Кукла текстильная казачка своими руками. Мастер – класс: «Кукла «Донская казачка»


Старинная детская игрушка - тряпичная кукла своими руками. Авторская кукла «Донская казачка» педагога дополнительного образования высшей категории Светланы Ивановны Прокопенко, руководителя творческого объединения «Росинка» туристско - краеведческого направления МБУ ДО Центр внешкольной работы Волгодонского района Ростовской области. Возраст детей: 12-14 лет, время занятия: 2 урока по 40 минут.

Цель: создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

  • воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых - и замечательные традиции наших предков - донских казаков;
  • понятие об эффективных способах познания культурных традиций донских казаков через творческий процесс изготовления старинной детской игрушки тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;
  • развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества; развитие желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.

Оборудование: выставка предметов казачьего быта «Культурные традиции донских казаков»; книжная выставка «Образ казачки в произведениях донских писателей»; экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы»; выставка современных детских игрушек «Куклы детства моего»; экспозиция «Старинные казачьи ремесла», экспозиция «Фарфоровых кукол старинные наряды…». Современные фарфоровые куклы ручной работы»; материалы для изготовления тряпичной куклы «Донская казачка»; образец куклы «Донская казачка» ручной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовительный блок

I. Организационный этап

Основной блок

II. Подготовительный этап (подготовка восприятия нового содержания).

Сообщение темы, цели и задач занятия. Обеспечение мотивации и принятия участниками занятия цели учебно-познавательной деятельности.

Педагог. Ребята! Сегодня мы с вами прикоснемся к уникальному культурному наследию донского казачества. И более того - мы почувствуем свою сопричастность к культурным традициям донских казаков. Мы узнаем о том, как у нас на Дону появилась кукла, какое значение в жизни человека она имела, о видах кукол узнаем мы с вами сегодня, ребята. Но самое главное - мы создадим свою творческую лабораторию - свою маленькую мастерскую казачьих ремесел, в которой своими руками научимся мастерить старинную детскую игрушку - тряпичную куклу. И не просто куклу, а куклу «Донская казачка». Я думаю, что вы, ребята, еще больше полюбите свой родной донской край, свою малую Родину. Обратите внимание, ребята, на наши выставки и прочитайте простые и искренние слова признания в любви к Родине нашего замечательного донского писателя Михаила Александровича Шолохова: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался… И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего Донского края».

(Дети читают высказывание М.А.Шолохова).

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Культурологический экскурс «Кукла в жизни человека».

Педагог. Кукла… «Она - царица микрокосмоса, который отражает наш мир, но не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир, если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней». Эти удивительные слова о кукле принадлежат замечательному теоретику театра Гастону Бати.
Педагог. Ребята, задумайтесь, какой глубокий смысл таят в себе эти слова! Я предлагаю вам сделать свое исследование. Расскажите дома об этом высказывании, и вместе со своими любимыми взрослыми объясните это высказывание. Вы согласны, ребята?
Дети . Конечно. Это очень интересно.
Педагог . Молодцы, ребята! Наше знакомство с куклой продолжается.
Педагог. Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается в ней навсегда. Детство заканчивается, а любимые куклы продолжают храниться в старом бабушкином сундуке. Ведь это отражение нашей жизни. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.
Педагог. Ребята, а у вас есть дома куклы?
Дети. Да. У нас есть куклы, которые нам подарила мама, наши родственники.
Дети. У нас есть современные куклы. Они такие красивые! И такие разные!
Педагог. А вы играете в куклы?
Дети. Да. Это очень интересная игра. Кукла - это и молчаливый добрый собеседник твой, и верная подружка твоя!
Дети. Кукла - моя любимая игрушка. Я ее очень берегу! Она всегда у меня аккуратненькая, ее всегда приятно брать в руки!
Дети. У меня несколько кукол. Я с удовольствием играю в куклы со своей подругой. Какие только игры мы не придумываем с ней!
Педагог. Молодцы, ребята. Вы очень верно подметили, что кукла - это самая интересная детская игрушка. В куклы с удовольствием играли маленькие девочки - казачки. Хотя детство казачат и казачек было и не таким долгим, все дети в казачьей семье очень любили игрушки. А мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала. Куклу можно было смастерить и из глины, и из дерева, и из веточек, и из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину и самой любимой была именно обыкновенная тряпичная кукла. Она хранила тепло родных людей, потому что мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло рук матери, бабушки, няни, потому что в старину изготовление кукол было сугубо женским делом. Кроме этого обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родного дома, тепло семейного очага, ведь она всегда делались с огромной любовью старших к младшим своим.
Педагог. А как вы, ребята, думаете, почему именно тряпичная кукла была так любима детьми?
Дети. Она была удобна для игры.
Дети. Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Я представляю, как тепло на сердце становится, когда берешь в руки такую куколку!
Дети. Такую куклу можно было носить всегда с собой. Положишь ее в карманчик - и она всегда с тобой!
Дети. О кукле можно говорить бесконечно, особенно о своей любимице - кукле! Но самое главное - обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родных людей, тепло родного очага, как и было сказано сегодня на занятии.
Дети. Я считаю, что тряпичную куклу, сделанную своими руками, можно было подарить своей любимой подруге или же родственникам.
Дети. Я думаю, что можно было тряпичную куколку подарить своим родным и близким даже и на праздник.
Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, как появилась у нас на Дону тряпичная кукла? Вам нужно было провести исследование на данную тему. Кто справился с этим заданием? Расскажите о своем исследовании.
Дети. Я поработала с различными информационными источниками, в том числе и с Интернет-источниками и выяснила, что в давние-давние времена, еще задолго до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, так называемых казачьих городков (они возникли во второй половине 16 века), Дон был уже много национальным (у нас и сейчас на Дону проживают более ста национальностей, и все живут в мире), и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру, частицей которой являются и куклы. С украинцами к нам на Дон пришло гончарное ремесло, домотканые бытовые изделия, к примеру, половики (как говорили украинцы, тряпичные дорожки), и, конечно же, тряпичные куклы.
Дети. Я провела опрос по данной теме в своей родной станице и выяснила, что кукла к нам на Дон пришла вместе с теми людьми, кто давным - давно поселился у нас на Дону. Появление именно тряпичной куклы мы связываем с украинцами.
Дети. А я провела интервьюирование своих соседей и выяснила, что у представителей разных донских национальностей еще в давние - давние времена были куклы, которые выполняли различные роли: это и куклы - обереги, и обрядовые куклы, и именно игровые куклы. И у донских, и у кубанских казаков распространена была тряпичная кукла, которая к нам на Дон и на Кубань пришла вместе с украинцами.
Дети. Я с удовольствием в библиотеке изучала источники авторов М.П. Астапенко, В.С. Левченко, Е.Ю.Сухаревской и узнала о замечательных казачьих традициях, в том числе и о куклах, о видах кукол. Куклы бывают не только игровые, но есть куклы и обрядовые, и обереговые куклы. Мне очень понравилась кукла Масленичка, которая выполняет две роли, она является и обереговой, и обрядовой куклой. Я очень бы хотела научиться мастерить куклу Масленичку. Я думаю, что такая кукла заинтересует тоже всех, как и игровая кукла «Донская казачка». Мне очень хочется назвать источник, в котором вы найдете эту удивительную куклу. Это «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко и Е.Ю.Сухаревская, Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2009, с.142.
Дети. А я хочу отмерить то, что кукла в жизни человека играет значительную роль. Она имеет огромное воспитательное значение. И сегодняшнюю тему нашего занятия (как и все занятия «Росинки») я считаю очень важной и современной. Действительно, кукла - это прелестное создание, а кукла «Донская казачка» - это частичка моего родного донского края, где я родилась и живу. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я смотрю на представленную на занятии выставку, где есть удивительно трогательная куколка «Донская казачка», и таким теплом, и такой радостью наполняется мое сердце! И я хочу смастерить много - много куколок и подарить их своим родным, близким, друзьям!
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы провели серьезную исследовательскую работу, очень интересно рассказали и о назначении куклы в жизни человека, о видах кукол и о том, как к нам на Дон пришла тряпичная кукла. А какие положительные эмоции испытываете вы, ребята! Спасибо вам, ребята!
Педагог. Да, воспитательное значение куклы переоценить невозможно. Наши предки - казаки знали об этом. В старину считалось, чем сосредоточеннее и увлеченнее маленькая казачка играет в куклы, тем счастливее сложится ее взрослая жизнь. Кукол очень берегли и хранили их долго - долго. В казачьей семье куклы тряпичные мастерились не только для игры, но и к разным семейным и календарным событиям. Порой в казачьей семье кукол накапливалось до нескольких десятков. Куклы выполняли различные функции, в основе своей - это три функции. Были куклы, которые выполняли только одну функцию, но были и те, которые совмещали в себе сразу две функции. А какие именно функции выполняли тряпичные куклы, вы, ребята, уже рассказали об этом. А закрепить эти знания вам поможет старинная казачья сказка про маленькую казачку Дарьюшку да ее куколку, которую вы услышите немного позже.
Педагог. Я вижу, что вы, ребята, уже устали немного. А это значит, что подошло время нашей физминутки.

(Дети проводят физминутку).

Педагог. Продолжаем наше занятие, ребята.
Педагог. Берешь в руки старенькую детскую игрушку куклу - и теплом и радостью наполняется твое сердце. Ты вспоминаешь то, что дорого тебе с детства: твоя семья, твои друзья, твоя малая Родина. Преданный сын России, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему родному дому, к друзьям своим, к школе. И мне вспоминается мое счастливое детство, которое прошло в казачьей станице Новоцимлянской Цимлянского района Ростовской области. Я хорошо помню всех, кто был мне близок и дорог. Среди них - необыкновенная, добрая и мудрая старая казачка баба Дуня, как мы ее называли в детстве. Она рассказывала нам, мне и моим маленьким одноклассницам (я тогда была ученицей еще начальной школы), старинные казачьи сказки. Я приведу вам лишь эпизод из этой сказки. А вы, ребята, подумайте да скажите, о какой кукле идет здесь речь.

Эпизод старинной казачьей сказки, рассказанной донской казачкой бабой Дуней (станица Новоцимлянская, Цимлянский район, Ростовская область; жаль, баба Дуня, Евдокия Николаевна Плахова, уже ушла из жизни)

Жил-был казак донской. И была у него жена - красивая да статная донская казачка. Да была у них в семье дочка Дарьюшка. Жили они в ладу, в мире да согласии. Но пришла беда в семью - занемогла Дарьюшкина матушка. Перед смертью подозвала она к себе дочку и гутарит ей: «Чадушка ты моя, доченька моя любимая. Оставляю я тебе куколку тряпичную, береги ее. Носи ее всегда с собою. Она тебе и защитница, и советчица будет всегда. И все в твоей жизни сложится хорошо». Сколько бед выпало на Дарьюшкину долю! Но замечательная казачка Дарьюшка все жизненные невзгоды преодолела. И, как положено в старых добрых сказках, все в ее жизни сложилось хорошо, потому что скромную и добрую Дарьюшку всегда оберегала матушкина куколка.

Педагог. Понравилась вам, сказка (эпизод), ребята?
Дети. Сказка очень-очень понравилась! Я люблю читать или же слушать сказки, они учат только доброму и хорошему!
Дети. Очень бы хотелось услышать всю сказку!
Педагог. Хорошо, ребята, в дальнейшем мы вновь вернемся к этой замечательной старинной казачьей сказке. Я очень хорошо помню, как мы просили в детстве бабу Дуню, чтобы она помогла нам сделать куколку, такую, как подарила своей Дарьюшке ее матушка, чтобы и в нашей жизни все сложилось хорошо. И вместе с бабой Дуней мы мастерили кукол. И все они были без лица. Мы просили бабу Дуню, чтобы она нарисовала лица нашим куклам. А баба Дуня отвечала: «Не положено ей быть с лицом. Берегите эту куколку. И все в вашей жизни будет ладно».
Педагог. О какой кукле, как вы думаете, ребята, идет речь в сказке про Дарьюшку?
Дети. Это кукла особенная. Мы уже говорили сегодня на занятии о таких куклах. Эта кукла предназначена не для игры.
Дети. Да, верно, это не игровая, а обереговая кукла.
Дети. Это дух материнского рода, оберег.
Педагог. Молодцы, ребята! А почему куклы в старину мастерились без лица?
Об этом мы тоже говорили сегодня.
Дети. Все старинные куклы были без лица, чтобы недобрые силы не смогли вселиться в куклу и навредить человеку.
Дети. И я читала в книгах, да еще и в Интернете находила интересные сведения о старинных куклах. Все куклы в старину делались без лица, чтобы злой дух не смог вселиться в куклу и не смог принести вреда никому.
Дети. Я хочу подытожить, что все наши исследования, которые мы провели о кукле, подтверждают все сказанное здесь ранее.
Педагог. Молодцы, ребята! Я вижу, как интересна вам тема нашего занятия. Я рада, что она трогает ваши детские души и не оставляет равнодушными ваши маленькие сердца, сердца юных граждан нашего великого российского государства, частичкой которого является наш родной Донской край (Ростовская область).
Педагог. А сейчас, ребята, давайте внимательно рассмотрим представленную на нашем занятии экспозицию «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы» да выполним такую творческую работу: «Каково назначение представленных в экспозиции кукол? Чем похожи и чем различаются данные куклы?» Вы готовы провести свое исследование, ребята?
Дети. Конечно, нам очень интересно провести свое исследование о куклах.
Дети. Мы готовы приступить к этой замечательной творческой работе.

2. Экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы».

(Дети выполняют творческую работу на основе представленной экспозиции кукол).

Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы так интересно выполнили задание! Я уверена, что вы и дома, ребята, с таким же удовольствием расскажите о нашем занятии.

3. Обзор представленных на занятии выставок.

(Дети совместно с педагогом проводят обзор представленных на занятии выставок).

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Творческая работа «Старинные и современные куклы».

(Дети под руководством педагога делают сравнительный анализ старинных и современных кукол, используя экспонаты представленных на занятии кукол).

2. Подготовка материалов для изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

(Дети раскладывают материал, подготовленный для изготовления куклы. Комплект материала к занятию по изготовлению тряпичной куклы дети формируют заранее) .

1. Лоскут белой (светлой) ткани 20х20см. для верхней части туловища куклы.
2. Лоскут цветной ткани 30х30 см. для нижней части туловища куклы.
3. Лоскут цветной или однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 20х20 см.
4. Тесьма красного цвета или полоска ткани красного цвета (повойник) для платка, длина 15 см., ширина 1-2 см.
5. Тесьма цветная или полоска однотонной яркой ткани для пояса завески (фартука, передника), длина 20 см., ширина 2-3 см.
6. Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.
7. Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).
8. Игла швейная.
9. Ножницы.
10. Вата (50 гр.) для наполнения куклы.

V. Этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение

Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка»

Педагог. Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка» очень проста. В основе ее - узелок. В нашей куклу всего два узелка, один узелок - для верхней части туловища куклы, а второй - для нижней части туловища куклы. Вы, ребята, ранее обратили внимание на то, что представленные в экспозиции «Виды кукол. Обереговые, обрядовые, и игровые куклы» куклы обереговые и обрядовые изготовлены по технологии «кукла - свертка». А игровые же куклы - по технологии «кукла-узелок». На основе узелковой технологии, ребята, мы и будем мастерить наша игровую куклу «Донская казачка». И так, ребята, приступаем к увлекательному процессу изготовления старинной детской игрушки - тряпичной куклы в нашей маленькой мастерской казачьих ремесел.

  1. Берем лоскут белой (светлой) ткани для верхней части туловища куклы. В середину кладем плотный комок ваты для изготовления головы куклы. Делаем голову куклы, не допуская грубых складок на лице тряпичной куклы, ниткой перевязываем ткань на месте шеи куклы.
  2. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань, формируя ладони куклы, перевязываем ниткой на расстоянии 2-2,5 см. от края. Получаем руки куклы.
  3. Внутрь верхней части туловища куклы вкладываем немного ваты, формируя верхнюю часть туловища, затем закрепляем ниткой по талии куклы.
  4. Полоску красной ткани (повойник) повязываем вокруг головы куклы.
  5. Берем лоскут ткани для нижней части туловища. Загибаем на нем по очереди четыре конца к середине (можно сформировать круг, обрезав эти лишние концы), стежком вперед присобираем края, подтягиваем нитку, получается юбка.
  6. Внутрь получившейся юбки вкладываем вату.
  7. Верхнюю часть куклы вставляем в юбку и, аккуратно подтягивая нитки, завязываем. Затем пришиваем юбку к талии.
  8. Привязываем ниткой завеску (фартук, передник) кукле, затем вверху завески (фартука, передника) привязываем поясок.
  9. На голову куклы повязываем платок (или косынку).

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески (фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

Готовя материалы для изготовления куклы, следует подбирать так цвета ткани, чтобы они гармонировали друг с другом, тогда кукла будет выглядеть особенно нарядной.

VI . Этап обобщения и систематизации знаний

Выставка кукол, изготовленных своими руками во время мастер - класса

VII . Контрольный этап занятия

Сравнение результатов творческой работы по изготовлению тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Итоговый блок

VIII . Итоговый этап занятия

Оценка успешности занятия.

IX . Рефлексивный этап занятия

Самооценка выполненной работы: изготовление тряпичной игровой куклы «Донская казачка» своими руками.

X . Информационный этап занятия

Определение перспективы деятельности.

Список литературы

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 - 20 веков. - Батайск, 2002.
  2. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. - М., 2007
  3. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. - М., 1994
  4. Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. - М., 1993
  5. Не от скуки - на все руки. - М., 1994
  6. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. - Ростов-на-Дону, 1979.
  7. Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. - Ростов-на-Дону, 2009
  8. Юрина Н. Игрушки. - М., 1999

Выбрать раздел

Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:

  • - или на сайте
  • - Перейти на страницу подачи публикации
  • - Оплатите организационный взнос (250р).
  • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
  • - Прикрепите файл с публикацией к заявке.
  • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.

Условия публикации:

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:

  • Дошкольное
  • Начальное общее
  • Основное общее
  • Среднее (полное) общее
  • Среднее профессиональное
  • Высшее
  • Дополнительное

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

Посмотреть свидетельство:

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

Мастер класс для педагогов "Изготовление бережной куклы "Донская казачка""

Дата публикации: 02.07.18

Мастер – класс для педагогов «Изготовление бережной куклы «Донская казачка».

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Я предлагаю вам принять участи в нашем мастер-классе:«Кукла «Донская казачка» немного отдохнуть, погрузится в детские воспоминания и изготовить куклу своими руками.

Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается там навсегда. Детство заканчивается, а любимая кукла хранится в сундучке. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.

Кукла в жизни ребенка играет большую роль, имеет воспитательное значение.

В программе, по которой я работаю один из разделов посвящен тряпичной кукле.

Цель этой работы: Создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

  • воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;
  • понятие об эффективных способах познания культурных традиций донских казаков через творческий процесс изготовления старинной детской игрушки тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;
  • развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества; развитие желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.

Во время занятий я знакомлю детей с традициями и обычаями Донских казаков, с их бытом. Мои воспитанники шьют костюмы, платья для кукол. Шьют самих кукол, а потом играют с ним или дарят их своим друзьям и близким.

Мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала: из глины, из дерева, из веточек, из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину была именно обыкновенная тряпичная кукла. Мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло материнских рук, тепло родного дома и семейного очага.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

МИНИ-БАР "ХОХОЛ" - ЗАНАЧКА ДЛЯ БУТЫЛКИ

Мастер-класс от Юлии Лазаревой

Итак, нам потребуется сама бутылка, под которую будет делаться заначка; пластиковая бутылка, - в моём случае это трёхлитровая прямоугольная бутылка, на обычную бутылку 0,5 потребуется пластиковая 1,5-2 литровая, на 0,7 - 2-2,5 литровая (надо смотреть непосредственно по бутылке того, на что готовится заначка); ткань белая и синяя креп-сатин или атлас; толстые любые нитки; поролон; синтепон; толстая проволока; тесёмка; лента красного цвета; телесные колготки 40 ден; и небольшой кусок плотной ткани красного или чёрного цвета.

Первое, что мы делаем - обрезаем верхушку пластиковой бутылки. Я обрезала таким образом, чтобы подложить на дно ещё ….не знаю как это называется, - не пенопласт, но что-то очень похожее. Делать это не обязательно, мне надо было это сделать, чтобы бутылка спиртного стояла повыше (хохол обещал получиться крупным, толстым, поэтому надо было, чтобы он при этом не был коротким).


Далее, мы отрезаем прямоугольник поролона толщиной 1-1,5 см. Ширина прямоугольника должна в стык обернуть бутылку, а длина должна быть с расчётом на то, чтобы её хватило завернуть полностью вовнутрь. Но опять же - надо смотреть какая у вас бутылка и какая основа под бутылку, возможно не потребуется закладывать внутрь поролон. В этом случае нужно будет обрезать поролон только на длину самой пластиковой бутылки.


Теперь сшиваем поролон встык, аккуратность тут не особо требуется, поскольку всё закроется. Низ поролона у дна бутылки прошить через край и стянуть, верх - то же самое. Ту часть поролона, которую вкладываем в бутылку, сшивать не надо, потому что его ещё надо подкорректировать - лишнее обрезать, чтобы не было внутри бугров, потом можно под поролон немножко налить клея, чтобы он не елозил.

Толстой ниткой перетягиваем примерное место талии хохла - это для нашего удобства.

Теперь натягиваем чулок на эту конструкцию. Поскольку у меня большая бутыль, я взяла самую верхнюю часть колготок. Для меньшего объёма потребуется та часть колготок, которая должна натягиваться на ногу. Вкладываем кусочек синтепона выше талии - это будет пузо, и на противоположную сторону, только уже ниже талии вкладываем кусочек синтепона, чтобы выделить попу нашего хохла. Чулок затягиваем на самом дне бутылки, а сверху через край пришиваем к поролону.

Из проволоки делаем заготовку рук. Обматываем его поролоном и синтепоном.

Далее прошиваем на машинке ладошку, натягиваем на заготовку. Полоску чулка так же прошиваем и натягиваем на оставшуюся часть рук (её не будет потом видно, поэтому можно использовать резинку от капроновых колгот). На ладошках прошиваем ямочки прямо насквозь.

Пришиваем ручки к туловищу как показано на фото.

Теперь отрезаем три кусочка белой ткани - рукава и ту часть, которая будет одеваться на туловище (эта же часть будет вкладываться внутрь бутылки). Её нужно сложить вдвое и сшить такой своеобразный мешочек с рукавами, как показано на фото. Рубаха должна получиться свободненькой, - на фото видно.


Одеваем этот мешочек на нашего будущего хохла, затягиваем рукавчики. По талии закалываем иголочками.

Теперь отрезаем прямоугольник синей ткани для штанишек. Он должен быть шире самого хохла. Сшиваем его и на противоположной стороне от шва сделать строчку на машине. Шов и противоположную строчку от талии и почти до низа нужно пришить к поролону, - это будет имитация ног. Низ и верх будущих штанишек прострочить на машинке при слабом натяжении нити, чтобы потом можно было затянуть на талии и внизу у дна бутылки. К основе пришиваем их вручную аккуратненько.



Теперь талию оборачиваем лентой и пришиваем краешек ленты к телу.

Теперь приступаем к голове. Голова у нас будет одеваться на горлышко бутылки, соответственно в голове должна быть дырка. Основу дырки для меньших объёмов я делала из роликов, которые остаются от бумажных полотенец или туалетной бумаги, когда они заканчиваются. Но в данном случае ролик не подошёл по размеру. Пришлось искать что-то другое, я решила использовать верхушку от 1,5 литровой пластиковой бутылки (ничего другого на ум не пришло). Отрезаем кусок поролона, чтоб его хватило обернуть один раз нашу верхушку и вложить вовнутрь верхушки.

Обернули встык, зашили, внутрь налили немного клея и приклеили вложенную часть поролона. Вот такой кулёчек у нас получился.


Этот кулёчек нам нужно теперь обернуть синтепоном. Отрежем кусочек капроновых колготок, натянем на нашу будущую голову. Верхушку колготок заколем булавкой на макушке (не зашиваем пока!). Через низ вложим кусочек синтепона для носика.

Теперь булавочками намечаем места будущих утяжек носа. На фото я отметила их цифрами. Сначала несколько раз прошить из 1 во 2. Потом из 2 переходим в 3, не обрезая нитки. Теперь несколько раз из 3 в 4.

Нитку не обрезаем. Намечаем булавками ноздри. Это будет точки 5 и 6. Из точки 4 переходим в точку 5, прошиваем несколько раз. Выходим в точке 4, переходим в точку 3, и из точки 3 переходим в точку 6. Так же несколько раз прошиваем. Выходим в точке 3. Нам нужно сделать крылья носа. Для этого из точки 3 нужно в эту же точку вернуться через точку 5, но нитка при этом проходит сверху. Затянуть. Теперь из точки 3, перейти в точку 4. И так же делаем вторую сторону - из точки 4 вернуться в точку 4, через точку 6, нитка сверху. Затянули.

Теперь сами ноздри. Наметить булавочками, как показано на фото и утягиваем - из точки 3, перейти в т.5 и вернуться в точку 3 через левую булавочку, нитка сверху. Затем перейти в т.4, из неё перейти в т.6 и вернуться в т.4 через правую булавочку….когда будете делать, будет понятно. Нитку не отрезаем. Если закончилась нитка, аккуратно завязываем узелок и уже с новой ниткой переходим к следующему этапу.

Теперь через низ чулка вкладываем кусочки синтепона, формируя лицо - щёчки, подбородок, губы. Намечаем точки утяжек, как показано на фото. Из точки 7 переходим в точку 8 и обратно, так несколько раз. Потом из точки 8 переходим в точку 10 нитка сверху и выходим в точке 9. Затягиваем и несколько раз прошиваем точки 9 и 10.

Теперь через верх чулка вкладываем два кусочка синтепона для ушек. Делаем «заметочки» булавками на середине основания ушка и прошиваем эту точку нитка сверху - снизу и сверху. На фото должно быть понятно.

Вот что должно получиться.

Делаем чуб. Обрезаем сверху лишнюю часть чулка, оставшуюся по краю прошиваем стежками, берём прядку волос и вместе с этой прядкой затягиваем нить. Ещё несколько раз аккуратно закрепляем, завязываем узелок и обрезаем нитку.

Ещё две прядки пришиваем на место усов.

Теперь низ чулка можно затянуть, вложить внутрь головы и пришить, протянув нитку через горлышко и выводя иголку на макушку.

Пришиваем тесьму на место ворота, но это надо делать, примерив тесьму при наличии головы на своём месте.

Из плотной красной ткани вырезаем овал на дно хохла и четыре полуовала на боты. Сшиваем полуовалы, выворачиваем, набиваем синтепоном и пришиваем ко дну бутылки. Сверху - закрываем овалом такой же ткани и пришиваем.

Ну и всё….Румяним щёки, рисуем акриловыми красками бровки и ВУАЛЯ!!! Наш гарный хлопец готов!


Практическая часть.

Тема: «Изготовление куклы – закрутки».

Мастер-класс с участниками форума.

Сценарий мастер-класса.

Цель: научиться выполнять кубанскую тряпичную куклу -закрутку на основе традиционной технологии.

Я хочу познакомить вас с кубанской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.

Берём лист бумаги формат А4 скручиваем в трубочку, фиксируем ниткой и завязываем на узелок.

– Взяли кусочек синтипона размером 3х3 см, скатали его в шарик, Этот шарик кладем на кусочек ткани белого цвета размером 20х20см.

Потом прикладываем на верхнюю часть трубочки, фиксируем ниткой и завязываем на узелок. Получилась голова. Оттягиваем противоположные углы белой ткани в стороны, фиксируем ниткой угол приблизительно на 1,5-2 см и завязываем на узелок нитку. Это получились «руки» куклы.

Отложили то, что получилось в сторону.

Берём любую цветную ткань размером 15х15 см, складываем попополам и стягиваем нитку, проложенную внутри, на поясе. Это у нас получилась «юбка».


Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги, блогеры, все, кто следит за реализацией межрегионального проекта "Народные куклы нашего края"!

Проект набирает обороты! Коллеги из г.Тулы уже провели два мастер-класса. Прочитать о них вы можете в блогах Наталии Викторовны Кузнецовой и Натальи Владимировны Ефремовой .
Сегодня прошла встреча, на которой мы изготавливали уже вторую куколку. Но эта встреча была не совсем обычной! А все потому, что мы ходили в гости к настоящим казачатам в СОШ № 53 г.Краснодара. Обо все по-порядку...

Идея провести МК с казачатами родилась у нас с Еленой Валентиновной сразу, как только мы определили, что будем делать куклу-Казачку. Самойлова Надежда Александровна , классный руководитель казачьих классов, ПОБЕДИТЕЛЬ конкурса "Лучший блогер - 2016" в номинации "Блог класса или группы" с радостью подхватила нашу идею, мы обсудили детали и назначили дату. Подготовка заняла несколько дней. Нам нужно было сделать деталь тулова, и подготовить весь необходимый материал, а также сделать презентацию. Все успели.

Ведь когда работаешь в команде, и веселее, и быстрее!

Спасибо за сотрудничество, Елена Валентиновна!

Никак не начну рассказ о самом мастер-классе....

Пришли мы в 53-ю чуть раньше назначенного времени, но все ребята были уже на местах и ждали только нас. Пока мы начали небольшую подготовку, а именно доставали наши подготовленные для каждого участника наборы необходимых материалов, ребята с большим интересом облепили нас. Им было интересно все) Они старались все рассмотреть, расспросить.

Елена Валентиновна сразу включилась в работу. Она рассказывала ребятам очень интересные "штучки", особенности изготовления тряпичных кукол, историю создания, легенды.... пока я настраивала презентацию.

Начала я. Прям как настоящий урок. Рассказала ребятам, что наша Кубань богата природными материалами и полезными ископаемыми, именно поэтому здесь много умельцев и очень много ремесел, характерных именно для нашего региона. Таких как лозоплетение, гончарное дело, деревообработка, ковань, ткачество и вышивка. И с помощью загадки, ребята поняли нашу практическую направленность (хотя они конечно уже все догадывались, что мы будем делать кукол). А далее я показала небольшой ролик, в котором говориться об особенностях кубанских кукол, затем мы с ребятами обсудили его. Предлагаю и вам посмотреть.

А Надежда Александровна рассказала ребятам сказку... Заслушалась и я...

Как четко она подобрала ее, попала точно в цель, а именно в сердца ребят и моё тоже. Обязательно прочитайте ее сообщение "А расскажу-ка я вам..."

А потом мы повторили правила ТБ и принялись за работу. Предлагаю и вам подробный мастер-класс по созданию куклы "Казачки-хозяйки".

Елена Валентиновна демонстрировала ребятам шаг за шагом все действия, а я уже была на подхвате, помогала всем.

Очень рада, что не смотря на свою большую занятость к нам смогла присоединиться Анна Борисовна Ткаченко, директор школы, автор блога "Директор.ru" .

Сначала мы одели рубаху.

Затем сделали рукава.

Подпоясали рубаху.

Дошло дело до юбки. Елена Валентиновна показала, как правильно нужно сложить лоскут ткани, приготовленный для юбки. Тяжеловато было ребятам равномерно распределить ткань вокруг тулова, но они все справились.

Они получились очень красивые. Тут ребята справились все быстро и даже без помощи педагогов.

Осталось дело за малым. Повязать платок. Но под платком было принято носить ОЧЕЛЬЕ. У нас все должно быть правильно, сначала очЕлье, потом платок.

Ну вот точка поставлена. Все довольны. Хвалятся своими куколками.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...