Мужские имена абхазцев. Абхазские имена


История абхазов, одного из древнейших абхазо-адыгейских народов, уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще античные историки рассказывали о легендарной Колхиде, населенной многочисленными абхазскими и грузинскими племенами. Уже с I века нашей эры на территории современной Абхазии начинается распространение христианства, а во второй половине VI века оно становится здесь господствующей религией. Тем не менее, абхазы свято чтили свои древние традиции, в том числе, сохраняли приверженность своим национальным именам.

Причины многообразия абхазских имен.

Количество национальных абхазских имен – бесконечно. На их появление оказывали влияние исторические процессы, устройство абхазского общества, пестрота этнического состава населения, богатое народное творчество, соседние культуры. Поражает тот факт, что при наличии официальной веры и при отсутствии письменности, которая бы закрепляла знания и опыт предшествующих поколений, абхазам удалось сохранить свои мужские и женские абхазские имена.

Это не означает, что абхазы не употребляли официальные христианские, а также мусульманские имена, которые проникали к ним из соседней Турции. Ими пользовались в основном представители знати. Они называли детей греческими, римскими именами – Александр, Юлиан. В XVII-XVIII веках у абхазов появляются мусульманские имена – Асланбей, Келешбей, Сафарбей. Затем получают распространение грузинские и русские имена. Изменения в абхазском именослове свидетельствую о социально-экономической, политической и культурной жизни этого народа.

Национальные имена абхазов.

И все же главенствующее место принадлежит коренным абхазским именам. Древние имена всегда имели свое особое значение, несли определенную смысловую нагрузку. Так, абхазские имена мальчиков и девочек больше походили на клички, которые выделяли какие-то особенности человека – Ахра (скалистая вершина, утес), Гызмал (хитрец), Кяч (коротышка), Хапш (рыжеголовый), Саби (малышка).

Сейчас уже никто не назовет ребенка Медведь или Мышка, но в далеком прошлом «тотемические» имена были довольно популярны. Такими именами большей частью называли мальчиков – Абга (волк), Хвинап (крыса, мышь), Цгвы (кот). Девочкам присваивали «птичьи» имена или названия небесных светил, растений – Дзыкут (водяная курочка), Качич (сорт винограда), Мрамза (солнце-луна), Куараса (горлица). Много женских имен носили золотой «оттенок» – Фелдыш (золотая ткань), Хибла (золотоокая), Хфаф (питающаяся золотом), Хьцис (золотая птичка).

Имя человека могло говорить о его национальной принадлежности – Урыс (русский), Чачан (чеченец), Швамахь (армянин), Шарамет (сармат). Огромное количество имен взяты из народных легенд и сказок, они популярны и среди современных абхазов. Мальчиков называют именами легендарных героев – Алхуз, Ампар, Ерыз, Батаква, Атлагиква. Девочкам нередко дают имена сказочных принцесс и красавиц – Нуца, Куара, Рагва, Гунда, Гуашахан.

Источник абхазских имен неисчерпаем. Не удивительно, что представители этого древнего народа так бережно относят к наследию предков и продолжают нарекать детей красивыми старинными именами.

Интересная статистика о том, какие имена в последние годы дают маленьким жителям , собрана недавно работниками ЗАГСов страны. Примечательно, что в последнее время абхазских детей мамы и папы новорожденных очень часто называют необычными и непривычными именами. Но при этом не забываются, а наоборот – возрождаются исконно абхазские имена . Расскажем об этом подробнее.

Самые популярные имена детей в Сухуме – Санэль и Баграт

Самое популярное имя девочки среди новорожденных жительниц – Санэль, а мальчика – Баграт. В большинстве случаев, когда новорожденный ребенок – девочка, её в Сухуме нарекают именем Санэль. Чуть реже девочкам дают имена Сария или Самира. Мальчиков в основном называют Баграт, на 2-й позиции в списке имён – Александр и Эмир. Помимо этих, среди часто встречающихся детских имен у уроженцев Сухума такие девичьи имена как Мария, Мира, Адель, Анабель, Елизавета и София, а мальчиков называют – Нестор, Осман, Эрик, Руслан, Давид и Никита. Кстати, мальчиков в Абхазии рождается на 10-12% больше, чем девочек

Не редкость, когда детишкам в Сухуме дают и «экзотические» имена… Например, впервые за несколько десятилетий была зарегистрирована новорожденная девочка с самым необычным для Абхазии именем – Нея… Со слов отца ребенка, пришедшего оформлять свидетельство о рождении, имя Нея выбрано мамой девочки после просмотра зарубежного фильма.

Стоит отметить, что сотрудники абхазских ЗАГСов, в меру своих сил и полномочий, без давления, советуя и наводя на размышления, стараются отговаривать родителей-абхазов от непривычных для Апсны детских имен, предлагая нарекать детей абхазскими именами. И это приносит свои плоды – люди прислушиваются, особенно мужчины, которые советуются с женами и меняют своё решение. К примеру, уже несколько раз девочки были названы таким исконно абхазским именем как Наала. Другим национальностям работники ЗАГСов Абхазии не решаются советовать, поскольку те лучше знают свои национальные традиции.

Самые популярные детские имена Сухумского района – Адель и Леон

В Сухумском районе среди самых популярных девичьих имен разные вариации имени Адель – Адель, Аделия, Алия, Аделина и Аврелия. Затем идут такие имена как Леона и Владислава. Самые популярные имена мальчиков – Леон, потом – Нестор, Нарт, Данат, и Астан. Не менее популярны и такие имена как Григорий и Константин, а также Глеб.

Самые популярные имена детей в Гагре – Ева и единственная Ренес

Последнее время очень многих новорожденных девочек в и в Гагрском районе зачастую называют Евой, а остальные имена все разные и почти не повторяются. Самое необычное имя, которое было зарегистрировано инспектором местного ЗАГСа – Ренес.

Самые популярные детские имена в Пицунде – София и Давид

Среди новорожденных в самое популярное девичье имя – София, а мальчиков тут зачастую называют Давид. А вот самые редкие – два имени, и принадлежат они представительницам «слабого» пола, это Барбара и Доминика. Кстати, согласно статистике, из всей Абхазии только в Пицунде девочек рождается больше, чем мальчиков !

Самые популярные имена детей в Гудауте – Данат и Иллария

Среди самых популярных имен мальчиков в Гудаутском районе – Данат, затем – Еснат, потом идут – Александр и Эраст, а среди девочек – Иллария, а следующие популярные девичьи имена – Санэль, Николь и Бель. Исконно абхазские имена в и районе дают крайне редко… Нарт, Хаджарат и Амра – эти имена у детей тут встречаются не часто, а вот имя Наала иногда бывает. А еще распространенно имя Гор.

Самые популярные имена детей в Новом Афоне

Парадокс, но в не получается выбрать самые популярные детские имена, так как у здешних ребятишек из числа новорожденных практически нет ни одного повторяющегося имени. Чаще всего тут звучат такие детские имена среди девочек как Эсмиральда, Аннель, Лия, Саломея, Малика, Хибла, Сана и Дея, а среди мальчиков – Лев, Соломон, Данат, Кемал, Нестор, Сандро и Кан.

Самые популярные имена детей в Гулрыпше – Арина и Давид

Наиболее часто встречающиеся среди новорожденных в Гулрыпшском районе имена у девочек – Арина, а у мальчиков – Давид. Также в Гулрыпше немало юных представительниц прекрасного пола с именем Самира.

Самые популярные детские имена в Ткуарчале – Алан и Саида

В пример другим районам Абхазии в Ткуарчалском районе больше распространены у детей абхазские имена. Среди мальчиков – Алан, Сандро, Леон, Еснат и Аинар. Реже встречаются имена Александр и Илья. Среди девочек популярны имена – Саида, Сария и Хибла. Есть также Астанда и Наала. Реже встречаются имена Анастасия и Елизавета. Среди необычных имен, которые регистрировались в Ткуарчалском ЗАГСе, мегрельские имена - Мариам, Лукас и Лизи.

Самые популярные детские имена в Очамчыре – Самира и Дамир

По словам заведующей ЗАГСом одинаковых детских имен в районе мало, у всех детишек они разные. Даже 10 одинаковых имён у детей тут нет. Из наиболее повторяющихся – Самира и Дамир. Нередко мальчиков называют Владислав, в честь первого президента Абхазии – Владислава Ардзинба. Пожалуй, самое редкое и пока единственное, но очень красивое имя у одной девочки из Очамчырского района – девочку-абхазку родители назвали Мирослава.

Самые популярные детские имена в Гале – Георгий и Нино

В Гале и Галском районе наиболее популярное мужское имя – Георгий, а женское – Нино. Среди других детских имен, которые нередко вызывают удивление у сотрудников абхазских ЗАГСов, мегрельские имена – Кесо и Тасо, ими называют как девочек, так и мальчиков.


На мужские абхазские имена повлияла не только богатая культура горной страны, но и воздействие многих народностей, переселившихся в Абхазию. Образование имен связано с мусульманским вероисповеданием и этническими особенностями населения местности.

Многообразие вариантов

В Абхазии, как нигде, существует огромное количество имен, которые одинаково признаны и имеют свое значение. На такое разнообразие повлияло:

  • устройство общественной жизни;
  • богатство народного творчества;
  • историческое прошлое;
  • этнический состав населения.

Историки, исследуя мужские абхазские имена, удивляются, как при отсутствии национальной письменности и признания общих религиозных ценностей абхазцы смогли пронести сквозь время все древние традиции.

Влияние соседних народностей

Собственные этнические особенности крепко укоренились в сознании абхазцев. Народ страны издревле чтит традиции и верит в местные предания. На их основе образовывались интересные абхазские имена для мальчика, которые всегда несли в себе определенный смысл, способный повлиять на судьбу ребенка.

Однако на устройство общества и его традиции, быт влияли соседние страны. В большей мере на образование имен оказывали влияние соседняя Турция и христианская религия, пришедшая в страну.

Особо отличались знатные семьи, которые желали чем-то выделяться и выбирали для своих наследников и римских известных людей. Начиная с XIV века, наиболее распространились такие имена, как Юлиан и Александр.

  1. Сафарбей;
  2. Келешбей;
  3. Асланбей.

С приходом официального христианства получают распространение Грузинские традиции и схожесть менталитета также наложили свой отпечаток на наречение младенцев.

Все изменения, которые претерпели мужские абхазские имена, связаны с глобальными изменениями в экономической жизни общества, его культурных ценностях и политических коллизиях.

Самобытность национальных имен

Несмотря на влияние различных народностей и взаимопроникновения культур, главенствующее место среди имен занимают коренные. Они всегда несли в себе различную смысловую нагрузку.

Мужские абхазские имена больше напоминают клички, которые выделяют какое-либо определяющее свойство или достоинство. Так, к примеру, рыжеволосых младенцев, нарекали Хапш, что значит «рыжеголовый». Младенца, появившегося в горном ауле или для подчеркивания его силы, могли назвать Ахра, что значит «утес».

В далеком прошлом довольно распространены были тотемические имена, которыми называли в основном мальчиков. Часто в ауле бегали:

  • Цгвы (кот);
  • Абга (волк);
  • Хвинал (мышь).

Девочкам также называли подобным образом, но за основу брались птичьи названия или наименования небесных тел.

Источник образования имен в Абхазии

Часто на выбор имени для младенца влияла его национальная принадлежность. В связи с переселениями горных народов страна постоянно населялась различными национальностями. Дети, появлявшиеся в семье, могли иметь следующие имена:

  • Швамахь (армянин);
  • Урыс (русский);
  • Чачан (чеченец).

Среди людей гор очень распространены легенды и предания. На их основе было заимствовано множество имен, которые олицетворяют героев из народного эпоса. Современные абхазцы не изменяют традиции, и сейчас очень популярны имена легендарных героев:

  • Батаква;
  • Алхуз;
  • Ерыз;
  • Атлагиква.

Девочки не отстают от сильной половины человечества и получают имена сказочных красавиц, которых спасают герои из легенд.

Значение красивых имен абхазских мужчин

Многовековая культура и богатый народный эпос поспособствовали тому, что называли младенцев красиво и звучно. Родители, выбирая мужские абхазские имена, значение придают многим аспектам. Их образование зависит от нескольких нюансов. Для определения родства всех детей одной семьи объединяет единая буква в имени.

Современные новорожденные Абхазии получают имена, которые символизируют черты характера, окружающей местности, имена сказочных существ и богов.

Абхазские мужские имена, список которых представлен, используются современными родителями до сих пор:

  • Мкан - дышащий здоровьем;
  • Абзагу - живое сердце;
  • Амзан - бог луны;
  • Нага - достойный;
  • Шат - милосердный;
  • Абга - волк;
  • Абрскил - герой;
  • Адгур - жертвенный;
  • Анри - мужественный;
  • Баграт - дар бога;
  • Георгий - земледелец;
  • Зухур - воин-победитель;
  • Инал - сын царя;
  • Ратмир - защитник;
  • Энвер - красивый.

Наследие народа породило множество красивых легенд, и современные по-прежнему родители стремятся чтить память предков. Учитывая глубокое уважение к старшим у молодежи Абхазии, родители стараются бережно хранить воспоминания о прошлом и нарекают своих мальчишек красивыми, звучными и несущими смысловую нагрузку, именами. Это част национальной культуры.

Абхазские имена Имена абхазам были известны с древнейших времён. Довольно рано здесь возникли и фамильные имена. Среди абхазов довольно высок и процент древнейших фамилий, чьи корни и генетические основы из-за давности лет не поддаются хронологической периодизации. Часто сведения о некогда существовавших в Абхазии древнейших родоплеменных группах фиксируются лишь в абхазском фольклоре, полностью отсутствуя в каких-либо письменных источниках. О древности происхождения родового имени (фамилии) у абхазов свидетельствует сама терминология абхазского языка. На это указывает и родство в абхазском языке понятий «фамилия» и «народ». «Фамилия» по-абхазски звучит как «ажәла», а «народ» - как «ажәлар». Слово «ажәлар» в буквальном переводе с абхазского языка означает «фамилии». Выявить сегодня время появления этих двух терминов невозможно. Тем не менее, абсолютно точно известно, что они возникли задолго до VIII и даже V века. По всей вероятности, первыми приобрели фамилии князья и дворяне. От них, скорее всего, незначительно отставали представители наиболее известных и авторитетных абхазских крестьянских фамилий, относящихся к верхушечной прослойке настоящих или «чистых» крестьян (анхаю). Очень поздно фамильные имена были получены зависимыми категориями крестьян. Процесс приобретения фамилий из-за них растянулся на многие столетия и завершился приблизительно в ХIХ веке. Существует следующие традиционно используемые компоненты абхазского антропонима, из которых могут складываться различные модели именования человека: 1. Имя (ахьыӡ) – личное имя, даваемое при рождении, одно либо несколько. Уменьшительная форма имени (например, Алхас – Хасик, Асҭамыр – Астик, Саид – Сая, Ҭенгьыз – Гизя, Ҳаџьараҭ – Хаџьа) нехарактерна для абхазской антропонимики и является русским влиянием. 2. Отчество (абхьӡы) – патроним, указание на имя отца. Имеет окончание -иҧа («его сын») или -иҧҳа («его дочь»). 3. Фамилия (ажәла) – наследуется из поколения в поколение по мужской линии. В абхазской антропонимике фамильные имена подразделяются на две основные группы: 1) образованные при помощи фамильно-патронимических формантов (иными словами, формантные фамилии); 2) образованные без фамильно-патронимических формантов (иными словами, бесформантные фамилии). В абхазской антропонимике формантные фамилии (например, Абухба, Инал-ипа, Хециа, Ануа, Ашхараа, Баалоу и другие) занимают значительное место. По способу образования ФФ подразделяются на группы, в образовании которых наряду с фамильными основами участвуют: формант «-аа» (Аимхаа, Арстаа, Аублаа, Бигуаа, Гуаджаа и др.), форманты «-ба» и «-аа» - показатель множественности (Какубаа, Качабаа), формант «-ба» и локативный суффикс «-д(т)» (Албат, Халбад), форманты «-б(ба) - п(па)» и «-иа» (Накопиа, Тамбиа, Хахубиа и др.), форманты «-ба» и «-иа» вместе со срединным суффиксом происхождения «-л(лы)» (Шарбалиа), формант «-ба» и показатель множественного числа «-р» (Ампар, Дбар, Чукбар и др.), форманты «-б(п) ®ба (па)» и «-уа» что означает «люди» (Джопуа, Харабуа и др.), форманты «-дз» и «-аа» (Брандзаа, Сандзаа и др.), формант «-иа» (Малиа, Хециа, Гулиа и др.), формант «-ипа» (Инал-ипа, Дзапш-ипа, Шат-ипа), суффикс происхождения «-л» и формант «-аа» (Апшьлаа, Лагулаа, Харчлаа), суффикс происхождения «-л» и формант «-иа» (Гулиа, Дарсалиа, Кутелиа), формант «-пха» (Инапха), формант «-уа(-оу)» (Ануа, Ашхаруа, Дзадзуа, Матуа), формант «-хуа», что означает «сын» (Самахьхуа, Хатхуа) и др. Бесформантные фамилии обычно состоят из одной единственной фамильной основы или образовывается путём сложения двух различных основ (Арлан, Барцыц, Капш, Маан, Смыр, Чкок и др.). Особенностью абхазской антропонимии является использование ряда фамильных имён как с фамильно-патронимическими формантами, так и без них (Блабба-Блаб, Кайтанба-Кайтан, Смырба – Смыр). Прозвище – индивидуальное наименование, которое даётся не при рождении и связано с теми или иными характерными особенностями или событиями. В отличие от имён, прозвища всегда отражают не желательные, а реальные свойства и качества людей. Они давались людям в разные периоды их жизни и обычно были известны довольно ограниченному кругу людей. Современная антропонимическая система абхазов во многом схожа с русской и общеевропейской. Так же, как у русских и европейцев, в абхазской современной именной формуле общепринятой литературной и языковой нормой является порядок слов, начинающийся с личного имени. Однако такой порядок здесь жёстко не зафиксирован. Характерным для абхазской антропонимической системы стало и отчество, которое, как известно, отличает русскую систему антропонимики от большинства современных европейских. Историю развития абхазской антропонимической системы можно представить в следующей последовательности: появление имени, а затем – усложнение антропонимической системы путём изменения одночленной структуры в структуру, состоящую из двух, трёх и более антропонимических компонентов. Особенностью антропонимической системы абхазов является использование имени отца с патронимическим формантом «ипа» («его сын») в препозиции полного имени, например, Хыбры-ипа Маан Кац, где Хыбры-ипа – отчество, Маан – фамилия, Кац – мужское имя. В абхазской антропонимике среди обиходных имён выделяются «защитные», или «охранные» (апотропеические имена), призванные защитить ребёнка от невзгод. Иногда их называют именами-оберегами, т.е. «оберегающими» от сглаза и всяких напастей. Такие имена образованы от слов, содержащих названия животных (Лажә, Мҭы, Мышә, Ҳәнаҧ, Цгәы, Цгәына, вспомним и «защитные» имена с корнем «ҳа» в значении «собака» из адыгских языков, например, Ҳабахә, Ҳанашә, Ҳамс и т.д.), а также слов с отрицательной семантикой или некрасиво звучащие (Гдыжә, Дгәажә, Лапаҕә, Лаҭкәыҷ, Мдажәыдуа, Мыдажә, Хадаҟьа, Чындыжә). В целях конкретизации личности в устной и письменной речи абхазы и абазины, как и адыги и иные народы Кавказа, пользовались сочетанием фамильного и личного имени. Причём фамилию они ставили в препозиции, а имя в постпозиции. Например, Ҭар Гыд, Цыгә Ҳанашә, Шамы Осман, Ҭобыль Ҭаҭлусҭан, Лаҩыцә Џьамладин, Тыгә Владимир. «Подобное явление, - пишет С.Х. Ионова, - имело место ещё в далёком прошлом и сегодня занимает довольно твёрдую позицию в абазинской антропонимии». (Ионова С.Х.Абазинские фамилии и имена. Черкесск. 2006, с. 17). Абазины продолжают свою традицию в использовании фамильного имени в препозиции, а абхазы перешли к иному порядку конкретизации личности. Сегодня абхазы в разговоре и письме впереди ставят имя, затем произносят или фиксируют фамилию: например, Шьалуа Инал-иҧа, Тарас Шамба, Никәала Кәыҵниа и т.п. Одним из вариантов конкретизации личности у абхазов и абазин является использование притяжательного форманта «и-ҧа, и-ҧҳа, р-ҧа, ры-ҧҳа, р-ҭыҧҳа (й-па, й-пхIа, р-па, р-пхIа)», что означают «его сын, его дочь, их сын, их дочь». Например: Шәарах иҧа, Саид иҧҳа, Смыраа рҧа, Чагәаа рҭыҧҳа. У абхазов был и есть обычай избегать употребления личного имени при непосредственном обращении к отцу и матери, дедушке и бабушке, прадедушке и прабабушке, тестю и тёще, свёкру и свекрови, а также ко всем старшим родственникам мужа или жены. Абхазы никогда не обращаются к ним по имени, так как это считается крайне невежливым. При прямом обращении функцию имени выполняет, как известно, термин родства. Более того, по абхазским обычаям, в традиционных семьях муж и жена в присутствии третьего лица не должны произносить имён друг друга. При этом может быть использовано только форма обращения на «ты»: уара – «ты» (обращение к мужчине), бара – «ты» (обращение к женщине), иара – «он», лара – «она», аҧшәма – «хозяин, хозяйка», сыҭаҳмада – «мой старик», сҭакәажә – «моя старуха», или просто ари – «этот, эта». Невестка в знак уважения не разговаривает с отцом мужа, а в его отсутствие она называет его «владыкой (аҳ ду, ҳаҳ ду, дадаҳ). «Всем же остальным взрослым близким родственникам мужа, - пишет Ш.Д. Инал-ипа, - а иногда и ближайшим почётным соседям она в знак «уважения» даёт новые, обязательные только для неё, подходящие им по «рангу» и по возможности красивые имена, выбранные по её собственному усмотрению (например, какой-нибудь Дамей на всю жизнь становится для неё Астамуром и т.п.)». (Инал-ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984, с. 95). При упоминании старшего родственника мужа женщина должна была обратиться по имени его старшего сына, например: Даур иаб – «отец Даура». Как известно, абхазы и абазины (правда, абхазы несколько меньше) в устной речи пользуются одним лишь именем. Обращаясь на «Вы» по-абхазски, абхазы произносят не только имя, но и отчество собеседника (например, Инал Беслан-иҧа, Гунда Мкан-иҧҳа). Абазины же к любому старшему, за исключением тестя, тёщи, свёкра и свекрови, обращаются по имени и на «Ты», так как «Вы» (Шәара) используется абазинами только лишь во множественном числе. Как отмечает известная абазинская учёная Сара Хасамбиевна Ионова, «в советский период под влиянием русской системы именования (в условиях официального общения) широкое распространение получили обозначения по имени и отчеству: Магомет Бубович, Алий Меджидович, Аминат Айсовна, Нурбий Хамзетович, Аслан Абидинович, Щаща Юсуфовна, Марджьанат Мурадиновна, Мурат Азаматович, Нурья Татлустановна и др.». (Ионова С.Х.Абазинские фамилии и имена. Черкесск. 2006, с. 18). Изучение особенностей эволюции абхазской системы имён в связи с воздействием на неё русской антропонимии имеет важное значение для определения всего спектра истории российско-абхазских отношений. Говоря о воздействии русской антропонимии на абхазскую, мы, прежде всего, имеем в виду имена, заимствованные из русского языка. «Русскими» они признаются нами условно потому, что среди них есть не только исконно русские (славянские) имена, но и имена инонациональные, которые заимствованы абхазами через посредство русского языка из латинского, греческого, древнееврейского, персидского и других языков. Начало распространения среди абхазов русских имён мы относим к периоду накануне и после добровольного вхождения Абхазского княжества в состав Российской империи. Первыми русские имена в официальном наименовании восприняли представителя княжеско-дворянского сословия, которые наряду с ними носили и абхазские имена. Например, среди владетельской фамилии Чачба-Шервашидзе зафиксированы следующие имена: Георгий, Григорий, Дмитрий, Иван, Михаил и некоторые другие. Вслед за князьями и дворянами русские имена стали распространяться и среди крестьян. Для приблизительного определения времени появления русских имён среди крестьян нам необходимо восстановить генеалогические линии некоторых абхазских фамилий. Возьмём, к примеру, фамилию Саманба. Родоначальником фамилии, судя по генеалогическим материалам, является Гыч Саманба – предок, отделённый 7-ю поколениями от современных младших носителей фамильного имени. Таким образом, становится известно, что Гыч Саманба жил примерно 200-220 лет назад. Среди потомков Гыча Саманба встречается Степан (внук от сына Фата), родившийся примерно 140-150 лет назад, т.е. в 60-70-х годах ХIХ века. У Гыча был сын Шәаҟәа – отец Нины. На рубеже ХIХ-ХХ веков в роду Саманба рождаются дети, названные Лукой и Симоном (сыновья Мусы – внука Гыча по линии Швакуа), Верой, Соней и Мишей (дети Гыда – внука Гыча по линии Фата), Софикой (дочь Джинджика – внука Гыча по линии Фата). Дети, рождённые в роду Саманба перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов, названы Аникой, Верой, Виктором, Дементием, Зиной, Костей, Нестором, Николаем, Нункой, Соней, Софией, Шурой, Ясоном.

Ключевое влияние на формирование имен в Абхазии оказала вера народа в существование духов , души и в одушевленность природы. Большинство из них появились от слов, означающих название растений, животных или природных явлений.

Не меньшее воздействие на процесс образования имен имела и литература, поскольку многие поколения абхазцев называли своих детей в честь мифических персонажей и героев легенд.

Немаловажными оказались и этнические особенности населения определенной местности. Это привело к тому, что наряду с исконно национальными абхазскими именами стали появляться позаимствованные у других народов (к примеру, у персов, тюрков или арабов).

Таким образом, на сегодняшний день в Абхазии существует большое разнообразие имен и это связано с такими факторами, как:

  • этнический состав населения;
  • богатое народное творчество;
  • устройство общественной жизни;
  • историческое прошлое горной страны.

Все абхазские имена для девочек, которые претерпели изменения, связаны со сменой культурных ценностей, экономической жизнью общества и появления политических коллизий.

Несмотря на все факторы, оказывающие влияние на становление женских имен, главенствующее место все же отведено коренным именам.

Из-за частых переселений горных народов, Абхазия стала многонациональной страной, поэтому часто выбор имянаречения для младенца зависел от национальной принадлежности родителей . Появлявшихся в семье детей могли нарекать именами армянского, русского или чеченского происхождения.

Помимо этого, в древние времена среди абхазцев существовала традиция, согласно которой к именам всех членов одного рода добавлялось определенное окончание или суффикс. К примеру, имена всех родственников могли заканчиваться буквой «ц» и это означало о кровном родстве носителей данных имен.

Как выбирают для девочек?

Предыдущие поколения абхазцев знают много легенд и преданий, на основе которых было заимствовано множество имен, олицетворявших героев из народных эпосов. Не изменяют этим традициям и современные жители Абхазии – девочек называют именами сказочных красавиц, которых непременно спасают герои, или богинь .

Также имянаречения девочек часто связывались с:

  • названиями красивых птиц, географических объектов, небесных тел;
  • мифических существ;
  • чертами характера;
  • с такими понятиями, как золото или огонь.

Если родители долго не могут определиться с именем для малыша до его появления на свет, то взглянув сразу же на новорожденного, они определяют его темперамент или сравнивают с чем-то, после чего соответствующе нарекают.

Список современных вариантов

Не смотря на то, что нынешние жители северного Кавказа стараются называть своих детей согласно веяниям моды , они все же не забывают своих традиций и стараются соблюдать их во время выбора имени. Большинство современных имен звучат изысканно, благородно и в будущем ребенок ассоциирует свою личность с их значением.

Последнее время очень часто регистрируются такие имена:

Как бы сильно родителям не нравилось какое-то современное имя, важно всегда учитывать его созвучность с отчеством и фамилией ребенка, чтобы все можно было легко произнести и не запутаться.

Редкие самые красивые варианты

Редкие женские имена позволяют их обладательницам почувствовать себя особенными . К тому же, это повышает самооценку и побуждает к творческому развитию. И все чаще родители предпочитают нарекать своих дочерей красивыми и одновременно уникальными именами. Такими в Абхазии считаются следующие варианты.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...