История национального костюма. Как казаки переняли одежду черкесов? Национальная одежда казаков От древности - до наших дней


обер-офицеры (младшие офицеры) - есаул , сотник , хорунжий :

В дальнейшем эта система воинских званий (чинов) в казачьих войсках больше изменений не терпела. В 1880 году вводится чин подхорунжего. В 1884 году чин подполковника заменяется чином войскового старшины, который раньше соответствовал армейскому майору, и введен чинподъесаула, равный штабс-ротмистру в армейской кавалерии.

При Александре III

В царствование Александра III проводилась большая работа по перевооружению казачьих войск. После успешных испытаний в конные полки и батареи стали поступать усовершенствованные шашки образца 1881 года, изготовлявшиеся на Златоустовской оружейной фабрике. Стальной клинок этих шашек был небольшой кривизны, однодольный, с обоюдоостро заточенным концом. Рукоять изготавливалась из дерева твердой породы, на которое наносили поперечные желобки, украшалась она латунными головками и нижней оковкой. В головке делалось отверстие для крепления темляка. Ножны были легкие, деревянные, с двумя обоймицами и наконечником, обтянутые черной кожей. Общая длина оружия составляла 950 мм, длина клинка 810 мм при ширине 30 мм. Офицерская шашка отличалась разнообразием конфигураций нижних частей головок эфесов, трехдольным клинком, вызолоченными металлическими деталями и иными размерами - общая длина 980 мм, клинка -810 мм.
Оружие кавказских казаков оставалось прежним, но качество его ухудшилось, к тому же простую, мягкую кожаную верхнюю часть ножен настолько перегрузили металлической отделкой, что при дожде в них попадала вода, портя клинки. Было признано необходимым разработать новый образец кавказской шашки и приступить к его серийному выпуску на оружейных фабриках.
Казачьи пики старой модели постепенно утратили свои боевые свойства - железные наконечники (копья) от постоянного втыкания в землю (из-за отсутствия подтока) быстро затуплялись, древки, сделанные из сосны и ели, ломались, копья прикрепляли к древкам при помощи проволоки, что было непрочно. Возникла настоятельная потребность в создании новой пики. В результате после испытаний остановились на образце, предложенном генерал-майором Хрещатицким. Эта пика и была одобрена для массового производства.
Все офицеры перевооружались револьверами Смита-Вессона третьего образца со шпорой - упором для среднего пальца на спусковой скобе, с мушкой, изготовленной вместе со стволом из одного куска металла, а также рядом других конструктивных новшеств; полная длина револьвера равнялась 306 мм, при стволе 167 мм, вес достигал 1,1 кг.
Значительно совершеннее стало казачье снаряжение . Военный опыт последних лет показал непригодность поясных портупей. В свое время их ввели для гвардейских казаков, так как плечевые портупеи перетирали грудные нашивки на их мундирах, позже для единообразия новые поясные портупеи распространили на все войска (кроме кавказских). В боевых походах, когда казакам приходилось преодолевать до 120 км за сутки, боковые ремни обрывались, а поясные сильно сдавливали живот; у офицеров, кроме того, подвешенные тяжелые « смит-вессоны » усиливали нагрузку, терлись о мундир и протирали его. С отменой в гвардии нагрудных шнуров ношение поясных портупей становилось совершенно неоправданным.
В 1881 году для казаков была установлена плечевая кожаная портупея (в гвардии белая, в войсках черная). Она состояла из трех сыромятных ремней, одной пряжки и двух кнопок. Короткий плечевой ремень (48 см) заканчивался с одного конца металлической пряжкой, а на другом были пробивные отверстия для застегивания на железно-луженую кнопку с двумя головками. Длинный плечевой ремень (155 см) делался с такими же отверстиями и кнопкой, а также дырочками для застегивания на пряжку. Соединительный ремень (14 см) связывал прорези, сделанные в обоих плечевых ремнях, и, огибая эти ремни два раза, пропускался в свои, сгибы на каждом плечевом ремне, образуя по плоскому узлу с концами.
Одновременно с новой портупеей вводился казачий патронташ на 18 гнезд для патронов винтовки Бердана. Прежние патронные подсумки хотя и были удобны, но в боевых условиях, когда они часто намокали и потом высыхали, они съеживались и сильно сдавливали коробки, что затрудняло доставание патронов. Новый патронташ состоял из непромокаемого парусинового корпуса с двумя короткими ремешками длиной 45 см и шириной 4 см, кожаной черной крышки с кнопками белого металла для застегивания ремешков - одного короткого ремня с железной крашеной красной пряжкой и длинного ремня с дырочками (в гвардии белого, в войсках черного цвета). Патронташ носили через плечо на груди, с ремнем под левым погоном.
Для офицеров также вводились плечевые портупеи, но несколько измененные и обшитые серебряным или золотым галуном. Патронташи на 20 револьверных патронов стали чуть короче (в длину 17 см и в высоту 5,5 см), крышка выступала за край коробки. Кобуры остались прежние, у кавказских казачьих офицеров для револьвера « смит-вессон » допускались кобуры местного изготовления, с серебряными накладками.
В 1889 году, были внесены незначительные изменения в конструкцию и украшение гвардейской лядунки. Так, на боковых сторонах коробки для пристегивания к портупее установили металлические ушки, обшивку на коробку и крышку отменили, у перевязи на концах приделали металлические крючки, которые продевались в ушки.

При Николае II Вооружение казаков в XX веке стало более совершенным. Шашки изготавливались на Златоустовской оружейной фабрике и были высокого качества. В основном в полки поступали модели 1881 года. Кавказское казачество получило в 1904 году новый образец холодного оружия. Шашка имела стальной двухдольный клинок небольшой кривизны, заточенный обоюдоостро; эфес, состоящий из двух щечек буйволового рога, скрепленных с клинком тремя заклепками, пропущенными через отверстие в щечках и стебле клинка (ручка уходила в ножны по головку); ножны из дерева, обтянутые лакированной кожей, с тремя металлическими обоймицами и наконечником (от нижней обоймицы и до конца ножны могли покрываться вощанкой - парусиной, пропитанной воском и ярью). Шашка достигала в длину 920 мм при длине клинка750 мм и ширине 35 мм. Наградные шашки отделывались чернью с позолотой, головка рукоятки также украшалась. В широком употреблении было и разрешенное в 1909 году « дедовское » оружие, удовлетворяющее современным требованиям, кавказские шашки азиатского образца (с костяными рукоятями обычного типа).
Кавказский кинжал модели 1904 года с копьевидным очертанием клинка, обоюдоострыми краями средней части, длиной 550 мм имел рукоятку из буйволового рога с металлическим наконечником овальной формы и ножны, покрытые черной лакированной кожей, на которые прикреплялся металлический набор, состоявший из верхнего и нижнего наконечников (последний заканчивался круглой пуговкой).
Наибольшие изменения претерпело казачье колющее оружие. Отличительной особенностью поступавшей с 1901 года в войска пики было трехгранное ножевое копье (с трехдольным лезвием) из закаленной стали. Оно насаживалось на древко в более глубокую трубку, охватывая его, кроме того, тремя лопастями разной длины, имевшими на концах отверстия, через которые копье закреплялось на древке винтами, а сверху насаживалось нагнетательное кольцо. Пика имела подток, ножной ремень и кожаный темляк. Древко выкрашивалось в войсках в черный или защитный цвет, в гвардии - в красный , светло-синий, малиновый и желтый (по парадному мундиру). В длину пика достигала 2800 мм и весила 2,4 кг.
Арсенал офицерского холодного оружия был намного богаче: золотые Георгиевские и Анненские наградные шашки, гвардейские сабли, кавказские шашки различных образцов, кинжалы и другие.
Наградное оружие отличалось от обычного наличием специальных знаков орденов св. Анны и св. Георгия, особой отделкой, надписями и темляками. Так, Анненские шашки имели позолоченный металлический прибор и гравировку « За Храбрость » в верхней части эфеса. Знак ордена св. Анны 4-й степени размещался на казачьих шашках - на устье ножен с лицевой стороны, а с 1911 года на нижней оковке рукоятки; на кавказских шашках - на устье ножен с лицевой стороны, так как нижняя оковка рукоятки утопала в ножнах, на кавказских шашках азиатского образца - вверху головки эфеса. К этим шашкам полагался темляк цветов орденской ленты с серебряной кистью на конце. Георгиевские шашки изготавливались со сплошным золотым (позднее позолоченным) эфесом и прибором, со специальным орнаментом на верхнем наконечнике рукоятки, обоймице, гайках и нижнем наконечнике ножен. Миниатюрный эмалевый крестик ордена св. Георгия прикреплялся у казачьих и кавалерийских шашек азиатского образца на наружной стороне нижнего наконечника рукоятки; у кавказских шашек - на лицевой стороне верхнего наконечника рукоятки или в верхней части головки эфеса. Надпись « За Храбрость » делалась по верхнему краю верхнего наконечника эфеса слева направо, либо в этом месте устанавливалась пластинка в виде закругленной ленточки с аналогичным текстом. На шаш- : ку завязывался темляк цветов Георгиевской ленты с серебряной кистью. Если: офицер, удостоенный Георгиевского оружия, имел еще орден св. Анны 4-й степени, то на шашке на устье ножен с лицевой стороны мог размещаться знак и этого ордена.
В гвардейских казачьих частях после разрешения служить с « дедовским » оружием офицеры в каждом полку для ношения вне строя выработали свой образец холодного оружия. В Лейб-Гвар-дии Казачьем полку взяли за основу старинную турецкую саблю с серебряным эфесом и крестовиной, украшенными различными узорами и выпуклым вензелевым изображением имени императора (в царствование которого получен первый офицерский чин) на тыльной стороне верха рукоятки. Ножны были деревянные, обтянутые красным сафьяном, с прорезным металлическим прибором, существовавшим у сабель образца 1798 года.
В Лейб-Гвардии Атаманском полку предпочтение отдали сабле с дужкой, бигелем, боковыми держателями и медным набалдашником (в верхней части кожаной рукоятки) в виде орлиной головы. Ножны делались из дерева, обтягивались светло-синим бархатом, на них насаживался никелированный прибор с двумя фигурными прорезями.
В Лейб-Гвардии Сводно-казачьем полку на вооружении была старинная восточная сабля с эфесом слоновой кости, серебряной крестовиной, на которой помещался императорский вензель, и серебряной цепочкой, соединявшей крестовину и верх головки рукоятки. Ножны были похожи на « атаманские », но делались с другим фигурным вырезом, обтягивались малиновым бархатом и дополнялись позолоченными украшениями.
В Лейб-Гвардии 6-й Донской казачьей батарее выбрали себе казачью саблю времен императрицыЕкатерины II. Отличие составляли только ручка, обтянутая черной кожей и перевитая позолоченной проволокой, вензелевое изображение имени императора на тыльной стороне верха эфеса, восьмигранная шишечка с пояском на конце бигеля и полностью позолоченный металлический прибор.
Все эти сабли (клычи) изготовлялись в Санкт-Петербурге, в частной оружейной мастерской « Шаф и сыновья ».
Офицеры Императорского конвоя имели по нескольку разнообразных кавказских шашек с высококачественными клинками и ножнами, обтянутыми алым суконным чехлом, расшитым кавказским гвардейским галуном. Кавказские кинжалы были богато отделаны позолотой, чеканкой, гравировкой, чернью, цветной эмалью.
Офицеры казачьих войск получили шашки образца 1910 года. От прежних моделей они отличались пластмассовой или деревянной черного цвета рукояткой с поперечными желобками, выпуклым вензелевым изображением имени императора, в царствование которого получен первый офицерский чин. Общая длина оружия-950 мм при длине клинка 780 мм и его ширине 30 мм.
Для Терского и Кубанского казачьих войск установили офицерское оружие кавказского и азиатского образца.
Азиатские шашки общей длиной 900 мм изготавливались из литой стали, с рукояткой из дерева или буйволового рога с насаженными верхним и нижним наконечниками и средней оковкой, деревянными ножнами, обтянутыми черной кожей, с прибором (верхним устьем, двумя гайками и наконечником).
Кавказские шашки достигали в длину 750 мм и отличались тем, что их ножны имели в верхней части раструб, в который помещалась рукоятка вплоть до верхнего наконечника.
Все шашки украшались по латунному или белого металла прибору особыми, установленными приказами рисунками, на верхних наконечниках рукояток вы-штамповывалось вензелевое изображение Николая II, на клинках выгравиро-вывались с одной стороны вензелевое изображение имени императора, в царствование которого получен первый офицерский чин, с другой - государственный герб.
Существовал еще один образец азиатской шашки общей длиной до 1000 мм, с рукояткой из буйволового рога, в которой ширина передней части равнялась широкой части клинка, задняя - образовывала сердцеобразную головку; ножны из дерева с гнездом для помещения клинка и рукоятки вплоть до ее головки, в верхней части обтянутые черной лакированной кожей, в нижней - вощанкой. На коже устанавливался набор из верхнего и нижнего наконечников и верхней и нижней гаек с особым рисунком.
Офицерский кавказский кинжал по размерам не отличался от казачьего. Его особенностью был серебряный или мельхиоровый прибор с чернью по кавказским орнаментам.
Стрелковое оружие стало более совершенным. Новая казачья трехлинейная винтовка образца 1891 года, сконструированная С. И. Мосиным, по своим качествам превосходила иностранные модели того времени. Она отличалась простым и удобным затвором, оригинальным магазином, имела боевую скорострельность 10-12 выстрелов в минуту при дальности 2000 м, наилучшем результате с 400 м. В 1910 году на винтовке установили новую прицельную рамку, предложенную В. П. Коноваловым.
С 1896 года войсковые офицеры, вахмистры, фельдфебели и казаки Императорского конвоя получили семизарядный трехлинейный револьвер системы Нагана, обладавший высокими боевыми качествами - надежностью работы всех механизмов и значительной мощностью. В войсках употреблялись револьверы двух образцов - с ударно-спусковыми механизмами двойного (офицерские) и одинарного действия (солдатские). У последних в конструкцию была включена деталь, препятствовавшая самовзводной стрельбе. Револьвер имел калибр 7,62 мм, общую длину 234 мм при длине ствола 114 мм и весил 750 г.
Нововведением в казачьих войсках стали станковые пулеметы систем Максима и Гочкиса. Они перевозились на лошадях в специальных вьюках, обладали высокой боевой скорострельностью (250-300 выстрелов в минуту), непрерывностью и интенсивностью стрельбы (до 500 выстрелов без смены ствола) на дальность до 2000 м.
Перевооружение войск повлекло за собой и введение нового снаряжения. Казачья плечевая портупея теперь состояла из шести ремней: длинные плечевой па-совый и соединительный ремни загибались на одно треугольное кольцо и прострачивались; на второе кольцо приделывались другой конец соединительного ремня, короткие пасовый и плечевой ремни : под концы короткого плечевого ремня, сведенные на нет, подкладывался гаечный ремень , который затем прострачивался. В гвардии портупея была белой, а в войсках - черной кожи.
Казачий нагрудный патронташ не претерпел существенных изменений. Его корпус внутри поделили на шесть равных гнезд, в которых размещались в обойме пять патронов к трехлинейной винтовке. Устанавливался (на военное время) поясной патронташ, отличавшийся от первого только тем, что вместо ремней имел на задней стенке корпуса три нашитые петли. В гвардии патронташ окрашивался в Вахмистров, фельдфебелей и казаков Императорского конвоя вооружили солдатскими револьверами, к которым полагалась кобура . На ее переднем корпусе пришивалась патронная сумка с застежным ремешком. На задней части укреплялись две носильные петли и один застежной тренчик.

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар.

Делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска - донские, терские, уральское и т. п.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Русские народные костюмы

Субтитры

Элементы

По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:

  • широкие шаровары на учкуре;
  • бешмет (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;
  • суконный верхний кафтан, по названию «чекмень » - на Дону, «керея» - у запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Гоголь упоминает о казачьих жупанах синего, красного и желтого цветов. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, то есть подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у торков-узов;
  • на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию).

Форменная одежда

Знаки отличия

Донские казаки

Для XVIII в. одежду донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье носят совсем татарское, парче-вое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком» . По его рисункам, кроме сапог, казаки носили и легкую обувь - чирики. О донских казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, наподобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами» . «Нынешние же, по большей части старшинские и богатых казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и красной бумажной пряжей» . Верхнее платье казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной - по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой» .

Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему - в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями» . «На ногах носят чулочки. или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы - черные» . Головные уборы казачек, по зарисовкам Ригельмана, напоминают по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами.

Некрасовцы

Советник Константинопольского посольства Я. И. Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты -бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз широкими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором. Кавказские казаки всегда носили тот же костюм, что и горские племена, то есть бешмет , черкеску - особый род чекменя, широкие шаровары , наговицы - ичеги и чувяки, а на бритую голову - папаха . Черкеска , хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах. нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой её подобен крою чекменя и, безусловно в какой то мере связан со скифскими образцами.

Терские

Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветную рубаху. Головной убор замужних казачек назывался - сорочка и состоял из подкосника , сорочки и стягаша (представлял из себя небольшой красный кумачовый платок, завязывавшийся на затылке). Поверх всего одевался шелковый или батистовый накрахмаленный платок, именовавшийся ширинкой , обычно палевого цвета, по центру которого проглаживалась канавка (стрелка). Девицы же одевали только стягаш и ширинку.

Малкина Екатерина Ивановна, искусствовед, преподаватель истории искусства МБОУ ДО «ДХШ г.Кузнецка».

Национальный костюм является неотъемлемой частью материальной культуры любого народа. Это не просто предмет прикладного искусства или красивая вещь, служащая эстетическим потребностям человека. Безусловно, национальный костюм призван олицетворять, в том числе, и представления о красоте у того или иного этноса, отвечать его вкусам, привычкам и соответствовать образу жизни. Однако не менее важной задачей национального костюма является выражение индивидуальности и самобытности культуры не только определенного народа, но и региона или даже местности. Иными словами, костюм способен подчеркнуть «не похожесть» различных народов или этнических групп внутри одного народа, указать на их самобытность, но в тоже время и обозначить взаимосвязь культур нескольких народов, их взаимное влияние и взаимопроникновение.

Весьма интересным в этом отношении является комплекс костюма терско-гребенских казачек, распространенный в станицах Кизляро-Гребенского и Горско-Моздокского полков. Специфика быта, материальной и военной культуры казаков определяется, с одной стороны, длительным проживанием по соседству с кавказскими народами и заимствованием некоторых элементов их культуры: ношение черкесок у мужчин, искусство джигитовки, использование оружия горских мастеров и т.д. С другой стороны, не смотря на соседство казаков с кавказскими горцами, влияние последних отразилось отнюдь не на всех сторонах их жизни. Народная культура терцев и гребенцов сохранила целый ряд самобытных черт. Примером этому могут служить: свадебный обряд, традиции празднования календарных дат, песенная культура, а так же комплекс женского казачьего костюма.

Проблема самобытности терско-гребенского женского костюма особенно актуальна в наши дни. На волне популяризации казачьей культуры и повышенного интереса общества к казачеству, ряды песенно-танцевальных коллективов стремительно пополняются ансамблями, позиционирующими себя «казачьими». На территориях исторического проживания казаков появляются многочисленные диаспоры и этнические общины, состоящие из потомков, в том числе, и терско-гребенских казаков. И та, и другая среда являются в наши дни единственными, где возможно найти применение национальной одежде. В этом отношении на руководителях фольклорных коллективов, художниках по костюму и мастерах-реконструкторах лежит колоссальная ответственность: в зависимости от их деятельности костюм будет либо предан забвению, либо обретет новую жизнь в современном мире. К сожалению, устоявшееся мнение о том, что казаки, придя на Кавказ, полностью переняли культуру горцев, зачастую является определяющим в работе над женским терско-гребенским костюмом.

Рис.1. Костюм гребенской казачки. Северный Кавказ, Терская обл. XIX в. С.-Петербург.

В связи с этим мне представляется крайне необходимым проведение сравнительного анализа одежды терско-гребенских казачек и одежды горянок, и выявление их основных сходств и различий. В рамках статьи будут рассмотрены образцы одежды конца XIX-начала XX веков, наиболее часто имитируемые фольклорными коллективами в наши дни.

  1. Начать разговор о терско-гребенском и кавказском женском костюме следует с кроя платья у горянок и бешмета у казачек. До середины XIX века, а в праздничной одежде и значительно позже, для пошива женского кавказского платья использовался покрой мужской черкески. У некоторых народов, как, например, у карачаевцев, и платье, и черкеску даже именовали одним и тем же словом — «чепкен» . Бешметы казачек в этом смысле не были исключением — они так же кроились по принципу черкески. Разницу между одеждой казачек и горянок составлял крой юбки. На терско-гребенских бешметах и фуфайках юбки шились с запахом и имели по краям треугольные вставки, которые образовывали складки (рис.1). Полы юбки горских платьев либо шились «стык в стык», либо расходились, образуя разрезы, в которые были видны рубаха и полы кафтанчика (рис.2).
Рис.2а.Костюм знатной кабардинки. Северный Кавказ, Кубанская обл. XIXв. РЭМ, С.Петербург.

Начиная со второй половины XIX века, когда на Кавказ в больших количествах стали завозиться не дорогие и легкие фабричные ткани, женщины получили возможность экспериментировать с кроем и вносить в традиционные фасоны небольшое разнообразие. Так, на фотографиях горянок второй половины XIX-начала XX в.в. можно увидеть распашные отрезные по талии платья и закрытые платья с юбками из клиньев, юбками в сборку, юбками со вставкой от талии до подола и т.д. Что же касается кроя казачьих бешметов и фуфаек этого периода (кон.XIX-нач.XX в.в.), то он остается неизменным, напоминающим покрой мужской черкески.

  1. В костюме терско-гребенских казачек отсутствуют ложные лопатообразные рукава, которые бытовали в одежде адыгских женщин, осетинок, абазинок и карачаево-балкарок (рис.3, рис.4). Их наличие было обосновано, во-первых, нормами кавказского этикета и необходимостью прикрывать руки женщины во время обрядовых танцев и массовых празднеств. Во-вторых, «богато расшитые нарукавные подвески, часто наиболее нарядный элемент одежды, служили своеобразным свидетельством богатства и знатности их обладательницы» ,простолюдинка могла позволить себе носить лопатообразные полости на рукавах только в праздничные дни, дворянка или княгиня — значительно чаще. И в том, и в другом случае эта деталь одежды указывала на «праздность, возможность не работать: кратковременную — для большинства (свадьба, праздник) или постоянную для высших сословий» .

Рис.2б. Костюм знатной кабардинки. Фрагмент. Северный Кавказ, Кубанская обл.XIX в.РЭМ, С.-Петербург.

Что же касается женщин восточного Кавказа, а именно чеченок, ингушек и кумычек, то на фотоснимках конца XIX-начала XX в.в. очень часто встречаются рукава разрезные от локтя или плеча, образующие на платье своего рода «крылья» (рис.5). Рукав такого типа не редко встречается и у осетинок, соседствующих с вайнашками. Свою актуальность у ингушек разрезной рукав сохранял весьма длительное время, вплоть до первой трети XX века, что подтверждают фотоснимки ингушских невест этого периода. В наши дни рукава этого типа очень активно используются в пошиве костюмов для терских казачьих общин и ансамблей, что в корне противоречит традиционному крою терско-гребенского женского костюма.

Рис.3. Кабардинка из рода Баташевых, вт.пол.XIX в.

Рукава бешметов гребенских казачек в более ранний период были либо узкими с отворотами (такой тип рукавов чаще встречался в более ранний период), либо плавно расширялись от плеча к кисти. Иногда край широкого рукава делали скошенным, как на рис.1. Рукава фуфаек были узкими, но короткими, выше локтя (рис.6).

Рис.4. Кабардинка-дигорка. Владикавказ, 1911.

Подтверждением этому служат многочисленные фотоснимки гребенских казачек, акварельные изображения казачек Г.Гагарина и Е.Лансере (рис.7, рис.8), а также этнографические описания терско-гребенской женской одежды: « гребенички носят: кафтан (он же называется бешметом), фуфайку, которая отличается от бешмета тем, что рукава ее делаются только по локоть, бешмет же имеет рукава длинные по кисть, с отворотами» . В станице Бороздинской, согласно описанию Е.Бутовой, комплекс костюма казачек состоит из рубахи с широкими рукавами, юбки, распашки («юбка с лифом и треугольным вырезом на груди, рукава распашки только немного длиннее локтя»), фартука, душегрейки и бешмета или фуфайки, где «кафтан (или бешмет) длинный, со множеством сборов у пояса и с длинными рукавами; фуфайка — тоже что и кафтан, но с рукавами до локтей» . Бешметы поверх юбок и рубах с широкими рукавами носили и в станице Наурской. В качестве украшения рубах казачки использовали кружево, которым обшивались края рукавов: «Из под широких рукавов бешмета выходили еще более широкие рукава с кружевной отделкой исподней кофточки» . Примером использования кружева в декорировании рукава рубахи так же служит фотография гребенской казачки станицы Червленой 1870-80 г.г. (рис.9).

Рис.5.Ингушка. Втор.пол.XIX-нач.ХХ в.
  1. Одно из ключевых отличий костюма терско-гребенских казачек с костюмами северокавказских женщин состоит в головных уборах. Типологически головные уборы горянок условно можно поделить на три группы: а) шапочки разнообразных типов и фасонов, которые носили женщины, преимущественно на западном Кавказе; б) платки и шали, имеющие распространение по всему Кавказу; в) чухта — основной вид головных уборов у представительниц народов Дагестана.

Высокие шапочки с закругленным верхом носили знатные адыгские, карачаево-балкарские и абазинские женщины; шапочки в виде усеченного конуса носили осетинки и частично ингушки; низкие шапочки с плоским дном бытовали у адыгских женщин (рис. 10, 11). Платки и шали носили на Кавказе повсеместно. В национальном костюме чеченок и кумычек в рассматриваемый нами период шапочки отсутствовали, и представительницы этих народов носили исключительно платки и шали, завязывая их разнообразными способами (рис.12).

Рис.6. Гребенская казачка конец XIX — нач.ХХ века.

Что же касается чухты, основного головного убора дагестанских женщин, то, в общих чертах, она представляла собой следующее: «… прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз (по спине) в виде накосника, в одних случаях до талии, в других — до подола платья» (рис.13).

Головной убор замужних терско-гребенских казачек по своему внешнему виду и структуре не имеет ничего общего с предметами одежды, описанными выше. Он, скорее, аналогичен кичкам и сорокам — сложным, составным головным уборам женщин южнорусских губерний. Итак, замужние казачки носили весьма замысловатый убор, состоявший из: подкосника («род кренделя, набитого ватой»), который надевался на прическу из двух кос; сорочки («нечто вроде очипка»), надеваемой поверх подкосника; небольшого платка-стягаша, в свою очередь, надевавшегося, на сорочку; платка-ширинки — верхнего большого платка, завершающего эту сложную и довольно интересную конструкцию (рис.14, 15). Такого рода убор носила каждая замужняя казачка поверх прически из двух кос, наложенных друг на друга и собранных на темени. Девушки-казачки заплетали одну косу и носили стягаш с ширинкой, девочки и вовсе ходили с не покрытой головой.

  1. В костюме терско-гребенских казачек отсутствовал сложный структурированный орнамент, в отличие от одежды кавказских женщин. Змеевидные, растительные и геометрические мотивы, симметрично расположенные на определенных участках кавказского костюма, играли не только декоративную, но и сакральную роль, выполняя функцию оберега. В качестве материалов для украшения платья горянки использовали: галуны, шитье золотом и серебром, нашивные металлические украшения, тесьму, а в начале XX века и кружево . Система расположения вышитого орнамента на платье была следующей: по бокам разреза юбки от талии до низа подола, по бокам выреза платья на лифе, по краю или низу рукава, на лопатообразных лопастях. Вышитый орнамент так же широко применялся в украшении шапочек у черкешенок, ингушек и осетинок (рис.16).

Костюм терско-гребенских казачек, в отличие от кавказского или, например, южнорусского, не имел орнамента в строгом понимании этого слова. Украшениям казачьего костюма мог служить рисунок на ткани или галунный шнур, которым обшивались, как правило, дорогие бешметы, сшитые из бархата или атласа. На примере костюма гребенской казачки с фотографии № 17 мы видим, что галунным шнуром обшиты края запаха и подола юбки бешмета, края скошенного рукава и вырез на лифе. Орнамент, как таковой, отсутствует, если не считать небольшие цветы, симметрично расположенные у края выреза на лифе и по краям рукавов, по одному цветку на каждом рукаве.

Рис.13 Дидойцы. На фото женщина-дидойка в традиционном головном уборе «чухта». Горный Дагестан, начало XXв.

Минимализм в орнаментике отнюдь не портит терско-гребенской костюм, не делает его скучным, невзрачным и т.д. Казачки, славящиеся своим щегольством, умело дополняли лаконичную в плане декора одежду ювелирными изделиями. «Бешмет подпоясывался серебряным поясом, а на груди нанизывались на цепочку серебряные монеты» , — пишет об украшениях модниц станицы Наурской П.А.Востриков. Более подробный перечень ювелирных украшений, бытовавших у гребенских казачек, приводит А.А.Ржевусский: «На шею вешают палевые янтари, крупные и мелкие, а также коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; носят также цепочки серебряные, старинные, с большим восьмиконечным крестом. В ушах носят серьги тоже старинные, большие, серебряные с чернью, а также и более новой, европейской работы» .

  1. В продолжение разговора об особенностях терско-гребенского женского костюма и его различиях с одеждой горянок, следует упомянуть о том, что на Тереке казачки не носили шаровары. В отличие от кавказских женщин, татарок, калмычек, турчанок и казачек нижнего Дона. Об этом упоминает А.И.Руновский в своих «Записках о Шамиле», где дает оценку внешнему облику чеченок и казачек, и сопоставляет предметы их одежды: «казачки не носят шальвар, что, впрочем, отнюдь не портит их костюма» .

Отсутствие этого, казалось бы, не значительного предмета одежды в костюме терско-гребенских казачек обращает на себя внимание. Ведь на огромных территориях, включающих Крым, Закавказье, Северный Кавказ и Дон, представительницы всех проживающих там народов, носили шаровары согласно турецко-татарской моде, и лишь казачки Терека являются в этом отношении исключением.

  1. В традиционном терско-гребенском костюме отсутствовали нагрудные застежки, которые сегодня так часто имитируются в костюмах песенно-танцевальных казачьих коллективов и участниц терских казачьих общин и диаспор. Металлические застежки в кавказском костюме «прошли путь от собственно застежек к их имитации — украшениям» . Изначально они крепились на кафтанчике, который носился под верхним платьем. В вырез платья на груди были видны ряды горизонтальных застежек. Позднее (в середине XIX века) кафтанчик преобразовался в нагрудник без спинки и рукавов, и застежки стали выполнять исключительно декоративную роль.

Рис.20. Казаки станицы Щедринской. На бешмет молодой женщины стоящей слева, нашиты характерные для терско-гребенских казачек застежки.

Застежки или «азиатские петли» у терско-гребенских казачек пришивались по краю борта бешмета на бархатную или сафьяновую основу и обшивались галуном. Располагались петли-застежки чуть выше талии, иногда в качестве украшения их пришивали по обоим краям выреза бешмета (рис.18,19,20). Терско-гребенские застежки значительно короче горских. На фотоснимках гребеничек конца XIX — начала XX в.в. наиболее часто встречаются небольшие горизонтальные застежки, которые, так же можно увидеть и на фотокарточках чеченок этого периода (рис.21). На акварелях Г.Гагарина изображены застежки, вероятно, более ранней формы — в виде «огурца» (см. рис.7).

Рис.21. Молодые чеченки. Фото второй половины XIX века.

В качестве украшений казачки носили бусы из янтаря и коралла разной величины, серебряные цепочки с восьмиконечными крестами или нанизанными монетами, «бешмет подпоясывался серебряным поясом» , а в ушах носили серьги «старинные, большие, серебряные с чернью, а также и более новой, европейской работы» . Ношение казачками кавказских серебряных поясов является одним из немногих компонентов, который роднит костюм гребенских мамук с одеждой горянок.

Таким образом, подводя итоги данного сравнительного анализа, мы пришли к выводу: костюм терско-гребенских казачек является уникальным предметом прикладного искусства Северо-Кавказского региона. Проблема его бытования в наши дни требует очень серьезного глубокого изучения и значительного переосмысления. Мастерам по пошиву национальной казачьей одежды необходимы так же базовые знания в области костюма кавказских горцев: черкесов, абазин, карачаево-балкарцев, осетин, вайнахов (чеченцев и ингушей), народов Дагестана.

Создание этнографически точно сшитого костюма, не возможно без детального изучения музейных подлинников, изобразительных источников в виде фотографий и графики XIX-XX вв., а так же письменных источников в виде научных монографий по истории костюма кавказского региона и описаний в дореволюционных изданиях. В противном случае, традиционной одежде терских и гребенских казачек грозит уход в небытие, полное забвение и абсолютно не заслуженное вытеснение не качественными и неверными с этнографической точки зрения образцами одежды.

СМОПМК: Станица Наурская Терской области, П.А.Востриков, 1904 год.

А.А.Ржевусский. Терское казачье войско, 1888 год.

Развитие торговых дел на Северном Кавказе потребовало создания новых опорных пунктов. Главным из них продолжал оставаться, основанный в 1573 году Терский городок. Он продолжал оставаться, прежде всего, порубежной крепостью, вокруг которой появлялись казачьи станицы; являлся главной опорой русского контроля над восточной частью Северного Кавказа. Расположенный в дельте реки Терек представлял собою довольно мощную крепость, защищаемую тридцатью пушками и гарнизоном стрельцов. Терские казаки охраняли левый берег Терека, выше крепости по течению. Крепость Терки, или Сунженский острог одно из самых ранних описаний который сделал Федот Котов .
Терский городок как бы притягивал к себе местных русских поселенцев, прежде всего гребенских казаков. Они, как вольные поселенцы, проживали по левому берегу Сунжи и правому, Терека в предгорьях («гребнях»). Средством их существования были ведение хозяйства и охота. Гребенцы обосновались на Тереке и Сунже достаточно давно, еще до основания Терского городка, и считаются древнейшей из возникших на Кавказе казачьих общин. Широко известно церковное предание о передаче донскими казаками Дмитрию Донскому после Куликовской битвы своих святынь. Там казаки описаны как малоизвестный на Руси «народ христианский, воинского чина» живущий где-то на Дону, имеющий там «города», в которых он хранит свои чудотворные иконы. Косвенным подтверждением подлинности предания служит почитание Гребневской (Гребенской) иконы Божией Матери. Еще в 1555 году, когда кабардинские князья отправили в Москву посольство бить челом Ивану Грозному о принятии их в русское подданство, с этим посольством приходили в Москву и атаманы Гребенских казаков, проживавших на реке Сунже. По преданию, царь милостиво принял казаков и пожаловал их вольною рекою «Тереком Горыничем» .
На своеобразный быт и хозяйство казачьих поселений существенное влияние оказывала многонациональность. С самого начала своего образования терско-гребенское казачество отличалось пестрым этническим составом, о чем говорят официальные правительственные документы, сообщения путешественников и «сказки» самих казаков. В числе населения городков-крепостей по Тереку и Сунже наряду с русскими здесь проживали кабардинцы, ногайцы, кумыки, чеченцы, ингуши и др. . «…Случалось, – пишет русский историк В.А. Потто, – что какой-нибудь Гассан похищал в соседнем селе красавицу Фатиму, и оба на одном коне, спасаясь от погони, являлись ночью в гребенской городок. А наутро Гассан превращался в казака Ивана, а Фатима становилась Марией, или, по-гребенски, Машуткой» .
Это приводило к тому, что с самого начала беглая казачья вольница оказалась не только снаружи, во и изнутри в иноэтническом окружении, живя в непосредственном соседстве с коренным населением края. И это не могло не сказаться на материальной и духовной культуре различных групп северокавказского казачества. Естественно, что в его быт и культуру в этом случае проникали самые разнообразные элементы культуры местного населения, как, в свою очередь, русские и украинские элемент культуры со временем проникали и в среду соседнего горского населения способствуя взаимообогащению культур северокавказских народов и русского населения края.
Гребенские казаки очень тесно контактировали с местными народами и сами в значительной мере «окавказились». Переняли традиционную одежду, оружие горцев, некоторые обычаи, пляски, методы хозяйствования. Гребенские казаки поселились пятью городками, претерпевшими впоследствии тягости переселения: Червленым, названным так по памяти о Червленом Яре, Старо-Гладковским, Ново-Гладковским, Курдюковским и Щедринским. Русский генерал А. И. Ригельман записал с их слов, что до переселения они жили, «по объявлению гребенских старожилов, за Тереком в самой нынешней Кабарде и в части Кумыцкого владения, в Гребнях, в урочище Голого Гребня, в ущелье Павловом и в ущелье Кошлаковском и при Пименовом Дубе»; другая их часть «в Черкасах были, по объявлению тамошних, и жительство имели двумя деревнями, а именно, одна в большой Кабарде при устье реки Газы, впадающей в реку Урюф [вероятно Урух], а оная впадает в Терек с левой его стороны, и назывались Казаровцы; другая - в Малой Кабарде ж, в самом ущелье Татартуповом, которое урочище состоит близ реки Терека и ниже, впадающей во оной, речки Акс с левой же ее стороны» .
Смешанный этнический состав казачества отразился и на бытовании в старых казачьих поселениях типично кавказских построек. Так. с самого начала большое распространение здесь получили «сакли», строившиеся по местному образцу из сырцового кирпича обмазанного глиной. Выполняя на раннем этапе роль жилых помещений, сакли постепенно превращались в подсобные строения, используемые для различных хозяйственных нужд. На Тереке, в то время богатом лесами, почти повсеместно в «государевых городках» бытовали типичные русские рубленые избы, вытянутые в плане и состоящие из одного или двух жилых помещении.
Гребенцы ставили свои дома по-русски, но они заимствовали у горцев, в частности у кабардинцев сам характер внутреннего убранства дома: в одном углу было собрано и развешано по стенам оружие и доспехи, в другом - возвышались постели и одеяла, сложенные ровными кипами, а на самом видном месте красовалась на полочках тщательно вычищенная и парадно расставленная посуда. Одновременно в доме удерживалась традиционная русская печь с широким устьем, просторные лавки, правда, по-кавказски покрытые коврами, стол, а в красном углу возвышался киот с образами.
Традиционная мужская одежда рядовых казаков на Тереке ее - вначале из длинной до колен русской холщовой рубахи с прямым или косым разрезом ворота. Рубаху казаки заправляли в штаны или в шаровары. Старинной верхней одеждой мужчин был чекмень-зипун. Одновременно такая одежда являлась и форменной. Головным убором у казаков чаще всего была шапка куполообразной формы, широко распространенной у татар и ногайцев (колпак), а затем и меховая папаха, такая же, как и у соседних горских народов Северного Кавказа. Обувь - лапти, сапоги, башмаки, «ходоки» из сыромятной кожи и черевики. Кроме того, казаки часто на местный манер подвешивали к кавказскому поясу кинжал и саблю с которыми не расставались никогда и носили кушак. Со временем «кавказские» черты в одежде гребенцев и терцев усиливаются, как об этом писал в XVIII в. И.-Ф. Миллер. По его словам, одежда и оружие казаков были «на черкесский манер»- по образцу и подобию одежды и оружия их соседей-кабардинцев .
Простотой и незамысловатостью отличался и костюм казачки, состоявший из рубашки-сорочки старорусского покроя (чаще всего с прямыми поликами), выполнявшей одновременно роль нательной и верхней одежды. Покрои женских рубах отличались некоторым разнообразием и варьировали в западных и восточных областях Северного Кавказа. Обычной же верхней одеждой казачек на Тереке являлся женский зипун, ладно облегавший фигуру, на металлических застежках - по кавказскому образцу. Голову принято было покрывать домотканым платком, из-под которого видна «кавказская» шапочка, поскольку без головного убора женщина, как и у горцев, не имела права показаться на улице и даже быть дома простоволосой в присутствии свекра и свекрови. Украшений казачки носили много: серебряные пояса, серьги, бусы (мониста), кольца, чеченские и дагестанские браслеты, в чем явно прослеживалось кавказское влияние (особенно у гребенцев).
Горские музыкальные инструменты и танцы естественно вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре играли мужчины, а на гармошке играли женщины-казачки. А круговой и темпераментный танец «Наурская лезгинка» стал национальным танцем терских казаков. Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды.
Одно из самых ранних упоминаний о пище русского населения Северного Кавказа содержится в документах начала XVII века, из которых следует, что в период «Смутного» времени на Руси жители Терского городка покупали просо у кабардинских и кумыцких людей, с которыми поддерживали тесные хозяйственно-экономические отношения, и жили вполне независимо от «государевой дачи» благодаря помощи и поддержке местного населения . Терские казаки, жившие по соседству с чеченцами, ввели в свою кухню чеченские национальные блюда: лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом и многое другое. Горцы тоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни в зимние месяцы сушеную рыбу и квашеную капусту.
В условиях постоянных набегов крымских татар и османских отрядов и их местных союзников, междоусобных распрей феодальных владетелей, в которых принимали участие и казаки, земледелие в казачьих городках по Тереку и Сунже было весьма неперспективным делом и основным богатством у гребенцев, как и у их соседей-кабардинцев, долгое время являлся скот (крупный рогатый, овцы, козы, лошади). Поэтому в начальный период в пищевом рацион казачества на Северном Кавказе преобладало мясо, получаемое как продукт скотоводства и добываемое на охоте, молочные продукты, а также рыба и дикорастущие овощи и фрукты, которыми был в то время так богат Северный Кавказ .
У некоторых народов Северного Кавказа в описываемое время были хорошо развиты овощеводство и садоводство которые позже получили также широкое развитие и у русского населения края, и это отразилось на пищевом рационе терских и кубанских казаков. В их обеденном меню можно было встретить капусту, свеклу, огурцы - баклажаны, перец, лук, чеснок, фасоль, горох, местные кулинарные травы. Как местное, так и русское население края в изобилии запасало на зиму фрукты и овощи в свежем и консервированном виде, используя различные способы их хранения, в том числе и типично восточнославянские - квашение, соление, маринование. Большое развитие в крае со временем получило бахчеводство - выращивание тыкв, дынь, арбузов и баклажанов, из которых приготовлялось много различных блюд и деликатесов. Фрукты дикорастущие и окультуренные употреблялись свежими, сушились, варились в виде компотов («узвар»), из них готовились варенья и начинки для мучных изделий, различные подливы и соусы к мясным и мучным блюдам .
В 1628 году «Выдающимся эпизодом этого времени служит посещение Гребней двумя иностранцами, учеными минералогами Самуилом Фрич и Иоганом Герольд. Оба были присланы из Москвы для отыскания в Кавказских горах серебряной и медной руды, как нового источника для поправления расстроенных финансов государства, и Терский воевода князь Василий Щербатов поручил охрану их Гребенским казакам. Эти люди, знакомые с местностью, знавшие туземные языки, умевшие примениться к чуждым обычаям и нравам, были очень полезны нашим искателям и как проводники, и как надежная охрана. В своих донесениях Московскому правительству оба они отзываются о Гребенских казаках с особой похвалой, как о людях, «на верность которых можно положиться». Они были даже в их городках, стоявших, по их показаниям, в горах, выше селений Илдара и Келмамета, сыновей Ибака-Мирзы, владельца Малокабардинского. И от них-то впервые мы узнали кое-что о домашней жизни Гребенсских казаков. Фрич и Герольд были первыми европейцами, посетившими надтеречный хребет, где до них никто из русских никогда не бывал, и потому то их показания имеют для нас особую ценность. По их словам, Гребенцы отличались своею домовитостью и культурным развитием перед другими казачьими войсками того времени. Это была в строгом смысле самая ранняя русская колония на Кавказе, умевшая находить средства для жизни и помимо старинного молодечества в собственном своем производительном труде. Донцы и Терцы, например, не хотели знать хлебопашества и даже побивали тех, кто им занимался, как ремеслом, несродным казачеству, а Гребенцы повсюду прилагали свой труд и этим достигали заметного благосостояния в своем хозяйстве. Их жены ткали сукна и галуны для домашнего обихода, а сами казаки сеяли просо и кукурузу, занимались насаждением тутовых дерев и разведением виноградной лозы, которой, по свидетельству Фрича и Герольда, много было в лесах по берегам Сунжи и Терека в дикорастущем виде» .
Владимир Ютрименко

Библиографический список:
. Хождение купца Федота Котова в Персию. М., 1958;
. Военная энциклопедия. 1911-1914;
. ЦГАДА. Ф. Ногайские дела. Оп. 1. 1627 г. Д. 1; Кумыцкие дела. Оп. 1. 1632 г. Д. 1; КРО. Т. 1., Т. 2 М., 1957;
. Потто В.А. Два века терского казачества, Т.I. Владикавказ, 1912;
. А. Ригельман, Летописное повествование о Малой России;
. ЦГАДА. Ф. Портфели Г.-Ф. Миллера, Д. 757/30 (Описание гребенских казаков);
. ЦГАДА. Ф. Ногайские дела. Оп. 1. 1627 г. Д. 1; КРО. Т. 1;
. ЦГАДА. Ф. Кумыцкие дела. Оп. 1. 1654 г. Д. 1; КРО. Т. 1;
. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М. Наука 1988;
. Потто В.А. Два века терского казачества, Т. I. Владикавказ, 1912.

«История этого наряда насчитывает тысячу лет. Исходная горская одежда мало отличалась от нарядов тюркоязычных кочевников и хазар: распашной приталенный кафтан с поясом, штаны, заправляемые в сапоги, и повязка в качестве головного убора. Таким, как мы его знаем, национальный костюм стал к концу XVIII - началу XIX вв.», - рассказывает кандидат исторических наук Александр Савельев .

Для воина - идеально

Основа мужского костюма адыгов - черкеска. Это однобортный распашной приталенный кафтан длиной ниже колен. Без воротника, с широкими и короткими рукавами, с узким кожаным ремнем на талии. Ремень обычно украшали медными или серебряными бляшками, также на нем носили ружейные принадлежности и холодное оружие.

Черкеска была идеальной одеждой для конного воина, участвующего в дальнем набеге: не стесняет движений, удобна для верховой скачки, практична, согревает в ненастье. Да еще и с полезными мелочами! Прежде всего, это газырницы - особые нагрудные карманы, обычно из кожи, для деревянных или костяных пенальчиков (газырей). Хранились в них отмерянные дозы порохового заряда, и завернутые в промасленную тряпицу круглые пули для дульнозарядного ружья или винтовки. В крайних газырях обычно помещались сухие щепки для растопки костра (кресалом служила пряжка ремня). После распространения винтовок в газырях нашлось и место для капсюлей. Один из газырей заполняли запасом еды - прессованной, концентрированной смесью из пшена, мяса, сухого бульона и специй. За несколько минут из неё можно было получить вкусный и питательный мясной суп. Количество газырей колебалось от четырех до восемнадцати на каждой стороне груди.

Походные черкески шили из сукна неброских цветов - черного, серого, бурого. Праздничные - из более тонких тканей ярких расцветок - красных, синих, зеленых, золотисто-желтых, коричневых, фиолетовых. Рабочие черкески были без газырей. Для стариков шили черкески с удлиненными рукавами, согревающими кисти рук.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет - еще один вид кафтана или полукафтана с высоким, стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Богатые горцы шили бешметы из тонкой шерсти, шелка ярких расцветок, крестьяне - из домотканого сукна, позже из бумажной ткани. В быту бешмет часто носился без черкески. Существовали теплые варианты бешметов, стеганные на вате. Другие варианты горского кафтана - архалук (сходный с бешметом) и чекмень (среднее между халатом и кафтаном).

Штаны носили самого простого кроя. Две штанины соединялись ромбовидным клином и собирались у пояса шнурком. Обувью черкесам служили мягкие ноговицы и чувяки - без каблуков и с закрытой пяткой. Обычные горцы носили чувяки из бычьей или буйволиной кожи, князья - из тонкого сафьяна, украшенные галунами и золотой вышивкой.

От древности - до наших дней

Важным элементом была бурка - изготовленный из войлока безрукавный плащ белого, черного или бурого цветов. Существовали бурки для всадников (длинные, ворсистые, со швами, образовывавшими широкие плечевые выступы) и пеших (короткие, гладкие, без швов). Ценность бурки в походе была огромна. Всадник прикрывался ею от ветра, дождя или палящего солнца, на привале ею укрывался, в бою бурка могла защитить от стрелы или пули на излете, непрямого скользящего удара клинком.

Самые известные охотники имели специально изготовленные для них «суровые» бурки из шерсти убитых ими животных с нашитыми на изнанку когтями и клыками. Подобным буркам приписывались магические свойства притягивать врагов и зверей, а потому их категорически не рекомендовалось носить обычным путникам и пастухам. Надо отметить, что бурка, вероятно, является самым древним элементам горского костюма, которому 2300 лет. Исследователь А. Кавказов предполагает, что ранними вариантами бурок могли быть черные плащи, упоминаемые еще Геродотом, описывавшим прикавказские страны и народы.

Головными уборами к горскому костюму служили папахи и башлыки. Первые представляют собой меховые шапки (из овчины или каракуля) самых разнообразных форм и высоты, что зависело от традиций разных народов. Башлык же - это остроконечный суконный капюшон с длинными концами-лопастями для обматывания вокруг шеи. Его надевали на голову или на другой головной убор для защиты от зноя или непогоды.

Одежда горцев оказалась настолько удобной и практичной в суровых условиях Кавказских гор, что распространилась среди всех окрестных народов. Незначительно различались лишь детали. К концу первой четверти XIX в. ее переняли терские и линейные казаки, сначала неофициально, но уже в 60-е гг. горский костюм стал униформой Кубанского казачьего войска. А его отдельные элементы распространились куда шире и вообще оказали огромное влияние на российскую военную униформу и одежду.

Так, бешмет на вате стал прообразом знаменитого ватника, а его укороченный вариант превратился в гимнастерку. Некоторые исследователи предполагают, что башлык стал прообразом будёновки, хотя более традиционная теория видит в ее прототипе древнерусский шлем-шишак, не случайно же исходное название этого головного убора было «богатырка». С 1913 года папаха стала головным убором личного состава сухопутных войск Российской Императорской армии, а в Красной/Советской армии она служила зимней шапкой для полковников и генералов до 1992 года, вернувшись в этом же качестве в современные Российские войска с 2005 г. Полный же кавказский костюм и сейчас с гордостью носят кубанские казаки.

Выбор редакции
В древнем Минийском Орхомене в Беотии правил сын бога ветра Эола, царь Афамант. Двое детей было у него от богини облаков Нефелы - сын...

Отказаться от употребления алкоголя очень сложно. И не всегда это связано с физической или моральной зависимостью, так как алкоголь не...

Кажется, любой человек, который хоть раз сидел на диете, знает краеугольный камень похудения – не есть за 2 часа до сна. А ведь ночью,...

Андрей Губин – самый обаятельный и сладкоголосый певец 90-х. Собственные песни он начал писать с 16 лет, учась в Лицее №5 города Уфы. Еще...
Смысл лесенки заключается в постепенном состригании волос слоями. Каждый уровень короче предыдущего и, таким образом, визуально...
Баночный массаж известен своими антицеллюлитными свойствами. Процедуру избавления от целлюлита легко сделать даже в домашних условиях,...
(род. в 1963 г.) шахматист, гроссмейстер, политический деятель, предприниматель Каспаров Гарри Кимович не вошел, а буквально ворвался в...
Пять причин вставать в пять утра. Мои шаги к легкому пробуждению Я встаю в пять утра. Вот уже пять лет. Этот факт неизменно вызывает...
Соль, пожалуй, самая древняя и самая «скандальная» приправа. В своё время она ценилась на вес золота. Соль прочно заняла своё место в...