря на китай­ское и русское влияние, самобытная одежда нанайцев из рыбьих и звери­ных кож сохранялась вплоть до Октябрьской социалистической рево­люции.

Существовало несколько видов нанайской национально]! одежды - повседневная, праздничная, промысловая, обрядовая и т. д. Основные части мужской и женской одежды следующие: халат (пгэтуэ) с запахи­вающейся направо полой, отличающийся от китайского отсутствием стоячего воротника и более узкими рукавами, пояс (омол), узкие и корот­кие штаны (пэру) и ноговицы (гарон), оригинальная часть женского костюма - особого вида нагрудник (.лэлу) с металлическими подвесками, который некоторые женщины носили под халатом. Зимой носили несколько халатов, а также ватную и подбитую мехом одежду.

Национальная обувь (ота) имела невысокое голенище, с разрезом спереди. Внутрь обуви вкладывали стельку из уссурийской осоки. Зимняя обувь делалась из рыбьей, а летняя - из звериной, преимуще­ственно кабаньей, кожи. Среди горинских киле распространена была обувь эвенкийского покроя. Обувь надевали поверх чулка (доктон) матер­чатого (иногда на вате), мехового или кожаного.

Рукавицы (качама) покрывали рыбьей кожей или материей. Руку у запястья обматывали нарукавником (хуэптун) из материи или рыбьей кожи, обычно орнаментированным.

Головные уборы (апун) нанайцев очень разнообразны: меховые шапки с наушниками, поярковые шапки китайского типа, летние берестяные шляпы (невысокий конус с широким основанием), китайские широко­полые соломенные шляпы и пр. Женские головные уборы, особенно зимние, по форме отличались от мужских. Широко распространена была прежде зимняя стеганая шапка на вате, имеющая вид шлема, с шишечкой на макушке. Женщины носили также фетровые шапки в форме колпака, с отогнутыми вверх краями, а летом - берестяные конусовидные голов­ные уборы. С приходом на Амур русских распространились головные платки.

Из промысловой одежды своеобразием отличался костюм охотника на соболя. Он состоял из небольшой, богато орнаментированной шапочки с наушниками, увенчанной собольим или беличьим хвостом, головного и наплечного покрывала, меховой безрукавки (миата), наголенников из рыбьей кожи, обуви и орнаментированного передника.

Праздничная одежда отличалась от повседневной главным образом лучшим качеством материала и обилием украшений. Среди обрядовой одежды множеством своеобразных деталей и богатством орнаментировки особенно выделялся женский свадебный костюм.

Украшения были довольно широко распространены среди зажиточ­ных нанайцев. Получали их главным образом от маньчжуров и китайцев, отчасти от якутов и русских. Из старинных украшений следует отметить кольца, браслеты, женские ушные и носовые серьги. Последние продер­гивались через перегородку и боковые крылья носа.

Мужчины нанайцы, начиная с середины XVII в., стали придержи­ваться маньчжурского обычая брить или коротко выстригать переднюю часть головы от виска до виска, заплетая остальные волосы в одну косу. Женщины стали заплетать волосы в две косы и плоско укладывать их вокруг головы, по примеру маньчжурок. Женская маньчжурская при­ческа распространена была больше среди «верхних» нанайцев; у других нанайцев замужние женщины обычно заплетали волосы в две косы, а девушки носили одну косу.

Еще в конце XIX в. у нанайцев существовала татуировка. Она была распространена главным образом среди акани. Татуировали руки, пере­носье и лоб. Производили татуировку, продергивая сквозь кожу нитку, окрашенную китайской тушью или соком особого растения (дафаро).

В недалеком прошлом основу питания нанайцев составляла рыба; только у киле большую роль играло мясо. Зерновые культуры, овощи и мясо домашней свиньи у «верхних» нанайцев играли большую роль, чем у других групп, так как именно у них существовали зачатки хлебопашества, огородничества и живот­новодства. Пищевой режим зажиточных нанайцев отличался от питания бедноты обилием и разнообразием продуктов. Излишек продуктов у богатых нанайцев давал им возможность эксплуатировать бедноту. Известны были случаи, когда бедняк продавал в голодные годы в рабство своего ребенка богатому нанайцу за несколько фунтов пшена.

Основная масса трудящихся питалась в основном продуктами рыбо­ловства, охоты и дикорастущими растениями. Из рыбы первенствующее значение имела кета. Рыбу и мясо потребляли в сыром, мороженом, вареном, вяленом (юкола) и копченом виде. Наиболее распространенные способы заготовки впрок - вяление (сушка на солнце и ветру) и копчение. Засолка рыбы и икры появилась, повидимому, после русской колони­зации. Кроме того, существовал весьма оригинальный способ сохранения частиковой рыбы: рыбную массу вываривали в собственном жиру, про­дукт, получающийся при этом, назывался таксан. Растительная пища - различные съедобные травы, грибы, ягоды и коренья - заготовлялась впрок преимущественно просушкой на солнце и ветру.

Излюбленные блюда нанайцев: бода - жидкая каша из чумизы (чумиза - вид пшена) с икрой, без соли, тала - мелко нарезанная сырая рыба, фирун - сухая черемуха, смешанная с рыбьим жиром. Лакомством считались также голова кеты, костный мозг, желудок белки, наполненный орехами, и т. д. Обрядовая пища употреблялась на поминках и в других случаях. К ней относилось и фигурное печенье, изображавшее птиц. Отвар чумизы считался напитком духов.

Посуда зажиточных нанайцев свидетельствовала о сильном китай­ском, а позднее русском влиянии. Основная масса нанайцев пользовалась преимущественно посудой собственного изготовления. Делали ее из дерева, бересты и рога. Тонкостью и изяществом работы отличались деревянные ложки и коробки для табака, украшенные резным орнамен­том. Широко распространены были плетенные из ивовых прутьев кор­зины.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Приморья Региональный компонент Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ № 61 г. Владивостока Ударцева Елена Михайловна

2 слайд

Описание слайда:

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов

3 слайд

Описание слайда:

Содержание Методические рекомендации Места проживания Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества Одежда коренных жителей Приморского края Обувь Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Нанайцы Большим разнообразием отличались головные уборы Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Одежда нанайских женщин Традиционная женская одежда нанайцев Одежда из рыбьей кожи Мужской костюм Нанайский костюм на выставке в музеях Современная женская одежда в национальном стиле Народный костюм в живописи и графике Одним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицы Нанайская обувь В своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы 21. Декоративное искусство нанайцев 22. Нанайцы. Работы орнаментального искусства 23.Прикладничество в предметах быта 24. В современном нанайском декоративном искусстве 25.Удэгейцы 26. Удэгейцы. Повседневная одежда 27. Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно 28. Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» 29. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский (в национальной одежде) 30. У всех удэгейцев также была отличительная кожаная шапочка 31. Этнической особенностью является причёска удэгейцев 32. Узоры наши много что значат 33. Национальные особенности костюма в живописи и графике 34. Орочи. Декоративное искусство 35. Тазы 36. Традиционная одежда тазов 37. Прическа и головной убор тазов 38. Рефлексия. 39. Информационные ресурсы

4 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации Презентация предназначена для использования в качестве регионального компонента. Цель работы: ознакомление с одеждой и декоративно – прикладным творчеством коренных малочисленных народов Приморья. Информационно - иллюстративный материал может демонстрироваться для формирования эстетической компетентности и расширения кругозора и познавательной активности учащихся 5-8 классов, их мотивированности к самостоятельной учебной работе при выполнении творческих работ на внеклассных мероприятиях и уроках технологии разделов «Рукоделие» (виды швов, аппликация, вышивка), «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий». Включены: рефлексия, информационные ресурсы. Рекомендуется просмотр «Показ слайдов».

5 слайд

Описание слайда:

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представлены удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами (204 чел.) эвенки (тунгусы). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском удэгейцы, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы, орочи), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - тазы (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).

6 слайд

Описание слайда:

Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи сложилась в глубокой древности и изменялась на протяжении веков. На характер и тип одежды аборигенов повлияли климатические условия, промысловая деятельность народов; полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла людей от мороза, а летом от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. После соответствующей выделки рыбья кожа становиться прочной, непромокаемой, ноской и удобной для обработки. Одежда окрашивалась растительными и минеральными красками. Традиционные цвета – синий, красный, черный, желтый. Основа мужского и женского костюма – халат, в качестве украшения использовалась аппликация. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья входит в уникальный комплекс одежды коренных народов и отличается своеобразной красотой.

7 слайд

Описание слайда:

Одежда коренных жителей Приморского края - подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторые элементами: наколенниками, берестяной шапкой и т.п. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. В целом материальная культура аборигенов Приморского края соответствовала их хозяйственным занятиям, образу жизни и является важным вкладом в общемировую культуру.

8 слайд

Описание слайда:

Обувь Изготавливалась из шкур животных и рыбьей кожи (собгома ота) отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Современные обувь из рыбьей кожи

9 слайд

Описание слайда:

Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Ремесла подразделялись на мужские и женские Художественной обработкой изделий из бересты, кожи, меха, ткани занимались женщины, особенного распространения достигло искусство вышивки и аппликации, которое находило применение прежде всего в оформлении одежды. При оформлении мастерицы использовали разнообразные технико-художественные приемы: аппликацию и вышивку, тиснение и роспись, меховую мозаику и плетение. Удэгейские, нанайские и орочские женщины украшали орнаментом одежду и головные уборы, обувь, сумочки и различные коробки для утвари и посуды На рубеже XIX-XX веков в традиционной национальной одежде и орнаментике нанайцев, удэгейцев и тазов произошел коренной перелом, связанный с внедрением шелковых ниток и фабричных тканей. Русские и китайские ткани принесли в облик традиционной одежды аборигенов края повышенную насыщенность и разнообразие цвета. Орнамент имеет некоторые особенности и делится на 4 вида: зооморфный, растительный, облаковидный, геометрический. Важное место в декоративном искусстве коренных жителей края играли и изображения применяемые в ритуальных целях: изображения духов, шаманские атрибуты, амулеты и т.п.

10 слайд

Описание слайда:

Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Плетение и художественной обработкой изделий из бересты.

11 слайд

Описание слайда:

Нанайцы (самоназвание: нани-«местный», «здешний человек»), гольды -устаревшее название В Приморском крае РФ живут на восточном берегу реки Уссури (в Пожарском районе). Причёски Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины - в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. Украшения Женщины носили 1 или несколько серебреных серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин - серебреные или железные браслеты и серебреные или костяные кольца.

12 слайд

Описание слайда:

Большим разнообразием отличались головные уборы Головным убором летом служила войлочная или берестяная коническая шляпа (Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета). Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией. Зимой надевали наушники сиаптун, а поверх - теплую меховую шапку элдумэпсэ, подбитую мехом соболя или белки. Охотники носили маленькие шапочки, размером с тюбетейку и пришитыми маленькими орнаментированными ушками. К макушке шапки пришивали султан из беличьего хвоста. Под шапку надевали шлем из белой ткани (орнаментированный вышивкой или аппликацией) для защиты от комаров и мошки, и снега зимой шею охотника (в зимней шапке). Шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее. У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Старинная свадебная шапка

13 слайд

Описание слайда:

Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Нанайский халат для повседневной носки обычно шили из насыщенной по цвету переливчатой ткани. Издавна для халатов шли шёлковые и легкие парчовые двусторонние ткани с многоцветными ткаными рисунками. В дореволюционное время эти материалы завозились в города и села, но в связи с дороговизной таких тканей, применяли хлопчатобумажные ткани или цветной подкладочный шелк, цветной бархат, или вельвет. Борта халата и подол отделывались широкими цветными каймами. Нижняя кайма состоит из двух соприкасающихся полос: красной (кумачовой) и черной (обычно черное сукно). Прикрепленные к кайме на кожаных или матерчатых петельках бляшки повисают свободно и, колеблясь во время движения, производят легкий звон. Одежда подразделялась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, для погребения. Характерной чертой покроя нанайского халата являются глубоко запахивающиеся полы (причем широкая левая пола заходит за правую- застежкой на правом боку), кимонообразный крой, пояс, с длинные рукава. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой (на вате или меху -бараньем, лисьем, или из различных мехов - "меховой мозаики") сшитый из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу 2-3 халата.

14 слайд

Описание слайда:

Одежда нанайских женщин Старинная женская одежда нанайцев. 1 - халат из рыбьей кожи, 2- головной убор из бересты. 3 - обувь. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин - из тканей темных тонов. Халаты для молодых женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные Женские халаты были несколько длиннее мужских. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками. Женское платье с национальным орнаментом

15 слайд

Описание слайда:

Традиционная женская одежда нанайцев Халаты женские свадебные – сикэ Вид сзади. XIX в. Ткань, аппликация, вышивка Женская национальная одежда Нанайцев На белом фоне вышиты гладью симметричные изображения разветвляющихся деревьев с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих их подножье.

16 слайд

Описание слайда:

Одежда из рыбьей кожи Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи Из рыбьей кожи Халат детский из рыбьей кожи. Автор Чикуэ Золонговна Киле. 1981. Кожа кеты, ткань, аппликация из искусственной кожи Халат из натуральной рыбьей кожи. Нанайцы, низовья Амура, нач. ХХв. Носить - не сносить Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов

17 слайд

Описание слайда:

Мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части вышли из употребления, национальная декоративно оформленная обувь, зимняя и летняя, сшитые из материи чулки, наколенники, рукавицы, применяемые рыболовами и охотниками, продолжают входить важной составной частью и в современный европеизированный костюм. Рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Мужской рабочий костюм. Нач. XX в. Дальневосточный край. Нанайцы Одежду и обувь для охотников и рыбаков изготовляли из различных шкур и кож таёжных животных, некоторые предметы этих комплектов одежды были из тканей. Носили также тканевые верхние и нижние халаты из сукна, замши, ноговицы, меховые шапки-капоры.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Одним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицы Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи (носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания рукавицы из других материалов). Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обшлага либо орнаментировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тканей. Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой: вся верхняя сторона рукавицы состояла из кусочков разноцветного меха (белый и коричневый или белый и черный), вырезанных квадратиками или ромбиками и сшитых в виде шахматной доски. Рукавицы. Х/б ткань, мех. Вышивка, аппликация. 1960-е гг. Рукавицы. X/б ткань, мех. Вышивка, аппликация. 1960-е гг.

22 слайд

Описание слайда:

Нанайская обувь Обувь из рыбьей кожи собгома ота отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Обувь из рыбьей кожи нанайцы рисовали красками узоры на нижней части и по краю голенищ. Обувь носили с коротким меховым чулком. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Обувь состояла из своего рода сапог - «ута», из кaбаньей или лосиной кожи, без подошв (казаки называли их олочи). Обувь женская. Камус, х/б нитки. Мозаика. 1960-е гг.

23 слайд

Описание слайда:

В своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы Важное место занимали тамбурный и гладьевой шов, петельчатый шов и различные обметочные швы, «елочка», «козлик», шов лапками, позднее заимствованный от русских крестик. В скреплении отдельных деталей между собой или при нашивании отдельных фигур на фон -употребляли простую и парную строчку, выполнявшуюся в древности вручную, позднее на машинке. Нагрудник нанайский. Вышивка Х/б ткань, шелк. Вышивка, аппликация Нанайцы. Нач. XX в. Вышивка, аппликация. Нанайцы. Нач. XX в

24 слайд

Описание слайда:

Декоративное искусство нанайцев отличается особенным пристрастием к яркой одежде. На их одежде и других предметах продолжает встречаться 4 типа орнамента: облаковидный, зооморфный, растительный и геометрический. 3 основных способа нанесения орнамента: тиснение, резьба и аппликация У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Фрагмент халата – мотив «Древо жизни» Фрагмент халата. По подолу – вышивка «хэрэ бэгдини» (лапки лягушки) Л.У. Пассар. Родовое дерево. Нанайский орнамент А.А. Самар. Олень. Нанайский орнамент

25 слайд

Описание слайда:

Нанайцы. Работы орнаментального искусства 1, 2, 3. Ходжер Л.Н. Фрагмент панно. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 4. Ходжер Л.Н. Фрагмент детского коврика. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген 1. Ходжер Л. Н. Выкройка детского халата Ткань, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 2. Киле Л.Г. Праздничная обувь для девочки. Ткань, мех, кожа Аппликация, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 3. Ходжер С.С. Детский праздничный халат. Спинка Ткань, аппликация, вышивка. с. Верхний Нерген Нанайского района 4. Бельды Л. Д Заготовка для женского халата. Горловина. Ткань, вышивка с. Троицкое Нанайского района 5. Кимонко М.Г. Рамка для фото Ткань, аппликация, вышивка с. Дада Нанайского района

26 слайд

Описание слайда:

Нанайцы. Прикладничество в предметах быта Среди традиционных ремёсел была развита выделка женщинами шкур животных, шитьё одежды и обуви (из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб, шкур, волокон конопли или крапивы), вышивка, плетение корзин и циновок и другое. Основным поделочным материалом для изготовления домашней утвари были дерево (резные ложки) и береста. Работы нанайских мастериц

27 слайд

Описание слайда:

В современном нанайском декоративном искусстве появилось много новаций: настенные коврики, узорные занавеси, дамские сумочки Нанайский ковёр

28 слайд

Описание слайда:

УДЭГЕЙЦЫ (Самоназвание: удэхэ, в прошлом назывались «лесными людьми») Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края, село Красный Яр. В 2010 году долина реки Бикин. Семья удэгейцев в повседневной одежде в промысловый костюме

29 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы. Традиционной одеждой мужчин был халат из рыбьей кожи «аму тэгэ», часто оформленный цветными узорами или орнаментом. К концу XIX века рыбья кожа почти полностью была вытеснена суконной, шерстяной, шёлковой и хлопчатобумажной тканями фабричного производства. Удэгейские халаты по покрою сходны с монгольской и чжурчженьской одеждой и относятся к запашному типу кимоно. Зимой бедные удэгейцы носили ватные халаты или шубы из шкур диких животных, а зажиточные имели шубы из бараньего меха, которые приобретали у купцов. Повседневная одежда

30 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно, праздничный вариант шили их шелка и декорировали вышивкой и аппликациями

31 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» Удыгейцев всегда привлекала красивая одежда и украшения, этому уделялось особенно много внимания. В прошлом одежда «лесных людей» с её традиционными вышивками (гладьевый шов) служила своеобразным паспортом. По украшениям можно было определить род и национальность человека. Одежду обычно дополняли прямоугольные или полукруглые карманы. Обильно украшенная одежда дополнительно украшалась разнообразными металлическими подвесками и раковинами каури. Все мужчины и женщины очень любили украшать себя серьгами, браслетами и кольцами. Некоторые женщины украшали серьгами уши (по 4 в каждое ухо) и нос, продевая их в правую ноздрю, реже в носовую перегородку. Одежда мужская. Х/б ткань, шелк. Вышивка, аппликация. Удэгейцы. 1950-е гг.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-1.jpg" alt=">Нанайцы ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-2.jpg" alt=">Старинная женская одежда ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-3.jpg" alt=">Традиционная одежда нанайских детей ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-4.jpg" alt="> Традиционная женская одежда ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-6.jpg" alt="> Зимние- жилище нанайцев ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-7.jpg" alt="> Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в"> Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в основном на территории четырех административных районов Хабаровского края.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-8.jpg" alt="> Численность по переписям: 1897 - 5016, 1926 - 5860. 1959 - 8026,"> Численность по переписям: 1897 - 5016, 1926 - 5860. 1959 - 8026, 1970 - 10005, 1079 - 10516, 1989 - 12023.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-9.jpg" alt=">Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. К и л"> Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. К и л е (территория Приамурья в районе Комсомольска), вероятно, эвенкийского происхождения. А к а н и (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), х э д з э н и др.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-10.jpg" alt="> Нанайцыявляются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента. ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-11.jpg" alt="> нанайский: Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо- маньчжурских"> нанайский: Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо- маньчжурских языков. Он содержит элементы общетунгусской и маньчжурской лексики; наряду с орочским и ульчским, реликты древнеалтайских языков, в нем прослеживается влияние фонетики корякского, незначительная доля китайской лексики.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-12.jpg" alt="> В 1884 году миссионер П. Протодъяконов создал букварь нанайского языка. Современный нанайский"> В 1884 году миссионер П. Протодъяконов создал букварь нанайского языка. Современный нанайский язык младописьменный. В 1931 г. был разработан алфавит на основе латинской графики, который в 1936 г. переведен на кириллицу.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-13.jpg" alt="> Православие: Православные. См. «Нивхи» . Традиционная одежда Традиционный костюм"> Православие: Православные. См. «Нивхи» . Традиционная одежда Традиционный костюм нанайцев также имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственной направленности, в качестве основного материала могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-14.jpg" alt="> Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по"> Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по берегам Амура, от ульчской территории вверх более чем на 500 км. до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркасные жилища с кановой системой отопления, русская изба.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-15.jpg" alt="> В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения"> В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена консервация рыбы способом вяления.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-16.jpg" alt="> Традиционная экономика Нанайцы, живущие по нанайцев носила комплексный характер, но,"> Традиционная экономика Нанайцы, живущие по нанайцев носила комплексный характер, но, притокам Амура, в в зависимости от большей степени расселения, значимость занимались отдельных хозяйственных составляющих менялась. охотничьим Так, в амурских селениях, промыслом, уходя за ведущей была добыча пушным зверем на проходной рыбы лососевых сотни километров в и осетровых пород. тайгу.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-17.jpg" alt="> Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты. Нанайский транспорт в большей степени"> Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты. Нанайский транспорт в большей степени свидетельствует о рыболовецких основах их культуры (собачий транспорт амурского типа, специализированные лодки для передвижения по различным водоемам).

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-18.jpg" alt="> Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов д о х а, семья),"> Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов д о х а, семья), а также основы традиционного мировоззрения и шаманства, имеют общеамурские соответствия.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-19.jpg" alt=">The end… ">

Традиционная нанайская одежда имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного покроя с правосторонним запахом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. Нанайцы изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон конопли или крапивы. Использовались и ткани: шелк и парча для нарядной, праздничной одежды, более простая материя – для повседневного платья.

Нанайский мужской костюм.
Мастерица Р.Г. Баранова

Мужская повседневная одежда состояла из нижнего и верхнего плечевого белья (штаны пэру, рубашка энгэрэгдэ, ноговицы гаро), обуви и головного убора. Верхней плечевой одеждой служил халат, скроенный в виде кимоно. Существовало несколько разновидностей этой одежды:матерчатый халат без подкладки покто, с подкладкой капчима, зимний халат на ватной подкладке хукту, одинарный халат из рыбьей кожи амири. Мужской повседневный халат был выше колен и не мешал при ходьбе. Летом мужчины иногда вместо халата надевали короткую безрукавку кандял.

Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа талома апу. Изготавливали ее из куска пропаренной бересты. Шляпа на голове крепилась с помощью двух тесемок. Этот головной убор был характерен для всей тихоокеанской культуры. В хорошую погоду мужчины предпочитали ходить с непокрытой головой. Зимой носили меховые шапки элдумэпсэ.

Обувь, сшитая из рыбьей кожи, называется согбома ота, из обработанных шкур животных – нантама ота. Обувь из рыбьей кожи отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из травы наокта. По покрою обувь нанайцев разделялась на два типа – амурскую и тунгусскую. Для амурского типа характерно наличие высокой головки, которая выкраивалась вместе с подошвой и пришивалась к основе обуви. Голенище имело разрез, сдвинутый вправо, что позволяло обернуть его вокруг ноги и сверху обмотать лентой. На Куре, Урми, Горине большее распространение имел тунгусский покрой: голенища шились из трех полос камуса – прямой передней и трапециевидных боковых. Верхняя часть голенища оторачивалась мехом рыси.

Женская повседневная одежда имеет некоторые особенности. Женские халаты длиннее мужских, а штаны были двух типов: для замужних и незамужних женщин. Штаны для незамужних женщин выкраивались вместе с нагрудником, который на поясе стягивался шнурком. Нагрудник закрывал грудь. У замужних женщин нагрудник закрывал только нижнюю часть груди для удобства при кормлении грудных детей.

Праздничная одежда отличается от повседневной качеством выделки и украшениями. Халаты из шелка называются сэурэм тэтуэ, гоксим тэтуэ. Распашной халат ачато с прямым разрезом спереди посередине надевался женихом в день свадьбы и во время больших праздников. Обязательным дополнением праздничной мужской одежды является пояс омол шириной 10-15 сантиметров и длиной 3-4 метра. Им обертывались 2-3 раза и оставляли свободно свешивающиеся орнаментированные концы.

Во время праздников женщины надевали орнаментированные ноговицы и запашные халаты. Их особенностью было наличие пришивного или съемного воротника монгосоко. Пришивные воротнички были стоячими, часто на них имелась опушка из меха колонка или белки. Особый интерес представляет женский свадебный халат сикэ. Он шился из кожи сазана, богато орнаментировался.Верхняя часть спинки халата была покрыта орнаментом в виде рыбьей чешуи. Каждая чешуйка, в свою очередь, орнаментировалась изображениями животных, птиц, земноводных, рыб. Нижняя часть халата отделялась от верхней полосами. На каждой из ее половинок имелось изображение родового дерева. Нанайские женщины украшали себя браслетами сидэри, кольцами хонякан и серьгами хойпо из серебра и меди.

Погребальная одежда почти не отличалась от повседневной. Ее лишь шили специальным швом, «на живую руку», чтобы покойник не мог вернуться в мир живых. Иногда умерших обряжали в свадебную одежду, но халат подпоясывали лентой белого цвета. Обязательной принадлежностью погребального костюма был нагрудник, у женщин в виде трапеции, у мужчин – многоугольника. В центре нагрудника пришивалась бусина, через которую покойник якобы дышал, принимал пищу.

Промысловая одежда отличалась от повседневной. Халат из рыбьей кожи или хорошо выделанной шкуры лося был распашной, правопольный, со скошенным срезом запашной полы, которая застегивалась на боку на три пуговицы. Во время преследования зверя вместо халата надевали короткую куртку из шкуры изюбра. Поверх одежды охотник надевал передник с закругленной нижней стороной. Охотничий головной убор состоял из наушников сиаптун, шлема из белой материи гармасун, концы которого спадают на плечи и спину, прикрывая шею от попадания снега, и шапочки корбочи (порогдан), украшенной хвостом белки, соболя или колонка.

Традиционная одежда нанайцев подразделялась на мужскую, женскую и детскую. Незначительные различия были связаны с ее длиной, наличием и отсутствием боковых разрезов, количеством и характером отделки. Полностью комплексы нанайской традиционной одежды включали плечевую верхнюю и нижнюю (халаты, куртки, рубахи, жилеты, шубы), поясную верхнюю и нижнюю (штаны, ноговицы, передники, юбки), дополнительные элементы (воротники, шарфы, нагрудники, пояса, наушники, нарукавники, рукавицы) головные уборы, обувь. Общее название одежды разнилось, в зависимости от места проживания нанайцев. Так, у среднеамурских нанайцев тэтуэ, у сикачи-алянских - тэту, бикинских - тупу, урмийских -тэдьгэл. Женщина-мать разработала специальный покрой детской одежды, удобной и комфортной. Несмотря на суровые зимы, дети одевались легко, т.к. имели холодовую выносливость.

Традиционную одежду шили из рыбьей кожи, шкур оленя, лося, нерпы и ровдуги. Еще до XVII в. у китайцев и маньчжуров, позже у русских в обмен на пушнину приобретали ткани. Мужские и женские халаты из рыбьих кож и ткани делали широкими, левую полу двойной ширины застегивали на правом боку. Летние шили одинарными или на подкладке, зимние (тканевые) подбивали ватой. Женская одежда отличалась большей длиной и наличием орнаментов на концах рукавов, вокруг шеи, по низу подола.

Материал халата - кожа кеты - подчеркивает роль рыболовства в экономике нанайцев. Одежда подобного типа всегда богато украшалась растительным, геометрическим и зооморфным орнаментами. Последний располагался чаще всего на спинной части халата и, согласно представлениям нанайцев, защищал от злых духов, способствовал благополучию и плодородию женщины. Халаты из рыбьей кожи являлись обязательной частью приданого невесты. Зимняя - из ценных мехов - была доступна только женщинам из зажиточных семей. Мужчины, отправляясь в дорогу зимой на нартах, надевали шубы из оленьего меха, а сверху - юбку из нерпичьих шкур. Нижняя одежда мужчин и женщин состояла из коротких штанов (пэру) и ноговиц (горон) из ткани на вате. Мужские длинные ноговицы из камусов лосей и оленей подвязывали ремнями к поясу на талии. Под халат женщины надевали длинные, до колен, нагрудники из ткани или ровдуги с вышивкой в верхней части и металлическими подвесками внизу.

Промысловая одежда охотника: куртка из шкур молодняка крупных животных, летом - халат, безрукавка, передник-фартук и маленькая шапочка с султаном из беличьего хвоста или фигурного узла. Ее надевали на белую тканевую накидку-шлем, закрывавшую голову, шею и плечи. Летнюю промысловую одежду рыбака изготовляли из рыбьей кожи. До середины XIX в. поверх халата надевали юбки из того же материала. Головные уборы мужчин и женщин зимой - тканевые на вате или меховые, капорообразной формы, летом - берестяные плоскоконические шляпы.

Обувь амурского типа - поршневидную и тунгусского типа - башмаковидную для лета делали из рыбьей кожи, лосиной ровдуги, а для зимы - из нерпичьих шкур, лосиных камусов. В поршни из рыбьей кожи, которые надевали, отправляясь на подледный лов, вкладывали многослойные стельки из травы. Для обуви из лосиных камусов и шкур изготавливали меховые чулки. Мужские и женские украшения обычно покупали. Среди них браслеты, в том числе ножные (их надевали маленьким детям в качестве оберегов), кольца и серьги в крыльях носа либо носовой перегородке носили только женщины.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...